ГАЗЕТА: Попили кофе. Означает ли отставка Коломойского конец конфликта

679
0

070310_a88e90d2da0ad24fdb526804ed7fcb9d88ac330a

По состоянию на 25 марта кандидатура Валентина Резниченко рассматривается президентом Петром Порошенко на должность губернатора Днепропетровской области

Резниченко предлагается занять место Игоря Коломойского, насиженное им в течение года. Таким неожиданным образом в Запорожье ощутили последствия происходящего на протяжении последнего года в Днепропетровске. Пока трудно сказать, является уход Коломойского с должности завершением этой фазы его противостояния с президентом или тактической передышкой. Однако определенные тенденции проявились как нельзя более явно.

Конфликт Коломойского и Порошенко разгорелся еще 19 марта. В этот день от руководства государственной компанией «Укртранснефть» отстранили Александра Лазорко, действовавшего на протяжении последних лет в интересах Игоря Коломойского, контролировавшего через предприятие транспортировку нефти в Украине. На место Лазорко поставили Юрия Мирошника. Экс-руководители забаррикадировались, возле здания появились люди в камуфляжах, вскоре явился и сам Игорь Коломойский. На резонный вопрос оказавшегося рядом журналиста Сергея Андрушко, что делает глава Днепропетровской ОГА в здании госкомпании, днепропетровский олигарх разразился потоком брани. Он был явно не в духе и сообщил, что немедленно отправляется к президенту для решения вопроса об управлении «Укртранснефтью».

На следующий день, 20 марта, Коломойский заявил, что с Порошенко договорился. Лазорко не будет управлять компанией, но и Мирошник не будет проводить ее проверку, а сделают это международные аудиторы. Выглядело это так, будто Коломойский выигрывает время перед проведением проверки.

Однако еще 19 марта были изменены правила игры не в пользу олигарха. Верховная Рада после долгих обсуждений все же приняла закон, изменяющий правила назначения руководства в компаниях, половиной акций которых владеет государство. Угроза утраты контроля через отстранение менеджмента Коломойского возникла для госкомпании «Укрнефть». Ее основная деятельность — добыча углеводородов на территории Украины. Коломойский решил подстраховаться.

В ночь на 23 марта у здания «Укрнефти» появились вооруженные люди, а рядом с ними снова сам Игорь Коломойский. Теперь наиболее ярким моментом его общения с прессой стал разговор с журналистом и нардепом от партии «Блок Петра Порошенко» Мустафой Найемом. На этот раз губернатор воздержался от употребления нецензурной лексики, но постоянно перебивал, куда-то уводил, звал на кофе и уклонялся от ответов на прямые вопросы.

Ситуация начала обостряться, когда глава СБУ Валентин Наливайченко заявил, что все люди под зданием «Укрнефти» должны быть разоружены. Президент в свою очередь отметил, что не допустит существования в стране ручных армий. Одновременно появилось сообщение о допросе двух заместителей Коломойского сотрудниками СБУ. Пояснения дали Святослав Олейник и Геннадий Корбан. Их расспрашивали по делу об убийстве сотрудника СБУ в Волновахе. Наливайченко заговорил о банде преступников, занимающейся контрабандой в зоне АТО. По словам главы СБУ, банда финансировалась и поддерживалась высокопоставленными чиновниками Днепропетровской ОГА. Так стало очевидным, что силовики в конфликте Коломойского и Порошенко выступили на стороне последнего.

Министр МВД Арсен Аваков поставил вооруженным людям под «Укранефтью» ультиматум. «Даю всем охранным компаниям 24 часа — освободиться от двойных-тройных трактовок, привести свою деятельность в безукоризненную канву в соответствии с буквой закона. Ссылка на тревожное военное время будет не оправдывать нарушения, а отягощать их», — подчеркнул министр.

