Блеск и нищета запорожских трамваев. Электротранспорт обрел новую жизнь

1221
0

Безымянный

На последней пресс-конференции городского головы один из журналистов предложил Александру Ченсановичу прокатиться с ветерком в «рогатом» транспорте. Этот процесс, по задумке «акулы пера», помог бы мэру на собственной шкуре прочувствовать, каково в час пик толкаться в трамвае.

На что градоначальник ответил, что считает подобную поездку «дешевым пиаром». И что он и так в курсе всех проблем. Но тут же добавил, что пока чиновники не в силах решить возникшую трудность. Потому как проезд в электротранспорте имеет достаточно демократичную стоимость — две гривны. Мол, полученных средств не хватает на модернизацию.

Кто виноват в «загнивании» электротранспорта и что делать, выяснял журналист «Верже»

 

 

Старость… моральная и физическая

 

Для тех, кто давным-давно не имел возможности или желания проехать хотя бы несколько остановок в трамвае, проведем виртуальную экскурсию.

Всем желающим сэкономить на общественном транспорте приходится передвигаться в скрипящих вагонах. В некоторых из них печи не работают даже в лютые морозы. И потому пассажиры вынуждены ехать стоя (чтобы не простудить пятую точку на ледяных сидениях). В других же — отопление работает по полной. Поэтому путники просто умирают от жары.

Имеют «рогатые» и проблемы с дверями. Некоторые входы не закрываются плотно. И через щели в салон попадает свежий, иногда даже чересчур, воздух.

Далее: в вагонах отсутствуют кондуктора. Так что оплату принимают водители (как Юлий Цезарь, они могут делать одновременно несколько дел). Отметим,  что если хоть на одном маршруте попадается кондуктор, то водитель вагона громко ругает пассажиров, пытающихся по привычке заплатить ему деньги.

А совсем недавно Запорожье всколыхнул интересный случай. Одна из местных активисток Юлия Кривенко ехала в трамвае и сфотографировала там засаленный портрет Ленина. Фото Ильича висело в кабине водителя. Девушка добавила кадр на свою страницу в соцсети. Чем наделала в Интернете много шума. После этого, видимо, на волне «ленинопада» (мы о массовом сносе монументов, кто не понял), вагон нашли в считаные часы. И заставили водителя избавиться от изображения вождя. Благо, хоть штраф не заставили платить. С другой стороны, это ведь личное дело водителя — чьи портреты вешать у себя в кабине.

Жаль, чиновники не действуют так же быстро во время осуществления ремонтных работ. Реальность такова, что сейчас на рейсах курсируют менее 100 трамваев и 80 троллейбусов. Большая часть транспорта износилась морально и физически.

По этой причине время от времени на центральных улицах города происходят аварии с участием общественного транспорта. К примеру, несколько лет назад в районе бульвара Центрального загорелся трамвайный вагон, который ехал по маршруту №3, из-за короткого замыкания проводки.

По той же причине пассажирам часами приходится простаивать на остановках в любую погоду, так как поломка одного трамвая приводит к остановке всей линии. Нередко случаются и обрывы на линиях.

А вот ремонт техники влетает в копеечку. Как рассказал генеральный директор КП «Запорожэлектротранс» Юрий Папач, цены на запчасти сейчас выросли. Потому из 126 имеющихся трамваев на ходу только 76.

— Нет запасных частей и резино-технических изделий, особенно покрышек, — жалуется руководитель.

А вот городской голова на пресс-конференции заверил, что обновлять транспорт уже начнут в ближайшее время. По его информации, после подорожания проезда в маршрутках львиная доля пассажиров стала пользоваться «рогатыми». Потому доходы бюджетного предприятия выросли на 40%. Причем сумма увеличилась исключительно за счет пассажиропотока.

— На последней сессии из городского бюджета депутаты выделили три миллиона гривен для проведения текущего ремонта, — отчитался Син.

За эти деньги поставят «на колеса» 20 трамваев и 12 троллейбусов.

 

Поломанные двери и разбитые окна

 

По предварительным подсчетам, на один вагон требуется от 450 до 750 тысяч гривен. Причем за указанные средства можно совершить лишь текущий ремонт. В нашем городе им уже три года подряд занимается крупное промышленное предприятие. Первый трамвай завод выпустил «под выборы». Но после полезную практику не забросил…

Выпускают транспорт на маршрут с помпой. На церемонии обычно присутствуют первые лица. Но и тут случаются неожиданности. Как-то во время презентации вагона у него сломалась дверь. А в другой раз на рейс вышел «Счастливый трамвай» 1976 года выпуска с граффити на боку. Стоит ли говорить, что вид у «рогатого» был уже далеко не счастливый. В некоторых местах под краской даже просматривалась ржавчина. Но городского голову состояние электротранспорта не смутило.

