Чтобы успеть к теплу, коммунальщики работают и в дождь, и в мороз

879
0

обложка

Если перефразировать известную поговорку, в Запорожье есть две беды:  плохие дороги и отсутствие денег. Но если со второй — все более-менее ясно, то с первой нужно разобраться подробнее. Мы привыкли ругать местные «скатерти» (да-да, чего душой кривить). Давайте разберемся, от чего запорожские дороги так часто выходят из строя. Почему коммунальщики ремонтируют асфальтное покрытие в дождь? Как жители города латают ямы коврами? Как справится с проблемой собственными силами?

Все эти и другие вопросы взяла на себя журналистка «Верже». Кстати, для тех, кто скептически заметит: не женское это дело, дороги изучать, сразу ответим: еще и как женское. Вы хоть раз пытались пройтись на шпильке по нашим ямам и колдобинам? Для проделывания подобных трюков нужна, как минимум, запасная пара ног. Так что дорогие водители, мы вас прекрасно понимаем… Итак, покрепче пристегивайтесь и поехали разбираться в теме.

На языке цифр

Чтобы качественно залатать дорожное покрытие нужно четко знать три вещи. Прежде всего, наши дороги портятся из-за изменения климата. Система здесь проста: вода периодически замерзает и снова тает. Это приводит к возникновению трещин и ям. Также вредит сильное понижение температуры.

От строителей погодные условия никак не зависят. Поэтому все, что они могут сделать — проводить профилактические мероприятия, направленные на укрепление покрытий.

Еще одной причиной порчи дорог является активное передвижение по ним грузовых автомобилей. Машины оказывают давление на полотно, таким образом, там появляются трещины. А если же в такой момент еще выпадут осадки — расколы становятся еще больше.

И заключительная трудность — использование некачественных материалов во время строительства.

Запорожские власти постоянно ведут войну с этими тремя «недугами». Уже в этом году планируется окончить ремонт тех участков дорог, который был запланирован в прошлом. Кроме этого, специалисты займутся реконструкцией новых.

— В текущем году завершится реконструкция участка автомагистрали «Харьков–Симферополь» в районе мясокомбината, обустройство транспортной развязки на Набережной магистрали в районе ТЦ «Ашан», реконструкция пешеходного перехода через балку Маркусова от улицы Исторической до улицы Сеченова, — отчитывается мэр города Александр Син.

Под статью расходов в этом году попал и стратегический участок международной трассы. Сейчас Облавтодор уже начал капремонт моста через реку Сухая Балка на автомобильной дороге государственного значения М-18 Харьков — Симферополь — Алушта — Ялта, км 322 + км 821. Работы планируют проделать в два этапа. Первый из них включает в себя разборку существующих среднего и низового мостов и сооружение нового моста. Вторым этапом станет непосредственно ремонт верховой конструкции. К слову, в период работ здесь движение будет перекрыто.

 Запорожские коммунальщики настолько суровы…

dscf5415В начале этого года на сессии горсовета был принят бюджет на текущий год. По решению депутатов 10 миллионов гривен выделено на ремонт внутриквартальных дорог.

В целом, на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог города в этом году направят 31,5 миллионов гривен. Из них за счет средств госсубвенции — более 28 миллионов гривен.

Почти 12 миллионов гривен из этой суммы пойдут на содержание, эксплуатацию и текущий ремонт дорог, а более 19 миллионов гривен потратят на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт.

Поэтому, не удивительно, что в городе проводится постоянный текущий ремонт проблемных участков дорог.

Кому интересно, коммунальщики «латают» ямы и трещины с помощью новой технологии — укладки брусчаткой. Ее цена гораздо ниже, чем работа с асфальтобетоном. Дополнительные плюсы — с брусчаткой можно работать и в минусовую температуру (правда, только в том случае, если нет снега).

— Если вы помните, прошлой весной все города Украины жаловались на разрушенные после зимы дороги. В Запорожье же степень разрушения была значительно меньше из-за того, что КП «ЭЛУАД» применяет эту технологию ремонта брусчаткой зимой, — рассказал городской голова, подчеркнув, что такой ремонт не является ни средним, ни тем более капитальным, а просто ликвидацией таких локальных очагов разрушения, — поведал градоначальник.

