ГАЗЕТА: Чем отличаются страхи и фобии

744
0

психолог Жадан

Абаннумофобия, аблутофобия, авиафобия, авидсофобия, аврорафобия, австралофобия, автокинетофобия, агиофобия… И это только фобии на букву «а», да и то не все! Общее количество фобий в мире — более 500, и с каждым днем этот список пополняется

 

Встречаются как вполне тривиальные фобии, например фобия собак, авиаперелетов, высоты, так и совершенно необычные и неожиданные — боязнь сыра, боязнь арахисового масла, боязнь жидкостей, боязнь чеснока или петухов.

Казалось бы, ну это же естественно — испытывать страх перед посадкой в самолет или при виде грозной лохматой собаки… И в то же время как можно бояться сыра или арахисового масла? Где же граница, отделяющая нормальный страх от фобии, чем они отличаются и как возникают?

Страх — это эмоция, свойственная всем без исключения людям. Страх возникает тогда, когда существует реальная угроза существованию индивида, то есть страх защищает нас, сигналит нам об опасности.

Интересное отличие страха от боли и других переживаний, связанных с страданием, заключается в том, что страх возникает, предвосхищая действие опасного фактора.

Переживание страха может быть различным по степени интенсивности: опасение, боязнь, испуг, ужас.

Бывает так, что человеку страшно, но он не может определить отчего (то есть источник страха не определен или не осознан) — тогда мы имеем дело с тревогой.

Как уже было сказано, страх нужен для защиты нашего организма от опасности, он привлекает внимание к ее источнику и побуждает нас искать пути ее избегания.

Бывает так, что страх достигает силы аффекта, и тогда человек переживает ужас, панический страх. В таком состоянии человек действует не так, как он реагировал бы в спокойном состоянии или при меньшем эмоциональном накале, и склонен проявлять один из трех стереотипов поведения: бегство, оцепенение или защитную агрессию.

Страх имеет древнюю историю как одно из средств воспитания. Например, используя страх осуждения, осуществляется регуляция поведения детей. Но даже когда дети вырастают и «превращаются» во взрослых, этот страх остается глубоко укорененным в психике и продолжает регулировать наше поведение.

Что же такое фобия? Фобия формируется одномоментно, под влиянием переживания какой-то единичной ситуации. Наш мозг очень хорошо обучается, и фобия — это реакция мгновенного научения. Интересно, что в тот момент, когда мозг осуществил это научение, он посчитал эту реакцию, это поведение полезным для индивида. Если бы было иначе, такая реакция даже не сформировалась бы! Вот так интересно устроен наш мозг.

Впоследствии фобическая реакция актуализируется, то есть страдающий фобией переживает ее снова, когда что-либо в окружающей обстановке покажется ему напоминающим ситуацию, в которой он первый раз пережил фобию.

Когда фобическая реакция актуализируется, в теле человека происходит ряд изменений, которые сигналят о переживании в данный момент фобии: учащается сердцебиение, человека бросает в пот, пересыхает во рту, руки начинают дрожать, становится трудно дышать, может появиться боль в груди, тошнота, возможно головокружение, возникает дереализация (когда кажется, что всё происходящее — это сон, это не по-настоящему) или деперсонализация (человек воспринимает себя как бы со стороны).

Итак, человек идет по улице и видит большую лохматую собаку, которая вдобавок еще и скалит зубы. Ему страшно. Это — СТРАХ, потому что угроза безопасности реальна.

Другой человек идет по улице и видит мирно гуляющего пуделька, который играет с мячиком и не обращает ни на кого внимания. Человеку очень страшно, он боится пройти мимо и старается обойти это место десятой дорогой. Это — ФОБИЯ.

«Неужели всё так печально?» — спросите вы. Конечно нет. На сегодняшний день в психотерапии разработаны и успешно применяются методы лечения фобий (например, нейролингвистическая психотерапия). Самое главное — не запускать проблему, а как можно раньше обратиться за помощью к психологу или психотерапевту.

Татьяна Жадан, психолог