ГАЗЕТА: Две большие разницы. Зачем Украине экс­президент в должности губернатора?

697
0

 

42

Назначение Михаила Саакашвили на должность главы Одесской ОГА можно назвать сенсационным лишь на первый взгляд. Этот пост в украинской иерархии стоит ниже министерских, а ведь в Кабмине у нас и экс­гражданка США Наталья Яресько, и литовец Айварас Абромавичус, и грузин Александр Квиташвили. Последние два не владеют государственным языком абсолютно, в отличие от того же Саакашвили

Кроме того, новый глава Одесской области давно известен украинцам, в отличие от других варягов, а также имеет давнюю историю отношений с украинским руководством. Экс­президент Грузии — один из наиболее активных сторонников Украины на международной арене. Так что предоставление ему гражданства и должности не такая уж и неожиданность. Вот для грузин это сенсация. Не каждый день экс­президент страны отказывается от ее гражданства ради менее значимого поста в другом государстве. Интернет уже пошутил на эту тему словами якобы премьера РФ Дмитрия Медведева о том, что он рассматривает кандидатуру Виктора Януковича на должность главы Краснодарского края.

Сразу же после представления Саакашвили озвучил свои наполеоновские планы — сделать Одессу столицей Черного моря. По мнению главы ОГА, город и область имеют значительный потенциал, который, к сожалению, так и не был раскрыт полностью за годы украинской независимости. Заверения в непримиримости к коррупционерам в области звучат из уст Саакашвили более обнадеживающие хотя бы потому, что экс­президент уж точно далек от местного клубка коммерческих интересов. (Хотя тем сильнее будет и разочарование в случае неудачи.) Президент пообещал Саакашвили особые полномочия, правда, не уточнив, какие именно. Вряд ли под отдельную должность можно переписать закон, а также целый ряд пилотных проектов — в правоохранительных органах, в вопросах децентрализации и т. д. В свою очередь, новый глава ОдОГА успел пообещать сократить чиновничий аппарат, а также провести конкурс на должности глав районных администраций. 24 из 27 руководителей районов, по словам Саакашвили, будут уволены.

Выполнение планов и обещаний, по которым можно будет судить об эффективности назначения, еще впереди. Пока же можно попытаться оценить саму суть произошедшего. Здесь несколько версий. Одна из них — попытка в очередной раз досадить российскому руководству. Саакашвили никогда не стеснялся в выражениях относительно президента РФ.

Другая кроется в личности  Игоря Палицы, предшественника нового главы Одесской области. Он был назначен не без участия днепропетровского олигарха, главы группы «Приват», также побывавшего губернатором, Игоря Коломойского. Для него уход с госдолжности был скандальным, и конфликт с президентом, несмотря на все заверения, не исчерпан. Коломойский стремится удержать свое влияние в государственных нефтяных компаниях, для которых Одесса является одной из ключевых точек. Здесь находится нефтеперерабатывающий завод, на который претендует Коломойский. И назначение Палицы на должность главы ОдОГА в мае прошлого года имело для группы «Приват» стратегическое значение.

Методы борьбы Коломойского за удержание бизнес­влияния в Украине сформировались сразу же после его отставки — уничтожительная критика президента и премьера, которые и реформы блокируют, и старые схемы осваивают, и войну продолжают, и влиянию других олигархов подвержены. Именно поэтому взамен Палицы должен был прийти человек, никак не связанный с альтернативными кругами влияния. В противном случае рупоры Коломойского представили бы это как сдачу проблемного региона. Повод бы обязательно нашелся, так как среди опытных чиновников в Украине трудно найти человека, так или иначе не связанного с властью Януковича или историей отношений с каким­либо из олигархов. Сам Коломойский после появления информации о назначении Саакашвили не придумал ничего лучше, как заявить, что «он сдаст Одессу русским».

В этой ситуации Порошенко, стремящемуся ограничить Коломойского, пришлось искать неординарное решение. Новая кандидатура должна была сделать незаметной отставку Палицы. И у президента нашелся такой туз в рукаве — возможно, последний. Фурор вокруг назначения Саакашвили затмил факт ухода человека Коломойского из ОдОГА. Сам Палица заявил, что считает замену достойной, а любые разговоры о переходе Одессы под чьи­либо бизнес­интересы прекратились, не начавшись. Внимание СМИ переключилось на реакцию России и Грузии.

Стоит ли говорить, что логика назначения Саакашвили вряд ли связана с его знанием особенностей региона, навыками управленческой работы в украинских реалиях. Несомненно, он талантливый руководитель. Но если в Грузии у него была возможность претворить в жизнь реформы в масштабах страны, то как это удастся сделать в рамках одной области, живущей во всеукраинской косной системе, пока остается загадкой.

Кроме того, назначение может иметь далеко идущие последствия и для других регионов. Отдавая Одесскую область экс­президенту, Порошенко тем самым демонстрирует ее исключительность. Для других регионов таких сильных кандидатур почему­то не нашлось. В Запорожье, например, на смену технократу Валентину Резниченко тут же пришел представитель одного из местных кланов Григорий Самардак, не демонстрирующий никаких инициатив и избегающий любых неудобных вопросов. Почему Саакашвили не досталась Донецкая область? На пару с Геннадием Москалем он мог бы показать свои навыки кризис­менеджера во всей красе, возможно, принеся Украине более ощутимую пользу.

Таким образом, удачная игра против одного из олигархов в очередной раз продемонстрировала кадровую безнадегу в администрации Порошенко. В данном случае он является олицетворением всей системы украинской власти, все еще ожидающей смены поколений и прихода действительно новых людей. Прочие же слишком хорошо помнят советскую юность, слишком тесно работали с минувшим режимом. Иначе нельзя было достичь успеха.

Саакашвили, безусловно, человек другой формации — специально обученный транслятор западных ценностей. Сейчас для 47­летнего экспрезидента на кону стоит дальнейшая политическая карьера. Сгинуть в болоте украинской коррупции или победить ее в отдельно взятом регионе? Вот только для прочих глав ОГА ставки не столь высоки. И в этом теперь Одесская область стала «большой разницей» по отношению к Украине.

Евгений ЗЮЗИН