Временно и долго. Модульный городок для переселенцев заработал с почти месячным опозданием

957
0

cmol2314

Холодная ветреная погода резко контрастировала с теплым тоном поздравительных речей на открытии модульного городка в понедельник. На продуваемой ветрами площадке без единого дерева можно было заметить лишь несколько жителей домиков, сданных в эксплуатацию накануне

Наверное, поэтому основное внимание выступающих перед журналистами спасателей и коммунальщиков было уделено благодарностям друг другу. Областная власть благодарила ГСЧС и город, спасатели тепло приветствовали коммунальщиков и спонсоров, немецкий консул выразил готовность и дальше помогать украинским властям налаживать жизнь вынужденных переселенцев из Донбасса. Красную ленточку с нескрываемым удовольствием перерезали первый заместитель губернатора Григорий Самардак, первый заместитель мэра Дмитрий Свиркин, председатель ГСЧС Сергей Бочковский и консул Германии Детлеф Вольтер.

Возведение модульного городка чиновники явно записали себе в актив, несмотря на то что его открытие сильно задержалось. Еще в середине января мэр Запорожья Александр Син заявлял, что городок уже может принимать постояльцев, и обещал заселить его до конца месяца. Сами модули на подготовленную площадку на окраине Южного микрорайона выгрузили еще в середине октября. Все же чувствовалось, что чиновники очень гордятся проделанной работой. Не каждый день им удается реализовать какой-нибудь значимый проект, продемонстрировать бескорыстие и человеколюбие. На этот раз в этом помогли немецкие деньги. На строительство, а точнее, монтаж городка в Запорожье и его подключение к городским коммуникациям Германия через свою Организацию международного сотрудничества (GIZ) выделила миллионы евро.

По сравнению с условиями в городских общежитиях, предоставленных переселенцам, модульный городок действительно представляется неким коммунальным раем. Пластиковые окна, новая сантехника в каждой комнате, нетронутые кухни, электроотопление, комплекты белья на прочных кроватях, не знавших других спин, всеобщая чистота и белизна полностью перекрывают главный недостаток помещений — абсолютную тесноту. Четыре метра от двери до окна через узкий полуметровый проход. По одну сторону две двухэтажные кровати, по другую — металлические шкафчики для вещей, между ними дверь в санузел. По сути, это не комнаты, а кабины, в которых можно переночевать и помыться в ожидании нового помещения с нормальным жизненным пространством. Изначальная, немецкая, концепция городка — транзитный пункт для беженцев. В наших реалиях все наоборот. Переселенцы покидают съемные квартиры и дома, где все ломается и продувается, ради тесных, но надежных комнат модульного городка, намереваясь прожить здесь столько, сколько нужно. «Пока не наступит мир», — говорят переселенцы, не теряющие надежды вернуться в свои города. Жилье из транзитного становится временным, а с учетом обстановки на Донбассе может превратиться и в долговременное. В связи с этим остро становится вопрос стоимости проживания. Относительный комфорт предоставляется далеко не бесплатно.

«С июля мы снимали частный дом. Но когда узнали, что есть возможность переселиться в городок, решили ею воспользоваться. Здесь жилье новее и дешевле. Нужно заплатить по 320 гривен с человека как единоразовый взнос, а потом коммунальные услуги ежемесячно делятся на всех жильцов. Как в дачном кооперативе. Вот только скидок нет. У нас шестеро детей, и за каждого нужно заплатить», — рассказывает Сергей из Харцызска, не подозревая, что 322 гривны — это ежемесячная оплата жилья без учета коммунальных услуг.

Стоимость проживания в городке — один из наиболее болезненных вопросов. За две недели до открытия сообщалось, что проживание обойдется в 500 гривен на человека в месяц. Это вызывало справедливое возмущение. Ведь в аналогичном поселении в Харькове переселенцы платят по 100 гривен. Но там оставшуюся сумму покрывает городской бюджет. Там, где местных денег не хватает, переселенцам приходится задумываться. Например, в модульный городок Павлограда, где ежемесячный платеж был определен в 600 гривен, переселяться захотели далеко не все. В Запорожье механизм оплаты в стадии разработки. Пока что всех попросили заплатить 322 гривны, определили коммунальные тарифы. Первый заместитель мэра Дмитрий Свиркин пообещал пересматривать тарифную политику и намекнул, что для компенсации затрат есть деньги в областном бюджете.

Как оказалось, в существующих украинских бюрократических реалиях трудно распорядиться даже тем, что достается даром. Во многом из-за этого задержалось открытие городка. Модули нужно было доставить и растаможить, после сборки передать на баланс города для заключения договоров с коммунальными предприятиями, подготовить техническую документацию, провести массу экспертиз, получить кучу разрешений. Сколько было потрачено денег на подготовку документов, журналистам, а может быть, и правоохранительным органам, еще предстоит выяснить. Конкретную сумму, выделенную немцами для запорожского городка, официальные источники почему-то не афишируют. Однако известно, что всего для семи модульных поселений для беженцев выделено около 25 миллионов евро. То есть около 3,5 миллиона евро для каждого городка. Запорожье, не потратив ни копейки на строительство жилья, фактически получило полтысячи новых жильцов, обязанных оплачивать коммунальные услуги и само проживание. Запорожский модульный городок рассчитан на 544 жителя. При существующем тарифе, полной загруженности и регулярных платежах они за год передадут местным коммунальщикам около 2 миллионов гривен.

Однако подсчет денег еще впереди, а сейчас городок продолжает принимать жильцов. В первые дни заселились 77 человек, из которых 32 — дети. Школа на улице Стешенко, которая видна из окон домиков, будет очень кстати. До остановки транспорта рукой подать. С Южного можно через центр добраться практически в любой конец города. На открытие пришли и соседи. Пенсионерки из возвышающейся над городком девятиэтажки намерены следить за порядком не хуже милиции.

Запорожье стало третьим после Харькова и Павлограда городом, где открылся модульный городок. На очереди открытие аналогичных временных поселений в Днепропетровске, Днепродзержинске, Кривом Роге и Никополе. Хочется верить, что это временное жилье действительно будет таковым, а не превратится в постоянное. А у чиновников пусть будут другие поводы для гордости — увеличение поступлений в бюджет, за счет которых будут реализовываться проекты, связанные с мирной жизнью.

 

Евгений ЗЮЗИН