«Надо украшать и ремонтировать старый транспорт, чтобы он выглядел лучше», – отметил тогда мэр. Также Александр Син подчеркнул, что запуск «Счастливого трамвая» – один из этапов программы по борьбе со стихийными граффити: «Наша молодежь любит расписывать трамваи пиратским способом, нападая из-за угла, – считает градоначальник. – А таким образом мы привлечем ее к активному участию в подготовке ко Дню города. Каждый из них сможет сесть в трамвай и загадать свое желание».

К слову, с работой «вольных художников» в «Электротрансе» не борются. Как и с вандалами. Так что трамваям с разбитыми окнами дорога одна — по маршруту. Даже если «паутинка» расположена на уровне глаз водителя.

Впрочем, реставрация не станет «капельницей» для умирающей системы. Так как вдохнуть вторую жизнь в трамваи и троллейбусы может лишь разработка новых маршрутов. А если чиновники уберут с улиц дорогостоящие маршрутки, то несколько районов города останутся без транспортного обеспечения. В частности,  Осипенковский и Хортицкий.

По информации «Википедии», в городе сейчас функционируют 16 трамвайных и 18 троллейбусных маршрутов. Причем путь первых лежит в обход центрального проспекта Ленина. Рельсы с главной улицы были убраны по инициативе бывшего мэра Александра Поляка. После смерти градоначальника его дело продолжил на той же должности Евгений Карташов. Таким образом, в 2004 году чиновники закрыли важнейший участок движения — к Днепрогэсу, в 2005 — к ДС «Юность».

В том же году был продлен маршрут №10а «Мясокомбинат — площадь Свободы — цирк». Впрочем, через несколько месяцев испытаний от него отказались.

 

 

А как у них?

 

 

Еще одна эпопея с популяризацией льготного транспорта началась несколько лет назад. Тогда чиновники в некоторых вагонах  подключили Wi-Fi. Правда, учитывая местный контингент, новые веяния вызвали легкое недоумение. Как оказалось, Интернет появился в трамваях по европейскому примеру. Но работал он недолго.

Совсем недавно корреспондент «Верже» имел возможность побывать в одном из вагонов, имевших подключение, и убедился, что система не работает.

А вот на другие нововведения заморского транспорта можно было бы обратить особое внимание.

К примеру, в Мюнхене уже давно не в диковинку зонная оплата проезда. То есть эта система подразумевает под собой различную стоимость проезда в зависимости от расстояния.

Подобная идея совсем недавно посетила головы и запорожских чиновников. Правда, коснулась бы она только маршрутных такси. Впрочем, доложил градоначальник, запорожцы не нашли механизмов осуществления удешевления. Син также отметил, что некоторые перевозчики уменьшают цену самостоятельно.

В Германии также практикуют систему единого билета на все виды транспорта. То есть пассажир, приобретший талончик на трамвай, может продолжать с ним путь на троллейбусе и на автобусе. Его цена составляет около 1,5 евро и зависит от дальности поездки. Предусмотрены за рубежом и скидки для пенсионеров, многодетных семей, детей.

В Запорожье же эту категорию людей слегка потеснят. До начала лета этого года пожилые люди еще смогут бесплатно передвигаться на «рогатых». А потом пенсионеры начнут получать адресную помощь, которую смогут тратить по своему усмотрению.

Специалисты подсчитали: если разделить сумму государственной компенсации (45 миллионов гривен) на количество запорожских льготников (223 тысячи человек), то получается, что сейчас в течение месяца каждому из них государство гарантирует бесплатный проезд в трамваях и троллейбусах на сумму 16 гривен. Это всего восемь поездок в месяц.

— У нас раньше 70% пассажиропотока составляли льготники. Теперь же большая часть льгот отменена, а у многих работающих запорожцев нет средств на оплату проезда в маршрутках. Актуальность электротранспорта возросла. Но подвижной состав изношен. На Кичкасе просто обрезали провода на одной из линий. Наши сотрудники по два месяца сидят без зарплаты. Город и некоторые предприятия оказывают поддержку, но ее недостаточно для нормализации работы предприятия. Оно может оказаться на грани коллапса. А это не только удар по предприятию и его сотрудникам, это удар по всему городу, — отметил во время пресс-конференции председатель профсоюзной организации «Запорожэлектротранса» Заур Каргиев.

Но давайте не будем всё окрашивать в мрачные тона. Есть в использовании электротранспорта и своя романтика. Где еще пенсионер может уступить место пенсионерке? Где можно услышать удивительные истории о боевом прошлом пассажиров? Или заснуть и прокатиться до кольца?

А как-то автор этих строк стал свидетелем такого разговора. Пожилой мужчина обратился к старушке:

— Вы выходите на «Украине»?

— Да, хотя мне надо на «Юности». Жаль, что сейчас трамвай не идет прямиком к дворцу спорта.

— В нашем возрасте до юности уже не довезет ни один транспорт, — резюмировал дедушка.

После чего пожилые люди мило захихикали.

…И хорошее настроение обеспечено на весь день :).

 

Инна Воронова