Иван Гашенко: «Главное не останавливаться на достигнутом…»

1398
0

ph_2013-4

Пролить свет на последние законодательные изменения, рассказать о результатах проведения земельной реформы в Запорожской области и ответить на некоторые интересующие нас вопросы мы попросили начальника Главного управления Госземагентства в Запорожской области Ивана Анатолиевича Гашенко

 

— Иван Анатолиевич, расскажите о целях и приоритетных направлениях деятельности Главного управления Госземагентства в Запорожской области в  текущем году

— Основная цель, стоящая перед руководством и специалистами Главного управления Госземагентства в Запорожской области, а также его территориальными подразделениями в районах и городах области — это реализация государственной земельной политики на территории региона.

Направления нашей деятельности охватывают довольно широкий круг вопросов. В частности, в этом году нам предстоит дальнейшее ведение и информационное наполнение системы Государственного земельного кадастра, завершение  инвентаризации земель, своевременное обновление устаревших материалов нормативной денежной оценки, качественное выполнение полномочий в части распоряжения землями сельскохозяйственного назначения, развитие рыночных земельных отношений.

 

— С 1 января 2013 года действующее земельное законодательство в Украине претерпело целый ряд значительных изменений. С чем это связано?

—          За 22 года проведения земельной реформы накопилось множество нерешенных проблем, многие из которых приобрели просто-таки хронический характер. Для их решения требовались кардинальные изменения, прежде всего, в законодательной плоскости. В 2013 году вступили в действие целый ряд законов – о земельном кадастре, о государственной регистрации прав, законы, связанные с административной реформой. Принципиально изменилась система регистрации земельных участков и прав на них. Все эти законодательные новшества – требование времени, без которых невозможно дальнейшее созидательное развитие земельных отношений в нашей стране.

 

– Вот уже год как заработал электронный земельный кадастр. Что он дал Украине и простым ее гражданам?

—   Появление электронного земельного кадастра в Украине можно считать настоящим  прорывом в развитии земельных отношений от первоначального принятия смелого политического решения обнародовать сведения о земельных участках, до еще более смелых действий — внедрения сверхсовременного программного обеспечения. Подготовка электронной кадастровой системы и ее внедрение было осуществлено в Украине в беспрецедентно короткие сроки – всего 3 месяца. Тогда как, например, Россия шла к этому целых 3 года.

Прежде всего, вся информация о земельных участках на территории Украины стала открытой и доступной каждому простому гражданину, и скрыть земельные махинации стало просто невозможно.

С 2013 года в стране действует единый автоматизированный кадастр и единая база данных, благодаря чему регистрация участков происходит в разы быстрее.

 

— Как обстоят дела с работой системы земельного кадастра у нас в области?

— На сегодняшний день ведение Государственного земельного кадастра в Запорожской области осуществляется в соответствии с требованиями  действующего законодательства.

На текущий момент Государственными кадастровыми регистраторами Запорожской области проведена регистрация более 37 тысяч земельных участков, выдано более 33 тысяч выписок из Государственного земельного кадастра. Также зарегистрировано 51 ограничение в использовании земель,   предоставлено 111 выписок из Государственного земельного кадастра про выкопировку из кадастровой карты (плана), исправлено 108 технических ошибок, допущенных не по вине органа, осуществляющего его ведение.

 

 

 

—         Слышали об упрощении процедуры отвода земель. Расскажите, что именно изменилось, в чем состоит упрощение?

Относительно упрощения: долгое время в нашей стране оставалась неурегулированной деятельность земельных комиссий, в состав которых входили от семи до девяти представителей разных ведомств – от архитектурного до экологического. И если хотя бы один член комиссии не мог прийти, весь процесс согласования землеустроительной документации блокировался.  Кроме того порой доходило до абсурда: на бабушкин огород необходимо было снаряжать археологические экспедиции, осуществлять радиологические исследования и т.д.

Теперь же, после внесения законодательных изменений, все согласования приходятся на один орган – земельный, если же участок выделяется под застройку – добавляется архитектура.  Остальные органы присоединяются только в том случае, если характеристики земельного участка, который отводится, непосредственно касаются согласования с этим органом.

Все согласования вышеупомянутых органов предоставляются бесплатно, параллельно и независимо друг от друга в 10-дневный срок. За нарушение этих сроков предусматривается административная ответственность.

 

— В свете последних законодательных изменений, какие вопросы возникают у граждан чаще всего?

