ЖКХ — вечный бизнес. Часть II

1127
1

2726220

Помните? «Дайте мне такую бумагу, чтобы  всем бумагам бумага!» — требовал для себя гарантий от посягательств «прохиндеев Швондеров» профессор Преображенский в «Собачьем сердце». Времена меняются, а официальная бумага и сейчас — единственная возможность защитить свои права и доказать, что ты не верблюд. Тем запорожцам, кто наберется решительности защищать свои права в сфере жилищно-коммунальных услуг, придется очень потрудиться, чтобы доказать, что коммунальное предприятие, которому вы платите, вообще вам чем-то обязано. Потому что у большинства горожан нет главного — договора с коммунальным предприятием на предоставление услуг. А без него, как уверяют юристы, товарно-денежные отношения между поставщиком услуг и потребителем становятся незаконными

Увы, мы вынуждены констатировать несовершенство системы социальной защиты населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, несогласованность норм законодательства и отсутствие в нем достаточных норм относительно регулирования взаимоотношений потребителей и производителей/исполнителей жилищно-коммунальных услуг, а также низкий уровень осведомленности населения.

 

С ДВУМЯ

НЕИЗВЕСТНЫМИ

В нашей стране и в Запорожье в частности отношения между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и потребителями (в особенности физическими лицами) сведены до удручающего минимума, в одно слово: «плати». Кто из нас может похвастать, что знает весь перечень услуг, входящих в техническое обслуживание дома? Или кто может сказать, какой по нормативам должна быть температура горячей воды в кране вашей квартиры или батареи центрального отопления? А кто знает, как бороться с недобросовестным поставщиком некачественных услуг и как стребовать с него свои деньги — оплату за услуги, которых нет (например, уборка подъездов, полив дворов, содержание газонов, ремонты кровли и т. д.)?

Ответы на все эти вопросы можно посмотреть в договоре, заключенном с коммунальным предприятием. У вас нет такого документа? Тогда вопрос: кому и за какие именно «добрые дела» вы платите? Грамотно оформленный договор с поставщиком — это и есть та самая гарантия предоставления качественных услуг и возможности для потребителя качественные услуги требовать, а для поставщика — взыскивать с абонента плату за услугу. Это четко оговорено в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах». К нему и обратимся.

 

ЧЕРНЫМ ПО БЕЛОМУ

 

Часть 1 статьи 16 закона четко регламентирует, что порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, их качественные и количественные показатели должны отвечать условиям договора и требованиям законодательства.

В статье 19 указывается, что отношения между участниками договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных условиях.

Согласно частям 1 и 2 статьи 29, договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг в многоквартирном доме заключается между собственником квартиры, арендатором или квартиросъемщиком и балансодержателем или уполномоченным им лицом.

Согласно части 3 статьи 20, потребитель обязан заключить договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора.

Как должен выглядеть договор, можно посмотреть на сайте Верховной Рады Украины. Там описываются все условия, без согласования которых договор вообще не считается заключенным.

Теперь об основных правах, которые закон предоставляет потребителям, то есть нам с вами:

— своевременно и качественно получать услуги в соответствии с условиями договора;

— получать необходимую информацию о перечне услуг и их стоимости, общую сумму месячного платежа, структуру цены/тарифа, нормы потребления, порядок предоставления услуг и др.;

— на возмещение убытков, причиненных вследствие непредоставления или ненадлежащего предоставления услуг;

— на устранение в течение срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков;

— на уменьшение размера оплаты за услуги в случае их ненадлежащего предоставления в порядке, определенном в договоре или законодательством; и т. д.

 

АРГУМЕНТ

 

То есть прав у нас, согласно закону, много. Но имеют ли запорожцы реальную возможность их использовать? Чтобы выяснить, как обстоят дела в сфере заключения договоров о жилищно-коммунальных услугах в Запорожье, мы обратились за комментарием к начальнику городского департамента ЖКХ Валерию Безлепкину. И тут нас поджидал сюрприз. Выяснилось, что департамент лишен доступа к информации о положении дел в подконтрольной ему сфере.

