гДЕцентрализация?

859
0

1397203459_0534.1000x800

Хочешь достойной жизни, хорошо оплачиваемой работы, карьерного роста — езжай в столицу. И многие покидают провинцию, оставляя прочно сформированный за последние десятилетия стереотип: в глубинке оседают лишь неудачники. Конечно, с этим можно и нужно спорить. Но ребро вопроса все же неприятно упирается в голодные желудки провинциалов. Почему в одной стране мы так по-разному живем?

Украина внутренний перекос в развитии территорий пыталась выровнять за счет централизации системы управления государством: были введены схемы субсидирования и выделения целевых субвенций для территорий. А местные чиновники с протянутой рукой выстроились в очереди к киевским бюрократам. Сегодня можно услышать множество легендарных историй о «технологиях» выбивания денег для своей территории из уст управленцев разных весовых категорий и мастей. При этом запорожцы тяжко вздыхали и «чухали потилицю», наблюдая, как казна открывала денежные затворки для правящих кланов — днепропетровского, сумского и закарпатского, донецкого, теперь и винницкого — что уж тут веки опускать. Централизация власти привела к гигантской степени коррумпирования всех сфер жизнедеятельности украинского общества и уложила на лопатки отечественную экономику. А мы с вами стали самыми бедными жителями Европы.

Государственный комитет статистики регулярно публикует данные о средних зарплатах в областных центрах. Рапортует и Министерство финансов: в октябре 2014 года средняя зарплата по Украине составила 3 509 грн. Но это «по госпиталю». В Киеве украинец заработает 5 427 грн. А в Чернигове вполовину меньше — 2 725 грн, в Тернополе — 2 581 грн, в Одессе — 3 125 грн, в Запорожье — 3 559 грн. Разрыв в уровне трудовых жалований составляет от полутора до двух раз в сравнении со столичным. А вот неофициальная статистика, которая базируется на данных вакансий, которые открывают работодатели, говорит о том, что уровень доходов в провинциях отстает от киевского в 3-5 раз. А по некоторым категориям — на порядок.

Регионы замкнулись в печальном хождении по кругу: уровень жизни падает, сокращается потребление, деньги покидают территорию, бизнес за-крывается или «переезжает» в столицу. А разница в уровне жизни между Киевом, крупнейшими «клановыми»областными центрами и всей остальной страной превращается в пропасть, на дно которой рухнуло практически все население. Оттолкнуться ото дна Украине может помочь лишь тотальная децентрализация. Это самый простой рецепт. Осталось выяснить, что это такое.

Любопытно, что одним из самых обсуждаемых этой осенью законов, касающихся децентрализации, стал Закон «О полиции местного самоуправления». Вообще у нас как-то все всегда начинается силовым блоком. Им же и заканчивается. С дерегуляцией и децентрализацией источников финансирования как-то стопорится. Так вот, что касается охраны правопорядка, то местным советам будет дано право создавать собственную муниципальную полицию, которая не будет входить в структуру территориальных органов Министерства внутренних дел Украины, а подчиняться раде, утвердившей решение о ее создании. И, конечно же, содержать полицию придется за свой счет. А вот с источниками средств — пока полная загадка. Похоже, отдавать бюджет в руки местных чиновников центральная власть «спешит не спеша». И это уже начинает тревожить полпредов местного самоуправления. В канун Дня местного самоуправления мы говорили о реформировании системы власти с Сергеем Грачевым, депутатом Запорожского областного совета:

— Сергей Владимирович, не переоцениваем ли мы необходимость скорейшей децентрализации системы управления государством?

— Если посмотреть на более-менее нормально развивающиеся страны, то почти все они поднялись в основном через децентрализацию. Нужно четко разделить управленческие функции. Это ведь простые вещи — правительство должно создать «правила игры» и направить усилия на развитие реального сектора экономики, отстаивать интересы отечественной промышленности, в том числе и на международном уровне. Нужно формировать рынки сбыта для украинских товаропроизводителей, а не изобретать схемы перераспределения финансовых потоков. Если же мы начнем закрывать целые отрасли экономики, о чем заявил один из министров нового правительства в свой первый же рабочий день (речь шла об автомобильном производстве), то это будет катастрофа. Никакой перспективы ни для регионов, ни для страны не будет, если мы соорудим сырьевую экономику. В этом случае нами будут управлять извне, и о децентрализации говорить будет уже ни к чему.

— 7 декабря страна в пятнадцатый раз отпраздновала День местного самоуправления. Стал ли он национальным праздником либо это дата узкого круга профессионалов в области управления?

— Это очень важная дата и значимый праздник. Ведь от того, как развито самоуправление на уровне территориальных громад, зависит благосостояние простого человека. Сегодня главный вопрос заключается в том, какие рычаги и сколько полномочий есть у местной власти. На самом деле ни того, ни другого недостаточно. Мы с вами почти год только и слышим риторику об усилении местного самоуправления. Но ничего не сделано. А ведь любой маленький шаг стоит тысячи пустых слов. Кроме того, стоит сказать и о том, что в нашей экономической и социальной ситуации любой шаг в направлении децентрализации и передачи прав местным органам власти — это уже прорыв на пути построения устойчивого государства, стабильной экономики, формирования покупательной способности населения и, как следствие, развития внутреннего рынка.

— Что такое самоуправление, если говорить простым языком?

— Это три вещи. Первое — это право принимать решения. Второе — ответственность за принятие этих решений. И третье — финансовый ресурс для реализации принятых решений. Без этих трех составляющих ничего не будет. Ни самоуправления, ни децентрализации.

— Было опубликовано коалиционное соглашение, в котором были упомянуты задачи децентрализации власти. Как вы полагаете, процесс будет динамичным?

— Если он не был динамичным на протяжении этого года, то у меня нет причин говорить о том, что он станет динамичным.

— Но бездействие оправдывали тем, что бывшая Рада «буксовала», не принимая нужные и важные законы. Кроме того, в стране война.

— Кто хочет что-то сделать, тот ищет возможности. Кто не хочет — ищет причины. Поэтому все, о чем вы говорите, — это лишь оправдания. Причем слабые.

— Если начнется системная децентрализация власти, это станет тем, что профессиональные аналитики называют «оттолкнуться от дна»? Мы быстро направимся в сторону процветания?

— Понимаете, не везде и не одинаково идут одни и те же процессы. Такая сложная реформа приведет на первом этапе к дисбалансу: какие-то регионы процесс направят к динамичному старту, а другие начнут падать еще ниже.

— Какие, например?

— Те, где у руля находятся некомпетентные люди. Те, где приоритеты поставлены таким образом, что интересы личные стоят выше общественных. Кроме того, у каждого региона есть определенный ресурс — природный, промышленный, социальный. Но не каждая территория умеет пользоваться этими ресурсами.

— То есть больше всего будет значить человеческий фактор?

— Безусловно. Но в любом случае эффективнее управление лишь тогда, когда полномочия и рычаги отдаются «на места».

— Запорожье и Запорожская область в этой системе где?

— У нас потенциал огромнейший! И есть все предпосылки стать одним из сильнейших регионов Украины. Государство должно лишь выстроить правила игры.

 

Наталия Федорова