ГАЗЕТА: «Реформы находятся на таком этапе, на котором они не видны»

602
0
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Накануне Дня Конституции президент созвал Совет по реформам, на котором в очередной раз обсуждалась реформа по децентрализации. Украина продолжает брать «горячие» кредиты, которые выдаются международными инстанциями под проведение реформ. Долги накапливаются, но где же они, эти самые реформы?

 

Просто верить на слово о том, что они успешно продвигаются, уже не может и не хочет никто. В свое время г. Яценюк сделал поспешное заявление о том, что коррупция в целом уже преодолена, но серия последних коррупционных скандалов полностью похоронила эту поспешность. Борьба с коррупцией началась вроде бы всерьез. Депутатов, подозреваемых в коррупции, лишают депутатской неприкосновенности, министров снимают с их постов, в судейских кабинетах проводят обыски, чиновников местного уровня ловят с поличным. Но эти нарастающие сообщения лишь доказывают, что «нас багато, нас не подолати». А вот система, в которой коррупция имеет прочные корни, остается прежней и не поддается реформированию. И скоро показательные аресты потеряют информационную привлекательность, и все апробированные схемы будут работать без препятствий.

Возьмем такую сферу, как медицина. Под стенами Кабмина регулярно собираются люди, страдающие диабетом, какими­то редкими заболеваниями, ВИЧ­инфицированные, которым требуется поддерживающая терапия, а лекарств для них нет. А некоторые больные, например сезонным ботулизмом, собраться возле Кабмина не могут. Они тихо умирают в палатах, потому что для них нет необходимых вакцин и сывороток. А министр здравоохранения, специально приглашенный из Грузии для проведения медицинской реформы и пресечения самой отвратительной коррупции, касающейся жизни и здоровья людей, разводит руками и заявляет, что причин для беспокойства нет, ведь в мире много необходимых лекарств и сывороток. Вот только в Украине их нет, т. к. поставщики не выполнили свих обязательств. Но как умудрились эти «левые» поставщики выиграть тендер? Впрочем, ни для кого не секрет, что тендер — самое коррупционное явление в Украине, но об этом министр не упомянул. Зато проиграли, как всегда, больные люди. И вот накануне местных выборов вновь заговорили о реформе по децентрализации. Президент в очередной раз заявил, что никакой федерализации не будет и никаких новых ДНР и ЛНР не допустим. Конечно, ДНР и ЛНР — это сепаратистский бред, но возник он не в условиях федерализации, потому что федерация и сепаратизм не синонимы. Абсолютно все федеративные договоры в мире исключают возможность сепаратизма и отделения. Например, в немецкой Конституции есть статья, предусматривающая механизм присоединения к Германии новых земель, но нет статьи о возможности выхода земель из федерации. Поэтому восточная Германия легко и легитимно вошла в состав ФРГ, и сегодня ни одна земля не собирается выходить из состава ФРГ. Дело не в том, какая форма государственного устройства принята в стране, а в том, какими политическими методами она реализуется и как себя чувствуют разные народы в одной стране.

Впрочем, бог с ней, с этой федерализацией. Унитарная форма государственного устройства ничуть не хуже, и многие унитарные государства сумели создать крепкие демократии в условиях единого нераздельного суверенитета. И огромную роль в этом успехе унитарных демократий, несомненно, сыграли процессы децентрализации. На заседании Совета реформ и после одобрения Венецианской комиссии была принята польская модель децентрализации, которая предполагает укрупнение административных территорий, но исключительно добровольно, как отметил президент. Польская модель действительно оправдала себя в Польше, но будет ли она эффективной в Украине. Давайте попробуем спрогнозировать проблемы, риски и трудности, которые нельзя игнорировать. В первую очередь вызывает сомнение возможность добровольного объединения и укрупнения территорий. Население многих районов уже высказывается против по вполне бытовым причинам. В условиях плохих дорог и транспортного сообщения как люди будут добираться до крупных административных центров, чтобы отстоять целый день в очереди за какой­то справкой или субсидией? Как будут добираться дети до школ в условиях школьных автобусов?

Чиновники многих территорий тоже будут против по своим причинам. Административный аппарат начнет сокращаться, и развернется борьба за кресла. Скорее всего, добровольный характер объединения по привычке станет добровольно принудительным, а в условиях скрытого саботажа еще и неэффективным. Мне могут возразить, что теперь в условиях самостоятельности эти проблемы будет решать сама громада. Действительно, если верить тексту реформы, значительная часть заработанных средств теперь будет оставаться в распоряжении местной власти. Финансовая независимость, о которой так долго говорили в украинских регионах, свершилась. Но вместе с ней обозначились и новые риски. Расходование заработанных средств должно быть абсолютно прозрачным и защищенным от коррупции. Единственным гарантом этой прозрачности, согласно тексту реформы, выступает префект — представитель президента и аналог губернатора. Где гарантия, что префект не начнет конфликтовать с местной властью, которая будет обвинять его в мелочном вмешательстве в дела региона? И где гарантия, что не начнется сращивание префекта с местной властью? Заранее подозревать всех префектов в коррупции, конечно, некорректно, но, как мы уже отметили, борьба с коррупцией не вышла за рамки показательных выступлений. Корни коррупции не затронуты, а значит, и соблазн применить коррупционную схему остается велик. А это означает, что реформа децентрализации может оказаться очередной фикцией.

Татьяна Николаева