Домой Интервью Александр Притула: «Спасом нельзя заниматься, им нужно жить!»

Александр Притула: «Спасом нельзя заниматься, им нужно жить!»

638
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

притула

Президент Всеукраинской федерации Спас Александр Притула рассказал журналисту «Верже», как стать настоящим казаком и возродить национальную культуру

Александр Леонтьевич, ваше имя, как в Запорожье, так и далеко за его пределами ассоциируется с Всеукраинской федерацией СПАС. Расскажите нашим читателям, что для вас означает этот вид единоборств.

СПАС —  моя личная история. Сам я казацкого рода по двум линиям. Один из предков основал село в котором я жил – Царкут, и даже заложил там церковь. Сейчас на ее месте находится женский монастырь. Сначала был просто интерес, но потом я раскопал свою родовую историю. Оказалось, что все мои братья развивали казачество, моя семья соблюдала казачьи традиции, обряды, обычаи.

А когда и при каких обстоятельствах в Вашей жизни появись боевые искусства?

Борьбой я занимался с самого детства. Когда в 16 лет переехал в Запорожье, моими первыми тренерами были братья близнецы Николай и Александр Никифоровы. Они легендарные мастера боевого искусства мирового значения, которых знают далеко за пределами Украины. В свое время они имели шаолиньские дипломы, так как тогда были только восточные школы единоборств. Тогда я впервые задался вопросом о том, почему в Китае, Корее, Америке есть свои виды единоборства, а в Украине нет. И решил, что нужно внедрять наши национальные традиции.  В 1993 году был уже собран определенный материал. На протяжении долгих лет мы с моими единомышленниками проводили биомеханический анализ народных танцев, искали методики, казачьи песни, задавшись целью возродить украинскую национальную боевую культуру.

Как произошло Ваше знакомство непосредственно со Спасом?

Я узнал о носителе родовой традиции Спаса – Бесклубом Леониде Петровиче и  поехал к нему знакомиться.  К счастью,  он согласился учить меня Спасу. Но вместе с тем, появилась проблема, потому что Спас – боевое военное искусство, направленное на уничтожение врага. Пришлось писать правила и новые методики, чтобы превратить жестокое искусство в спорт.

Когда же прошли первые соревнования?

В 1994году. В них принимали участие не более 40 человек. В поисках зала нам помогло большое количество людей. Но не все чиновники были согласны принять новый вид единоборств. А мы продолжали толковать о духовном развитии, собирали по всей Украине информацию о Спасе, искали единомышленников. Первые деньги выделил Степаненко Виктор Григорьевич – тогдашний начальник спортивного комитета. Их нам хватило, чтобы выступить впервые в Киеве в 1995 году, показать приема Спаса, наградить победителей грамотами. А уже год спустя мы решили провести первый фестиваль национального вида единоборств в родном Запорожье. Готовились целый год, но, к сожалению, к нам почти никто не приехал. Но от своей цели мы не отошли. Уже в 1997 году фестиваль таки состоялся, его посетило порядка 70 человек из других городов. Тогда мы первые получили  поддержку от города. Честно говоря, было очень тяжело пробить чиновнические взгляды на новое искусство. А все потому, что есть люди «дела», а есть «люди при деле»…

Когда появилась первая школа Спаса?

На первом фестивале было решено создать Всеукраинскую федерацию Спаса. Но, увы, она провалилась. Столичные чиновники начали вести свою политику. Мы начали искать поддержки у чиновников нашего города. Хочу сказать, что Запорожье совершило подвиг. Власти отступили от параграфа, невзирая на законодательство, и поступили по совести. При отсутствии в классификации такого вида спорта, как Спас, в 1997 году все же была создана муниципальная «детская юношеская спортивная школа Спас». Желающих заниматься спортом было около трех сотен человек. Мы просто ходили по школам и рассказывали детям о новом виде боевого искусства.

В 1998 году мы провели первый чемпионат Украины и параллельно возрождали боевую культуру. Спас зародился в Запорожье. Я всегда люблю задавать людям вопрос:

– А много ли видов спорта создали в Запорожье за последние сто лет? Вот, а мы создали…

Я благодарен тем, кто стоял у истоков, те кого я тренировал и те кто просто помогал. Это братья Никифоровы, Александр Черненко, Виктор Павленко, Александр Корниенко, Руслан Синельник, Олег Сафонов…

А как же появилась целая федерация Спаса?

