Все об ОСМД: как оптимально провести реформу ЖКХ?

Разборки» с коммунальщиками для жителей города Запорожье уже стали привычным делом. Отзывы о работе того же КП «Основание» практически каждый день пополняется новыми, не особо положительными комментариями

Коммунальщики не то что не проводят капитальный ремонт в обслуживаемых домах — они и повседневные свои обязанности не всегда добросовестно выполняют. Люди ездят на аварийных лифтах, каждый день наблюдают в своем дворе горы не вывезенного вовремя мусора, по несколько дней ждут приезда ремонтников, но самих коммунальщиков общественные проблемы, судя по всему, не волнуют. На протяжении многих лет городские обслуживающие предприятия кормят горожан обещаниями, которые и не собираются воплощать в жизнь. Как утверждают представители новых политических сил и общественных организаций, выход из сложившейся ситуации только один – переход на ОСМД.

Объединение совладельцев: создавать или нет?

Сегодня все чаще горожане задумываются о создании ОСМД. Такое объединение действительно является достойной альтернативой для городских коммунальных учреждений, ведь деньги за обслуживание дома в этом случае переходят в распоряжение самих жильцов. Владельцы квартир решают, какое предприятие будет заниматься вывозом мусора, благоустройством дворовых территорий, ремонтом лифта и т. д. Услуги же фирм оплачиваются уже по факту выполненных работ. И даже несмотря на огромные перспективы, которые открывает ОСМД, жители Запорожья все равно пока не спешат создавать объединение совладельцев и самостоятельно заниматься управлением дома. Какие же могут быть на то причины?

В первую очередь запорожцы отказываются взваливать на свои плечи мероприятия по содержанию подъездов и придомовых территорий из­за укоренившихся в нашем обществе советских привычек. Мы уже и представить себе не можем, что проблему ЖКХ можно решить без ругани, скандалов, множества жалоб в адрес коммунального предприятия. Кроме того, по мнению многих горожан, за благоустройство территорий, ремонт сетей отвечает государство. На самом же деле, согласно закону «О приватизации жилищного фонда», хозяин приватизированного жилья одновременно становится совладельцем и дополнительных помещений, придомового участка. Соответственно, обустройство подъездов, территорий – это забота самих жильцов, и они вправе решать, кому эти мероприятия доверить — городскому коммунальному предприятию или другому учреждению.

 С другой стороны, нежелание людей создавать ОСМД, вполне возможно, обусловлено банальным недоверием жителей к любым нововведениям. В связи со стремительным развитием ЖКХ за последний год существенно выросло и количество так называемых управляющих компаний. Такие частные учреждения готовы взять на себя все обязанности, которые сейчас возложены на «Основание», предоставив гражданам собственную бригаду ремонтников, дворников и т. д. Естественно, к сотрудничеству с коммерческими организациями жители Запорожья относятся с осторожностью, ведь свою надежность такие фирмы еще не успели доказать ввиду небольшого срока существования. Из­за этого люди нередко оказываются в тупиковой ситуации: взять бразды правления в собственные руки они не решаются, но и передавать их управляющей компании боятся.

Конечно, далеко не все опасения людей необоснованны. Как и в любой другой сфере, в отрасли ОСМД есть и недостатки, и преимущества. Чтобы выяснить, чего же больше, плюсов либо минусов, я пообщалась с председателями уже действующих в Запорожье объединений совладельцев и жителями домов.

Проблема № 1 – капитальный ремонт

В этом году деятельность ОСМД наконец начала регулироваться правовыми нормами. Мало того, закон «Об особенностях осуществления права собственности во многоквартирном доме», вступивший в силу 1 июля 2015 года, обязывает жильцов многоэтажек в течение года определиться с выбором новой компании — поставщика услуг. То есть государство снимает с себя обязательства по обеспечению домов и предлагает владельцам квартир самостоятельно заняться поисками управляющих фирм. С одной стороны, данное положение значительно расширяет права самих жильцов, с другой – полностью снимает с власть имущих ответственность за благоустройство двора, ремонт помещений и т. д.

Согласно закону, первый капитальный ремонт в доме должен произвести сам балансодержатель, то есть государство. Вот с этим пунктом у объединения совладельцев чаще всего и возникают проблемы. Хоть данное требование и прописано в законе, государство всячески уклоняется от его исполнения. Если жильцам и удается добиться, чтобы в их доме сделали капитальный ремонт, это вовсе не означает, что данный процесс не будет омрачен всевозможными трудностями.