— К нам обращаются с самыми разными вопросами. С начала 2013 года наиболее массово люди обращались за разъяснениями по поводу нового порядка регистрации земельных участков, позже — за разъяснениями о порядке и перечне документов, необходимых для отвода земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной собственности. Сейчас — уже с более конкретными, требующими индивидуального рассмотрения, вопросами.

Для удобства населения предоставление административных услуг помимо рабочих дней всеми подразделениями Госземагентства области осуществляется также по субботним дням. В управлении действует электронная очередь, поэтому каждый, кто обращается к нам, без задержки, регистрируется в системе и получает талон с указанием времени его личного приема. Действует «горячая телефонная линия», позвонив на которую, можно получить срочную консультацию наших юристов.

 

— Как изменилась стоимость услуг, которые предоставляются органами Госземагентства?

— Законодательные изменения коснулись и размеров услуг, которые предоставляются органами Госземагентства, получив социальное направление. С 10 января 2013 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Постановление КМУ от 01.08.2011 №835», согласно которому благодаря автоматизации процессов админуслуги, связанные с регистрацией земельного участка, подешевели почти на треть. Так, если в прошлом году граждане за регистрацию земельных наделов платили 255 гривен, то сейчас эта сумма составляет 184 гривны, из которых 65 гривен оплачивается органам Госземагентства за регистрацию в Национальной кадастровой системе и 119 гривен — за регистрацию права собственности органам регистрации имущественных прав.

Также в Закон Украины «О государственном земельном кадастре» были внесены изменения, согласно которым в случаях, когда кадастровый номер земельного участка был определен, а землеустроительная документация  утверждена до 1 января 2013 года, представление электронного документа и взимание платы за регистрацию земельного участка не осуществляются.

В дальнейшем предполагается отмена оплаты за внесение сведений в Государственный земельный кадастр.

 

С какой целью проводится глобальная инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности, и на какой стадии их выполнение в Запорожской области?

Инвентаризация земель позволяет упорядочить использование земель, выявить участки, которые используются незаконно, а значит безоплато. Поэтому проведение этих работ принесет колоссальные поступления в бюджет.

В минувшем году за счет средств Государственного бюджета в Запорожской области была успешно проведена инвентаризация земель сельскохозяйственного назначения государственной формы собственности на площади 102,89 тыс. га, в базе данных Государственного земельного кадастра зарегистрировано 3424 земельных участков сельхозназначения государственной формы собственности.

 

— Удалось ли завершить в этом году проведение нормативной денежной оценки населенных пунктов области?

— Нормативно-денежная оценка земель является важнейшим бюджетообразующим фактором, ведь на ее основании рассчитывается  плата за землю.

На территории Запорожской области в минувшем году было завершено проведение первичной нормативной денежной оценки земель населенных пунктов в г. Энергодар, г. К-Днепровская и с. Хортица Долинского сельского совета Запорожского района. Изготовленная техническая документация прошла утверждение на соответствующих сессиях и введена в действие. Кроме этого в минувшем году были обновлены устаревшие данные нормативной денежной оценки земель в трех населенных пунктах области: г. Бердянск и 2-х селах Благовещенского сельского совета К-Днепровского района Запорожской области.

 

— Как охарактеризуете эффективность реформы, анализируя ситуацию за минувший год?

— Анализируя ситуацию за год, можно с уверенностью утверждать, что наша страна совершила настоящий прорыв на пути к завершению земельной реформы. Объем выполненных работ просто поражает. Прежде всего в Украине заработал автоматизированный, прозрачный и высокотехнологичный Государственный земельный кадастр. Информация о земельных участках стала открытой и доступной каждому гражданину. Благодаря автоматизации процессов регистрация земельных участков стала происходить в разы быстрее. Вся внесенная в единую базу данных информация отныне в электронном виде находится в общеукраинской базе данных под надежной защитой. Стопроцентно завершена и введена в действие  первичная нормативная денежная оценка земель населенных пунктов. Инвентаризация земель населенных пунктов Запорожской области проведена на 86,9% от их площади, за границами населенных пунктов — на 89,1%. Успешно завершено проведение работ по инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения государственной собственности на площади 102,896 тыс. га за средства Государственного бюджета Украины. Вся полученная по результатам инвентаризации информация внесена в Государственный земельный кадастр и нашла свое отражение на Публичной кадастровой карте.

И это далеко не полный объем проделанной нами работы в минувшем году. Поэтому главное — идти вперед, не останавливаться на достигнутом, потому, что наша работа — залог развития экономики и повышения благосостояния каждого жителя государства.