Кроме этого, запорожские коммунальщики настолько мобильны, что работают в дождь. Пользователи соцсетей не раз выкладывали забавные фотографии и видеоролики, на которых коммунальщики просто-таки закатывают асфальт в лужи. Как выяснилось, этой процедуре есть вполне адекватное пояснение:

— Зимой асфальтобетонный завод не работает, мы заказываем сырье, специально выбираем подходящую погоду, но бывают и накладки. И если вдруг пошел дождь, мы не можем остановить работу. Возможно, все это не так красиво, как летом, но я хотел бы объяснить, что если мы сегодня не будем латать ямы, то потом они будут глубиной в метр. Допускаю, залатанные участки простоят два-три месяца, но зато мы обеспечим автомобилистам нормальные дороги, — объяснил мэр.

При текущем ремонте покрытий, по мере надобности, могут выполняются следующие виды работ: ямочный ремонт (ликвидация ям, выбоин, сколов); заделка трещин; асфальтирование — поверхностная обработка или укладка тонких верхних слоев покрытия (ковриков износа).

Основные виды ямочного ремонта осуществляются с применением следующих материалов и технологий: горячая асфальтобетонная смесь; холодная асфальтобетонная смесь; с применением литого асфальтобетона; инфракрасный ремонт асфальта; по струйно-инъекционной холодной технологии.

Таким образом в минувшем году в Запорожье починили более 15 тысяч квадратных метров внутриквартальных дорог. Больше всего повезло Заводскому району. Там обновили целых 11 улиц. Немного меньшие работы провелись в Шевченковском. Жителей порадовали на 8 улицах. В Орджоникидзевском районе под каток «легли» 7 улиц. В Коммунарском — 6, а в Жовтневом — всего 5.

Проезд платный?

Тем не менее, полностью решить проблему плохих дорог почти невозможно. Камень преткновения — финансирование исключительно из бюджета. Так как тех налогов, которые платят автомобилисты недостаточно.

Специалисты подсчитали, за год в стране продается 4,5 миллионов тонн бензина и 5,5 миллионов тонн дизельного топлива. С 1 тонны бензина (а это около 1300 литров) в госбюджет в виде акцизов попадет 198 евро, а с дизельного топлива еще меньше — от 46 до 98 евро (в среднем 50 евро) за тонну. Делаем подсчеты… выходит, что с этого объема в казну попадает около 12 миллиардов гривен. Правительство запланировало ежегодно тратить на реконструкцию дорог около 43 миллиардов гривен. Что делать?

Тут вариантов два — поднимать в несколько раз акцизы на топливо или делать часть дорог в стране платными. Пока что в правительстве делают ставку на второй вариант.

В Европе последние 50 лет более 30% новых дорог строятся по концессионному принципу. В России таких дорог построено более 800 км, в Украине, к сожалению, нет ни одной. Поэтому правительство разработало семь проектов относительно концессионных дорог. Через год в Украине должны были пройти конкурсы на реализаторов подобных проектов.

По подсчетам Укравтодора, проезд по концессионной дороге обойдется водителю легковушки в 0,3 грн за километр, а грузового автомобиля — 1 грн. Будем надеяться, что правительство будет строить вместе с инвесторами новые дороги, а не отдаст в концессию уже существующие, которые были недавно построены за государственные средства.

 А как у них?

Есть еще третий вариант — возложить почетную миссию ремонта на плечи горожан. К примеру, житель Донецкой области автомобилист Юрий Парицкий решил самостоятельно заасфальтировать разбитые дороги населенного пункта, не дожидаясь действия властей.

Парицкий регулярно загружает в прицеп асфальтированную вырубку, и колесит по Горловке на собственном автомобиле, засыпая выбоины и ямы. Энтузиаст отметил, что им движет не только обостренное чувство гражданского долга, но и желание уберечь свой собственный новый дорогой автомобиль от езды по разбитым мостовым, находящимся в ужасном состоянии.