Дальше события начали разворачиваться еще стремительнее. Соратники Коломойского начали раскручивать сразу несколько тезисов. По словам самого Игоря Коломойского, «Укртранснефть» пытались захватить российские диверсанты совместно с группой другого олигарха, занимающегося нефтяным бизнесом, Игоря Еремеева. Далее заместитель Коломойского Геннадий Корбан в ответ на обвинения СБУ заявил, что как раз силовики и курируют контрабанду в зоне АТО. Апогеем стала пресс-конференция в Днепропетровске, на которой сразу четыре депутата фракции «Блока Петра Порошенко» заявили о выходе. Все они утверждали, что с Игорем Коломойским, команда которого сдержала российскую агрессию, власть повела себя в высшей степени цинично. Как следствие, было заявлено о необходимости проведения народного вече в Днепропетровске. Инициативу озвучил нардеп Андрей Денисенко, помощник которого, со слов депутата, совершил убийство сотрудника СБУ в Волновахе.

На объявленном народном вече должны были жестко поставить перед Порошенко вопрос о невыполнении его обещаний о реформах и децентрализации. Как горох посыпались заявления о том, что, пока Днепропетровщина воюет и кормит всю страну, киевские чиновники разворовывают народные деньги. Сценарий отдаленно начал напоминать события в Донецке годичной давности. С той лишь разницей, что на этот раз он запустился не из-за победы проевропейского Майдана в Киеве, а из-за перераспределения активов Игоря Коломойского. Ситуация приобрела трагикомический характер. С одной стороны, было очевидно, что патриотические лозунги лишь прикрытие для аппетитов и хамства Коломойского, с другой — события последних дней продемонстрировали уровень коммуникации во власти. Очень быстро вещи начали называть своими именами.

Игорь Коломойский, взявший значительный участок обороны страны в свои руки, ожидал, что наградой за это станет его окончательное утверждение во властных структурах. Мол, я воевал, мне положено. Конфликт разыгрался в размерах положенного. У Порошенко решили, что «Укрнафта» и «Укртранснафта» должны приносить доход не только Коломойскому. На сегодня утверждается, что деньги должны достаться государству, что можно будет подтвердить или опровергнуть лишь со временем.

Авторитет днепропетровского олигарха оказался с особенностями. Несмотря на харизматичность Коломойского, его определенную обаятельность, трудно было бы представить митинг в Днепропетровске, скандирующий его фамилию. Слишком уж неоднозначна его персона. Да и майданные лозунги, которыми прикрываются сторонники Игоря Валерьевича, исключает наличие в Украине каких-то хороших, правильных олигархов. Все они определены как зло.

Бурное развитие событий закончилось неожиданно быстро. В ночь на 25 марта одновременно с подписанием закона об акционерных обществах и распределении дивидендов Порошенко одобрил заявление об отставке Коломойского. Один из его рупоров в парламенте, экс-заместитель главы Днепропетровской ОГА Борис Филатов прокомментировал это так: «Увольнение прошло максимально корректно. Все дела будут переданы Валентину Резниченко в максимально комфортном режиме. В субботу состоится митинг-концерт «За единую Украину». На митинге будет заслушан годовой отчет команды Коломойского. Будут присутствовать народные депутаты, лидеры общественного мнения, добровольцы, волонтеры, новый губернатор». Спустя несколько часов Администрация президента опубликовала видео, на котором Порошенко подписывает указ об увольнении Коломойского в его присутствии. Олигарх благодарит президента за сотрудничество, поправляя очки.

Что произошло? Порошенко продемонстрировал власть, заработав несколько баллов — это видимая сторона мирной договоренности. Что получил Коломойский взамен утраченных активов и получил ли — открытый вопрос. Невероятное предположение о том, что президент развернул курс на де-олигархизацию Украины, проверяется лишь временем. Пока же Украина относительно спокойно, с юмором, за чашкой кофе наблюдала первый подобный конфликт.

 

Евгений ЗЮЗИН