Правительство не лучших времен. Чем запомнилась деятельность Кабмина в первые сто дней

801
0

11111111111111111

С момента начала работы нового постреволюционного кабинета министров прошло почти три месяца. На следующей неделе правительство Яценюка должно будет отчитаться за первые сто дней своей деятельности. И пока вокруг этого события не поднялся лишний информационный шум, пока еще не розданы очередные громкие обещания, попытаемся спокойно проанализировать итоги деятельности правительства самых тяжелых времен в новейшей истории Украины

 

Чтобы было с чем сравнивать, вспомним о программе Кабмина, озвученной Арсением Яценюком сразу после вступления в должность премьера. Она состоит из трех пунктов: евроинтеграция, экономия бюджета и получение западных кредитов, решение кадровых вопросов и проведение люстрации. Эти задачи должны были подготовить почву для радикальных реформ, направленных на переориентацию экономики, а также децентрализацию власти. Отдельным пунктом проходит обеспечение избирательного процесса.

Глядя на сегодняшнее положение дел, становится очевидным, что Кабмин занялся не столько реформами, сколько тушением разгорающегося пожара. Трудно сказать, стали бы препятствием для донецких волнений заверения и даже кон- кретные шаги от киевских властей, в условиях, когда на территории региона орудуют вооруженные люди, отнюдь не преследующие цели выслушивать и договариваться. Многие обвиняли Яценюка в уклонениях от поездки на Донбасс. Позже премьер все же совершил несколько таких визитов и, видимо, окончательно убедившись в том, что разговора не получается, избрал крайне жесткую риторику, все более обобщающую участников протестов на востоке под слова «террорист» и «сепаратист». Премьер даже осмелился на ироничные замечания в адрес Владимира Путина и всего российского руководства, призвав рассмотреть вопрос о придании статуса второго государственного украинскому языку на территории РФ. Такая смелость объясняется только одним — нынешнее украинское правительство целиком и полностью поставило на поддержку со стороны Запада. Украинская экономика замерла в ожидании валютных кредитов.

Первый транш кредита МВФ зашел в Украину 7 мая. На счета министерства финансов поступило 3,2 млрд долларов, всего же Международный валютный фонд пообещал предоставить Украине 17,1 млрд долларов под 3% годовых. Договор с МВФ предполагает двухлетнее сотрудничество и предоставляемая сумма беспрецедентна в истории Украины, что, конечно, имеет и другую сторону — деньги все равно придется отдавать. Новость о предоставлении займа стабилизировала курс доллара, после 13 гривен опустившийся сейчас до 11,6. Цель кредита — восполнить огромную дыру в бюджете и избежать экономического падения, ожидаемого в этом году на уровне 5%, при росте инфляции до 16%. В случае выполнения условий транша, а это урезание социальных выплат и повышение тарифов, пройдут и дальнейшие выплаты. Оптимистичный прогноз — переход от падения к росту уже в 2015 году, пессимистичный — в случае, если МВФ докажет неэффективное использование средств, произойдет приостановка траншей на фоне отсутствия запасного колеса в виде российских займов.

Важнейшим экономическим вопросом остаются газовые договоренности с Россией, использующей их для давления на Украину. Российское правительство, именующее украинских коллег не иначе, как «хунтой», все же вынуждено осуществлять поставки. Дмитрий Медведев заявил о переводе Украины на предоплату за газ, и «Газпром» уже выставил предварительный счет «Нафтогазу» на оплату голубого топлива за июнь в размере 1,66 млрд долларов. В документе заложена цена за тысячу кубометров в 486,5 доллара. «Нафтогаз», в свою очередь, заявил, что готов оплачивать газ только по цене первого квартала — 268,5 долларов за тысячу кубометров. Это значит, что в июне может начаться третья российско-украинская газовая война. Украина не скрывает подготовки к ней, закачивая в хранилища газ. А первой жертвой конфликта, как не прискорбно станут предприятия Юго-Востока.

Говоря о самых запоминающихся именах нового Кабмина, приходится констатировать, что главным ньюсмейкером последних месяцев стал глава МВД Арсен Аваков. Министр довольно своеобразно наладил информирование о своей деятельности, используя для этого социальную сеть, за что и получил звание министра «фейсбука». В копилку главного милиционера можно занести личное участие в антитеррористической операции, проходящей с переменным успехом, пассив — отсутствие реформ в системе МВД, что, собственно, и привело к трагедии в Одессе. Милиция, связанная круговой порукой, по-прежнему выполняет указания лишь тех, кто больше платит, а не тех, кто представляет государственную власть.

Громким заявлением отличился и министр экономического развития Павел Шеремет, взявший курс на сворачивание дотирования государственных предприятий, широко практиковавшееся прошлой властью, что позволяло сохранять рабочие места, абсолютно не задумываясь о производительности. Сразу после аннексии Крыма ответственность за решение проблем переселенцев взяло на себя министерство социальной политики во главе с Людмилой Денисовой. О том, насколько ей удалось выполнить эту задачу, можно судить по количеству жалоб от неустроенных семей военнослужащих и просто пожелавших покинуть пределы Крыма для сохранения украинского паспорта.

Подготовкой реформы местного самоуправления занят министр регионального развития, экс-мэр Винницы Владимир Гройсман. По его прогнозам, законодательная база для усиления полномочий местных органов власти будет готова лишь к концу года, а ее реализация займет весь 2015 год. Возможно, для решения нынешних региональных проблем нужны более радикальные шаги, демонстрирующие первые результаты уже сегодня.

Законодательными инициативами занимаются и министры образования и медицины Сергей Квит и Олег Мусий. А тем временем в этих наиболее коррумпированных сферах продолжают работать старые схемы, что может вызвать серьезные вопросы к министрам, когда для этого будет найдено время после боев в Донецкой области.

Основное внимание сейчас приковано к начальникам силовых ведомств. Когда грохочет артиллерия, министры мирного времени отходят на второй план. Но рано или поздно эти проблемы придется решать, и тогда снова всплывет на поверхность недостаток опыта и профессионализма у министров, назначенных по квоте Майдана. Уже сегодня в их адрес идет много критики, и даже заходила речь о необходимости некоторых кадровых перестановок, назначения на должности профессионалов. Надеемся, что скорейшее мирное решение украинских вооруженных конфликтов даст нам возможность погрузиться в деятельность чиновников гуманитарной и социальной сферы более детально.