ГАЗЕТА: Эффективное правительство не даст вам то, что вы требуете, а заберет всё, что вы имеете

619
0

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Украинский парламент и избранное им правительство отметили первые сто дней своей работы. Сто дней — это условная дата, принятая для оценки какого-либо учреждения (института), имеющего общественно важное значение

 

Первые итоги подвел спикер в своей пресс-конференции. Как хороший «родитель», В. Гройсман не дал в обиду своих «детей», больше хваля, чем ругая их, и проча им завидное будущее. Правительство и все министры поочередно очень коротко отчитались в том же духе, делая упор на свои достижения и обходя досадные и неприятные моменты. По торжественному признанию премьера, правительство работало 24 часа в сутки. Кто же будет сомневаться в его успехах после такого заявления? Но политические эксперты и простые люди оказались не столь снисходительными по отношению к избранным ими слугам народа, выставив среднем «тройку» по пятибалльной системе, да и то слегка завысив оценку из чувства жалости.

По каким же критериям принято оценивать властные институты и их эффективность? Прежде всего по факту соблюдения Конституции и законов. У наших политиков принято обвинять друг друга в нарушении Конституции, но правительство А. Яценюка позаботилось о том, чтобы этих обвинений не было. Для этого Конституция была изменена, и не только в части политической системы, но и в части прав человека. По сути, все социальные гарантии в области медицины, образования, труда и зарплаты были отменены (говорят, временно), а потому и претензий к правительству по их невыполнению не может быть. Кстати, во всех демократических конституциях мира в разделе о правах человека, который считается основополагающим, записано, что права человека не могут быть изменены, пересмотрены, уничтожены ни при каких обстоятельствах. То же самое было записано и в украинской Конституции, и хотя формально это положение не было вычеркнуто, фактически же существенно изменено. В самом начале своей работы г. Яценюк отметил, что на практике все равно не существует бесплатной медицины и образования, а потому и придерживаться этого пустого положения не стоит. В принципе, он прав, но у самых незащищенных слоев населения при старом варианте Конституции была надежда и на льготное обучение детей, и на бесплатные жизненно необходимые лекарства. Теперь же им просто могут ответить, что этих прав им Конституция не дает (будем надеяться, временно).

Другой критерий — это, конечно же, оценка экономической и финансовой политики, от которой зависит благосостояние людей. Наполнение бюджета, инвестиционная привлекательность страны, технический прогресс. Об экономической политике парламента и правительства судят по темпам экономического роста, ценам, ВВП в процентном и абсолютном выражении, по национальному доходу на душу населения. В ООН приняты некоторые средние показатели национального дохода, по которым оценивается уровень жизни людей. 400-500 долларов в год на душу населения — это самые бедные страны, 8-10 тысяч долларов — это страны среднего уровня. Доходы украинских граждан сократились в два и даже три раза, а у некоторых слоев населения опустились до 300-400 долларов в год, то есть до африканского уровня.

Правда, в заслугу правительству можно поставить укрепление гривны до уровня 21-22 за доллар (покупка), то есть ровно столько, сколько было заложено в бюджет 2015 года. Но не было ли это укрепление искусственным ходом к моменту 100 дней работы парламента и правительства? Поживем — увидим, как долго продержится на этой отметке гривна, но к прежнему уровню — 8 гривен за доллар — ей уже не вернуться. По оценкам МВФ, на докризисный уровень Украина, может быть, выйдет только к 2019 году. А это означает, что впереди пять лет мрака. Но об этом в отчете правительства ничего не говорилось.

Своей самой большой победой правительство посчитало выделенный кредит от МВФ в 17 миллиардов долларов, пять из которых уже поступили в страну. Кредит дан на четыре года, что, по мнению г. Яценюка и г. Яресько, является радостным сигналом для Украины о том, что МВФ доверяет нам, и призывным сигналом для инвесторов о том, что можно вкладывать деньги в украинскую экономику. Так ли это? Судя по предстоящему использованию кредита, он пойдет на укрепление бюджета (так делала предыдущая власть), на выплату долгов (так делали все правительства в 90-е годы) и на пополнение похудевшего золотого запаса страны (так вынуждена делать новая власть). В таком случае этот кредит сигнализирует о другом — о боязни и предупреждении дефолта, а не о доверии к стране. Ведь в случае дефолта все прежние кредиторы безвозвратно потеряют свои деньги в Украине. И вряд ли в ближайшее время они рискнут серьезно инвестировать в наше экономику.

О расходовании кредита на реформы не было сказано ни слова. А ведь это и есть главный критерий оценки работы парламента и правительства. Обещание реформ было главным козырем и кандидатов в депутаты от партий, и мажоритарщиков во время избирательной компании. Но всем известно, что обещанного три года ждут, а в нашем случае и того дольше. Нет обещанной децентрализации власти и изменения финансового статуса областей и городов. Нет серьезных успехов в борьбе с коррупцией, за исключением спорного закона о люстрации и созданного, но бездействующего Антикоррупционного бюро. Зато есть показательные процессы над судьями. Интересно, что будет с теми, кто сегодня судит? И до каких пор судьи будут игрушками и жертвами наших политиков?

И все-таки — неужели наши «слуги» ни в чем не заслужили высшей оценки? Заслужили! За драки и беспредел в парламенте. Вот по этому показателю парламент совершенствуется не по дням, а по часам. Интересно, будет ли когда-нибудь реформа по уголовной ответственности депутатов за хулиганское поведение?

Татьяна Николаева