Объединению «Республиканская, 98», например, балансодержатель (город) все­таки выделил средства на капитальные ремонтные работы, правда, процедура составления проектов и подписания бумаг затянулась на несколько лет. По словам председателя объединения Марии Федоровны, обследование дома было произведено еще в 2011 году, но только в 2012 году было принято решение на сессии городского совета о включении дома в титул капитального ремонта жилищного фонда на 2013 год. Начался ремонт лишь в апреле 2015 года, сразу после  того, как ОСМД «Республиканская,98» приняло дом на свой баланс. Только в связи с инфляцией выделенных средств на все работы не хватило. За это время цены выросли практически в три раза, однако делать какие­либо перерасчеты государство не собирается. Учитывая солидный возраст дома (60 лет), в данный момент в нем необходимо заменить практически все коммуникации, выполнить ремонт кровли, благоустроить цокольный этаж. В связи со сложившейся ситуацией часть ремонтных работ владельцы произведут за свой счет, отмечает Мария Федоровна.

Что с тарифами?

Создание ОСМД предоставляет жильцам дома возможность самостоятельно устанавливать тарифы, регулировать их размер. По словам Артура Никитенко, председателя объединения «Казачья, 5», совладельцы могут платить за содержание дома намного меньше, если откажутся от услуг КП «Основания». Коммунальное предприятие, например, диктует собственный тариф – около трех гривен за квадратный метр. При создании же ОСМД сумма платы за содержание дома может рассчитываться по тарифу 2 гривны. Правда, как рассказывают сами жильцы дома №5 на улице Казачьей, меньше платить они пока не стали. Наоборот, за содержание дома владельцы однокомнатной квартиры, например, сейчас отдают на 10 гривен больше, чем раньше пересылали на счет КП «Основания». Однако многих жильцов этот факт совсем не огорчает. Главное, как говорят люди, чтобы деньги действительно шли на нужды дома. Объединение совладельцев было создано только пять месяцев назад, но за это время в подъездах уже успели облагородить первый этаж, установить новые почтовые ящики, навести порядки в подвале. По словам председателя Артура Никитенко, уже сейчас подъезды готовят к капитальному ремонту. Правда, на помощь государства в этом вопросе совладельцы особо не рассчитывают.

Когда я спросила самих жильцов, как, по их мнению, изменилась ситуация после создания ОСМД, то услышали разные комментарии. Некоторые люди о новом порядке в доме отзываются весьма положительно. Жители третьего подъезда отмечают, что лифт стал работать более­менее стабильно и на первый этаж приятнее зайти. С другой стороны, люди недовольны тем, что за элементарную справку о составе семьи им приходится отдавать около шестидесяти гривен. Как объясняет Артур Никитенко, трудности эти временные. Дело в том, что документы о движении людей администрация дома из КП «Основания» еще не забирала. По словам председателя, жильцы могут получать такие справки и бесплатно, если обратятся в Call­центр управляющей компании. Правда, в этом случае придется немного подождать, в пределах семи дней, зато не нужно будет тратить деньги. Однако далеко не все собственники квартир об этом, судя по всему, знают. На обороте платежки указано лишь, что паспортные справки оформляются через «Основание», а в диспетчерскую службу люди могут обратиться для вызова аварийной службы либо для информационных справок.

Несмотря на наличие некоторых сложностей при создании ОСМД, жители дома выделяют и немало положительных моментов. Председатель дома, например, на жалобы жильцов реагирует намного быстрее, чем глава «Основания», так что ремонтные работы в доме проводятся всегда свое­временно и оперативно.

Учитывая все вышесказанное, ясно одно: в сфере ОСМД тоже существуют свои недостатки, вот только они не настолько масштабные, как проблемы с КП «Основание». Кроме того, раз уж по новому закону люди обязаны выбрать нового поставщика коммунальных услуг, то лучше уж создать ОСМД и заняться этим делом самостоятельно, чем в очередной раз довериться государству и снова наблюдать безразличное отношение со стороны коммунальщиков.

 

Анна КОВАЛЕНКО

РЕКЛАМА REDTRAM

Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О Нас | Контакты | Рекламодателям