Домой Общество СОБЛЮДАЯ ОБЫЧАИ: ВЕЛИКИЙ ПОСТ

СОБЛЮДАЯ ОБЫЧАИ: ВЕЛИКИЙ ПОСТ

154
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Пост

Закончилось время подготовки к Великому Посту. Перед нашим духовным взором  прошли образы мытаря и фарисея, блудного сына, картина Страшного Суда и изгнания из рая. Церковь напоминала нам о молитве простой, смиренной и сердечной. Церковь напоминала нам о безграничном милосердии Божием. Церковь напоминала нам о вечной жизни и конечном суде Божьем. Подготовительные недели перед Великим постом кончились. Теперь начинается пост, святая Четыредесятница

 

Во время Великого Поста по церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения — мяса, молока, яиц, рыбы. Рыба разрешается всего лишь два раза — на Благовещение и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу можно вкушать икру. Обычай воздерживаться от некоторых видов пищи для очищения души и тела был известен еще в Ветхом Завете. Так, люди, посвящавшие часть своей жизни Богу, давали обет назорейства, в котором кроме всего прочего входил отказ от употребления вина и других возбуждающих продуктов. Пищевые ограничения, прекращение увеселений являлось символом скорби, покаяния.

Ветхозаветный обычай получил особое развитие в христианской Церкви. Сам Спаситель предупреждал: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими…» (Лк. 21, 34). Для христиан такое воздержание служит утверждением приоритета духовных ценностей над телесными. В частности тому, чтобы удовлетворение естественной человеческой потребности в еде, данной человеку его Творцом, не превращалось в служение своему чреву. Человек живет не для того, что бы есть, а ест для того, чтобы жить — об этой простой истине напоминает пост. Не голод, не отказ от некоторых видов пищи является главной целью поста. Нет. Его назначение состоит в том, чтобы нравственно возвысить человека. И телесное очищение должно обязательно сочетаться со смягчением нрава, преображением души. Пост не мыслим без подвига милосердия и любви. «Что пользы, когда мы проводим пост без добрых дел? Если скажет иной: «Я постился всю четыредесятницу», — ты скажи: «Я имел врага и примирился с ним, имел привычку злословить и оставил ее…» Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от Поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь… Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от греха, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза…», — писал о посте святой Иоанн Златоуст.

Общепризнано, что разумное воздержание полезно для человеческого организма. Наоборот — неумеренность, причина многих болезней. В то же время Церковь облегчает пост для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом.

Святой апостол Павел об этом говорит так: «Наступил уже час пробудиться нам от сна… Ночь прошла, а день приближается: так отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» (Рим.13,11-12). Что же это за дела тьмы, братья и сестры, от которых нам следует отвратиться, очистив свой ум, свою волю и сердце, и что такое дела света, к которым призывает апостол Павел каждого человека? Дела тьмы есть грех — это все нечистое, греховное и постыдное, что мешает и препятствует человеку быть настоящим человеком, с достоинством, носящим в себе образ и подобие Божие. А дела света — это все противоположное тьме, это все праведное, радостное и светлое, что уподобляет нас, людей Богу и Ангелам.

Сегодня мы вступаем в особое время, милостью Божьей и любовью святой Церкви предназначенное для нашего исправления и совершенствования. Мы вступаем в спасительный пост — период особого труда, молитвы и покаяния. Как всякий путешественник, чтобы достигнуть цели, старается взять с собой в путь самое необходимое, так и мы, вступая в период святой Четыредесятницы, берем сегодня в святом храме в первую очередь благословение Господне и молитвы святой Церкви.