В том же 1998 году мы начали переписку министерством, чтобы зарегистрировать этот вид единоборств, но удалось сделать это лишь в 2005 году. Спустя три года Спас был признан временно видом спорта, а уже в 2010 году в феврале был признан официально видом спорта в Украине, и введен в классификацию. Знаковым человеком в развитии Спаса, как национальной культуры, стал народный депутат Украины двух созывов, который погиб в 2003 году —  Ярмак Анатолий Васильевич. С 1998 года он со своими боевыми побратимами помогал нам, как мог. С тех пор наш фестиваль носит называние «Международный фестиваль казацких боевых традиционных искусств Спас на Хортице имени Анатолия Ярмака». Он является почетным главой запорожской школы спас.

Знают ли о Спасе за пределами Украины?

Конечно. В 2012 году был  проведен первый чемпионат Европы по Спасу, в котором принимали участие спортсмены из пяти стран. А чуть позже в Днепропетровске прошел Чемпионат мира, куда съехались представители из 9 стран.

Чем занимаетесь на данном этапе?

Спас уже вышел на международную арену. Имеем всеукраинскую федерацию, которая развивает Спас в пяти направлениях:

1. Спортивное направление. Уже созданы школы и клубы в 10 областях Украины. В федерации уже 5000 членов. Проводится развитие национальных видов спорта – борьба на поясах, лава на лаву, борьба на крест.

2. Боевая культура украинского народа. Мы возрождаем обычаи, обряды, формируем духовный стержень. Любой спортсмен без духовности – не воин!

3. Оздоровительное направление. У нас был случай, когда у парня было патологическое облысение, и через короткое время, полностью отдавшись казачеству, у него появилась целая шевелюра!

4. Патриотическое направление. Спас – это гимн, марш, олицетворение мудрости нашего народа. По словам академика, настоящего казака Юрия Шилова, Спас — это снятие противоречий на позитив!

5. Научное. Мы до сих пор ищем литературу, читаем историю и ищем родословные наших предков.

О каких личных успехах или всей федерации можете поведать?

Федерация сейчас имеет более 50 чемпионов и призеров по другим боевым искусствам. Культура Спаса возрождается и до сих пор. Мы проводим каждый год мероприятия, наша федерация является национальным представителем боевых искусств в Украине, потому что несет духовность. Я приглашен и номинирован на награду американского журнала «боевые искусства» за заслугу в видах единоборств. Еду в Америку в конце январе.

Спрашивают часто, откуда у нас столько побед? Да потому что все строится на духовной подготовке! От нее зависят и все другие аспекты. Когда тренер и спортсмен – созидатели, то они работают в унисон. Все должно идти от души.

А легко ли объяснять детям о духовности, которые приходят к вам?

Мы не объясняем! Наша задача пробудить культуру в человеке, если мы проводим экологическую акцию, мы не объясняем, что чистая территория — это хорошо. Мы берем и сами убираем с детьми, а потом проводим казацкие забавы. Ребенка не надо учить, ему нужно показывать на личном примере. Наша задача – подтолкнуть, чтобы человек сам понял и осознал.

А работали ли вы с девочками, которые хотят быть казачками?

Есть две девочки, которые джигитуют на конях. Одна маленькая, вторая уже взрослая. Маленькая Катя показывает такие трюки, что не каждый взрослый спортсмен сможет такое сделать. В практике через меня прошло около 5000 учеников, статистику не веду. Спас все-таки мужской вид спорта, а для девочек отдельная программа – самооборона. Девушка-казачка в традиции должна не только родить и любить, но еще и уметь защитить!  Были случаи, когда тренированная девочка отбилась от 2 хулиганов.

 

Что насчет театра казацкого боя?

Я горжусь им! Там выступают не профессиональные артисты, но их шоу всегда запоминающееся. Например, в школе «Запорожская сечь» на Хортице мы ввели специальные классы, где дети учатся джигитовать на конях.  Это уникальные дети, которых по всему миру очень мало. Конные выездки  поддерживают общественные организации.

Можете вы сказать, что полностью возродили казацкую культуру в Запорожье?

Казачество для Запорожья это брендовость! Понятно, что хотелось бы лучше. Я считаю, что город имеет возможность лучше поддерживать национальную культуру. Но проблема в том, что есть разные чиновники, как я уже говорил «люди дела» и люди «при деле». Что касается казацкой культуры то Запорожье  впереди всей Украины на 15-20 лет. Спас – это не только спорт, а и культура. Сейчас мы продолжаем готовить закон про казацкую культуру, ведем правовую ведомость, проводим научно-практические конференции, изучаем историю наших предков. Я прожил 5 лет в Киеве, но вернулся в родное Запорожье. Потому что тут казачья земля! Это духовная столица Украины! Одна Хортица чего стоит. Запорожье — эпицентр развития спаса!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here