Примирение с врагом — это не слабость, а умение занять выгодную позицию

788
0

Итак, минские соглашения вновь провалились. Кто виноват? Боевики и не собирались их выполнять, так как с ними никто не договаривался и никаких соглашений они не подписывали. Российская сторона их подписала, но ни в Минске, ни в Европе не признала своего прямого участия в войне, за исключением так называемых «добровольцев». А как известно, в «демократической» России добровольцы имеют широкие права делать то, что прикажет власть. Однако настойчивые требования некоторых украинских политиков ввести военное положение и завезти американское оружие на территорию страны вряд ли можно назвать выполнением мирных соглашений.

Мне могут возразить: ведь российское оружие уже давно и незаконно на территории Украины. Это так. Но для мира на нашей земле не должно быть ни российского, ни американского оружия, и споры о «курице и яйце» мира не добавят. Пришло время честного и критического отношения к себе, признания собственных ошибок и немедленного их исправления. Потому что интерес к украинским проблемам в мире явно угасает, а вместо него начинает нарастать раздражение.

Совет безопасности ООН принял резолюцию по Украине в российском предложении. ЕС начал медленно склоняться к отмене санкций и восстановлению отношений с Россией. Твердость пока сохраняют США и Канада, которая ввела дополнительные санкции, но о поставках оружия в Украину даже американские политики перестали говорить. Всё это неприятные, но, увы, неизбежные сигналы для Украины. Рано или поздно мир устанет от упрямства и упертости всех участников украинского конфликта и укажет им на то, что нужно менять стратегию. И если этого не поймет официальный Киев, я не исключаю двух вариантов развития событий. В качестве решения нашего затянувшегося конфликта уставшая Европа может предложить проект федерализации Украины, как она уже сделала в 60-е годы ХХ века с Бельгией. Тогда путем федерализации был решен тяжелый конфликт между валлонами и фламандцами, а Брюссель стал официально двуязычным городом. Кстати, ничего страшного после этого в Бельгии не случилось. И если подобное решение будет предложено Украине европейскими странами, придется его выполнять. Можно только представить себе в этом случае торжество России и униженное состояние Украины.

Еще более неприятным вариантом для Украины может стать «косовский сценарий». Ведь признала Европа права косоваров и проигнорировала протесты Сербии в 2005 году, отделив Косово от Сербии. Кто может дать гарантию, что что Европа не признает автономии или даже отделения Донбасса от Украины? Кстати, на вопрос, почему Бельгии был предложен вариант федерализации, а для Сербии приготовили вариант «справедливого сепаратизма», никто из европейцев не сможет внятно ответить. Просто решили — и сделали. Правда, горечь от потери Косово для Сербии смягчили быстрым принятием в ЕС. Может, и Украине повезет и она будет принята, ведь в 2007 году в мире еще не начался финансово-экономический кризис и на ЕС не легли тяжким бременем проблемы Греции и Кипра. Так что вполне возможна потеря значительной территории Украины не по вине России, а по решению ЕС и безо всякой компенсации.

Разумеется, оба сценария являются гипотетическими, но отнюдь не утопическими. У каждого из них есть плюсы и минусы. В случае «косовского» варианта, как бы это ни было для Украины неприятно, восстанавливать жуткую разруху придется не нам. И тогда горькая сторона этого сценария станет головной болью горе-Новороссии и обезумевшей старо-России. Впрочем, тогда же поднимется вопрос о бессмысленности человеческих жертв в этой войне. Так что не допустить донецкого и луганского Косово в интересах Украины. А значит, менять стратегию все же придется.

Украинский президент в качестве этой новой стратегии предложил введение миротворческого контингента в зону конфликта. Это намного лучше военного положения или вооружения страны. Миротворцы, по мнению П. Порошенко, должны быть из любой страны, кроме РФ. С одной стороны, это верно: страна-агрессор не может выступать миротворцем. Но с другой стороны, это знакомая стратегия отказа от уступок и нежелание услышать мнение жителей востока. Россия, разумеется, в этом случае наложит вето в Совбезе, и хорошая идея будет похоронена.

В предложенной президентом Украины новой стратегии есть еще одна новизна — это идея полицейского контингента миротворческих сил. Такой опыт у ООН действительно есть, и достаточно успешный. Считается, что отряды полиции знают, как работать с гражданским населением, лучше военных; они эффективно помогают восстановлению правопорядка; осуществляют контроль за местной полицией (милицией) и работают по законам страны своего пребывания. У них есть опыт и такие специалисты, как судмедэксперты, криминалисты, дактилоскописты.

В ООН разработаны принципы отбора кадров в полицейский миротворческий контингент. Но есть два настораживающих факта. В 50-е годы американская администрация назвала войну в Корее полицейской операцией. Это делалось для манипулирования общественным сознанием, не успевшим отойти от Второй мировой войны и не готовым к новой войне. Если под миролюбивым названием будет скрываться не полицейская, а военная операция, вряд ли украинское общественное сознание простит своей власти, уже начавшей терять свой авторитет, подобное манипулирование.

И наконец, миротворческий и полицейский контингент направляется в зону прекращенного огня, т. к. миротворцам не положено стрелять. И мы вновь возвращаемся на круги своя: будут ли придерживаться прекращения огня все стороны, осознают ли они нелепость происходящего? Глупые дерутся, а умные уступают. Так говорили древние.

Татьяна НИКОЛАЕВА