По словам Парицкого, мэр города отремонтировал главную автомагистраль Горловки, и на этом попытки починить дорожное полотно прекратились. Украинский автомобилист также призвал всех неравнодушных жителей присоединиться к проблеме, и быстрее привести дороги населенного пункта в подобающее состояние.

Выстелены коврами…

54Не отстают от креативного жителя Донецка и запорожцы. Они также справляются с ямами своими силами, так сказать, народными методами. В прошлом году интернет взбудоражил дом по улице Победы. Его жильцы изобрели необычный способ борьбы с бездорожьем. На въезде во двор несколько лет подряд там располагалась огромная яма. Она мешала движению машин, которые двигались в этом направлении. Так что запорожцы, недолго думая, «заасфальтировали» выбоину оригинальным способом. Они положили сверху красный ковер.

Одна из соседок заприметила возле мусоропровода «красавца» и перетащила его на середину дороги. Кстати, кто выбросил реликвию, так и неизвестно.

— Теперь наша дорога стала ровной, как скатерть, — говорят местные жители. — Правда, чтобы замаскировать все ямы во дворе, необходимо скинуться коврами всем домом.

В продолжении темы, через некоторое время уроженка Запорожья, которая проживает в Нью-Йорке рассказала интересную историю. На одной из американских радио-волн запорожский ковер стал чуть ли не главным персонажем:

— Вы не поверите, но…. Я живу в Нью Йорке, здесь есть Русское радио, по радио идет игра «Вы не поверите, но». И вдруг в одном из вопросов звучит эта новость про дырку и ковер. И самое смешное, что мужчина в нее не поверил и проиграл. Так что Запорожье прославилось даже здесь, в Нью Йорке, — со смехом рассказала наша землячка.

Проспект уходит под землю

Но это не единственная веселая история, связанная с ремонтом дорог. Жители города постоянно придумывают новые шутки и истории на эту тему. Также они составляют топ-самых опасных ям города.

dscf5432В их список традиционно попадают окраины города, но частенько горожане называют и центральные улицы. К примеру, Победы, Правды, проспект Ленина и др.

Совсем недавно к нам в редакцию обратились жители улицы «12 апреля». Рассказали, у них под окном уже несколько месяцев зияет огромная дыра в тротуаре. Дело в том, что из-за подтопления часть плитки стала уходить под землю.

— Такая ситуация длится уже не одну неделю, плитка уходит в землю все глубже и глубже. На лицо прорыв водопровода или канализации. Чего ожидают коммунальные службы — непонятно, — пожаловались горожане.

А прошлым летом неизвестные активисты пошли дальше. Они перешли от жалоб к действиям. Запорожцы начали обводить контуры самых глубоких ям белой краской. Это должно было помочь водителям вовремя разглядеть опасность на дорогах. Также пятна призваны сигнализировать властям о проблеме.

Кстати, практика обозначать краской опасные ямы в Запорожье существовала и раньше. Правда, результатов она принесла не много.

Правильной  дорогой идете…

К счастью, несмотря на проблемы, в Запорожье продолжается создание новых дорог. В настоящее время приоритет отдается строительству новых мостов через Днепр. Так как из-за низкой пропускной способности переходов Преображенского в часы пик тут возникают машинные пробки.

Генеральный план города также предусматривает строительство объездных трасс.

Проект в большей мере имеет экологическую направленность. Так что перед архитекторами стоит важная задача — избавить Запорожье от пыли и грязи. Как известно, через наш город проходит трасса Харьков — Симферополь, по которой передвигается массивный грузовой транспорт. Так вот, в будущем планируется создать объездную дорогу, по которой фуры смогут попасть в Васильевку, минуя нас.

Также будет создан дополнительный Северный обход по Днепропетровскому шоссе через поселок Солнечный и новый мост через остров Ленина. Другая же объездная дорога — Южный обход — уведет грузовой транспорт из Запорожья, минуя Южный микрорайон.

Когда же завершится строительство многострадального главного моста города, который должен решить проблему утренних и вечерних пробок, сказать сложно. По причине постоянного сбоя в финансировании. Но уже сейчас известно, что по нему смогут передвигаться машины в шесть рядов. Три полосы выделят для движения в одну сторону и столько же — в обратную.