Как же современному человеку, привыкшему жить свободно по своей воле, объяснить, что есть пост! Ведь для многих, Пост — это просто воздержание в пище и все, некая диета или голодание. И совсем не стоит во главе угла путь от тьмы к свету, от Диавола к Богу, а лишь некая лечебная процедура. Даст ли такой пост какие-то плоды… А Церковь устами Святых угодников своих, опытом постигших покаяние и навыкших молитве, учит нас: «Постимся братие духовно»! Невозможно достигнуть духовного просвещения, если только воздерживаться от пищи. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Постящийся подобен птице, которая хочет взлететь, но если она будет взмахивать только одним крылом, то буде кружиться на месте. Так и постящийся, если только воздерживается от пищи, но не молиться и не кается в своих грехах, не пытается исправиться от дел тьмы, которые пленяют его сердце, то он также будет кружиться на месте ничего не приобретет в духовной жизни. Но если совокупит две эти добродетели и пост и молитву, то подымится на духовную высоту и приобретет, так всеми желаемы мир духовный». Пост — это семь недель, семь духовных ступеней, которыми мы восходи к Богу, к чистоте. И осознавая свою немощь и скудость духовную, мы обращаем свой взор, свое сердце и разум к Церкви, которая как любящая мать научает нас и подсказывает, что и как нам нужно делать.

Святое Евангелие предлагает нам, вступающим в Пост, взять с собой мир и любовь. Это Богом дарованное нам время просить у Бога помощи и прощения за все наши грехи и беззакония, исправиться и милостью Божьей духовно возродиться. Невозможно получить, учит Святое Евангелие, прощения о Бога, если мы не прощаем людей, согрешивших против нас. Только простивший людей получает прощение от Бога. Только примирившийся с окружающими, может надеяться на божественный мир.

Отчего же в жизни так часто не только из сердца человеческого исходят злые помыслы, прелюбодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, зависть, богохульство, гордость, безумство? От того, что не хватает в наших сердцах любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, никогда не перестает» (1 Кор.13, 4-8). Святой апостол Петр говорит: «Имейте усердную любовь друг к другу, потому что любовь покрывает множество грехов» (1 Петр. 4, 8), а книга Притчей и больше того говорит: «Любовь покрывает все грехи» (Притч.10, 12). Если нет среди нас мира — значит, нет любви; если есть среди нас зависть и гордость — значит, нет любви; от того и ум лукавствует, что нет в нем любви; от того и сердце излучает злые помыслы, что нет в нем любви; оттого и ноги человеческие избегают путей правды и мира, что нет любви. Это дар — божественный дар, он необходим всегда и особенно сегодня, когда каждый из нас готовится заглянуть, глубоко проникнуть в свою душу и сердце и сделать из этого полезные и благоприятные выводы.

Все Божественное Откровение, пророчества, сущность евангельского благовестия, сам смысл нашей жизни и нашего конечного назначения строятся на двух божественных заповедях: любовь к Богу и людям и человеку. Не случайно Христос Спаситель, обращаясь к людям, говорит: «Заповедь новую дам вам, да любите друг друга» (Ин. 13, 34). Сегодня, на пороге Великого Поста, об этой божественной добродетели, мы просим Бога, что бы Он ниспослал в мир, в наши сердца этот великий чудодейственный дар, благодаря которому мы можем найти в себе силу и мужество испросить себе прощения и простить другим.

Усилия каждого из нас в борьбе с самим собой, в борьбе со злом должно восприниматься верующим человеком, как участие во всеобщем искоренении зла на земле и созидания добра. Бог есть любовь, говорит Слово Божье, и прибывающий в любви прибывает в Боге.

Каждому хочется получить мир и тишину, любовь и прощение. Испросим же, братия и сестры, прощения у Бога и у людей и сами простим других, чтобы получить мир свыше, радостно вступить в дни Великого Поста. Они ведут нас не только к обновлению, но и ко встречи с Воскресшим Христом, к вечной радости. Испросим же, братия и сестры, друг у друга прощения и мысленно простим тех, кого рядом нет ради Господа нашего Иисуса Христа, что бы радость Пасхи Христовой воистину сделалась для нас радостью для Вечной Жизни.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here