Начальник департамента ЖКХ Запорожского горсовета Валерий Безлепкин: «Что касается договоров между поставщиками жилищно-коммунальных услуг и потребителями, то здесь однозначно: они обязаны быть. Такое требование закона. Отсутствие договоров делает всякие отношения жилищно-коммунальных предприятий и потребителей услуг незаконными. При отсутствии договора потребитель — плательщик услуг лишается возможности потребовать от поставщика должного качества услуг и выполнения обязательств, а предприятие не имеет законного права взыскивать «долг». Увы, договорная работа на коммунальных предприятиях города находится в крайне неудовлетворительном состоянии. КП уделяют ей незаслуженно мало времени. Если на КП «Основание» и КП «Концерн «Тепловые сети» количество заключенных договор доходит до 70%, то на КП «Водоканал» это число не превышает 25% необходимого. При этом, хочу подчеркнуть, департамент не располагает информацией о количестве договоров, которые имеют реальную законную силу. Если договор с коммунальным предприятием — поставщиком услуг заключался давно и срок его действия истек, он должен быть пролонгирован. В противном случае такой договор является недействительным. Департамент ЖКХ как орган управления затребовал информацию о договорах, потерявших законную силу. Но первый заместитель городского головы Запорожья Дмитрий Свиркин запретил коммунальным предприятиям предоставлять департаменту какие-либо сведения. Поэтому департамент не имеет возможности предоставить горожанам четкую информацию по этому вопросу».

Нонсенс, не иначе. Если даже от органа управления жилищно-коммунальным хозяйством города скрыта информация об истинном положении дел, что говорить о среднестатистическом горожанине и его правах?

 

ПО ЗАКОНУ

 

К слову, о правах. Адвокат Дмитрий Яма считает, что права потребителей — плательщиков за жилищно-коммунальные услуги постоянно нарушаются, и считает, что устоявшуюся систему давно пора ломать.

Дмитрий Яма: «Статьями 20 и 21 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» определены права и обязанности потребителя и исполнителя этих услуг. Так, исполнитель обязан подготовить и заключить с потребителем договор о предоставлении ЖКУ на основе типового договора. Потребитель обязан такой договор подписать. На практике исполнители — предприятия ЖКХ — не особенно торопятся заключать договоры, избегая тем самым целого ряда обязанностей перед потребителями. Начисления же проводятся по полной программе. К сожалению, суды чаще становятся на сторону коммунальщиков. Потребителю задается один-единственный вопрос: «Вы водой (электроэнергией, теплом и т. д.) пользовались?» Значит, надо платить. Иски коммунальщиков основываются только на цифрах, составленных ими самими, и в переводе на простой язык означают «дайте нам денег столько, сколько я написал». При этом суды Запорожской области, к сожалению, становятся на защиту авторов этих цифр, а отсутствие договора, т. е. невыполнение основного обязательства перед потребителем, игнорируется. Суды часто ссылаются на то, что между потребителем и поставщиком услуги сложились так называемые «фактические договорные отношения». Этот термин лишен логического смысла, т. к. отношения могут быть либо договорными, либо внедоговорными. Договор устанавливает цену и качество услуги, а также сроки ее оплаты. Кроме того, в нем оговаривается ответственность сторон друг перед другом. При этом именно в цену единицы продукции (услуги) закладывается себестоимость этой продукции и норма прибыли: не имея прибыли, нет смысла работать. Смысл заключения договора в том, чтобы предоставить потребителю возможность выбора между конкурирующими производителями, а у нас и с этим проблема. Просто ряд монополий превратились из государственных в частные. В том же случае, если договора нет, а услуга все же потребляется, основанием для возмещения себестоимости такой услуги должны быть нормы статьи 1212 ГК. В таком случае коммунальщикам следует доказать реальное количество безосновательно (без договора) полученной потребителем услуги, то есть размер своих реальных потерь, чего коммунальщики делать не торопятся, т. к. тогда все унылые заклинания об «убыточности» отрасли перестанут серьезно восприниматься. При этом «убыточные» облэнерго на корню скуплены в начале 2000-х, за «убыточные» теплосети и водоканалы идут нешуточные войны, а взятки «смотрящим» и вовсе измеряются килограммами».

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Теперь, как говорил голос за кадром в одном известном советском кино, информация к размышлению. По факту: некоторые предприятия Запорожья  — поставщики жилищно-коммунальных услуг ведут слишком пассивную политику в вопросе заключения договоров с потребителями. По мнению экспертов, таким образом они пытаются избежать целого ряда обязанностей перед потребителями. На этом фоне в городе становится большой вопрос о безукоризненной законности отношений между КП и горожанами — плательщиками за «нигде не оговоренные услуги».

 

Евгения ШАЛАМОВА