Запорожские работодатели отворачиваются от демобилизованных солдат

880
0

DSC00267_новый размер

Украинских солдат, которые рискуют собственной жизнью для защиты страны, на мирной территории ожидает масса трудностей. Возвращаясь с фронта, демобилизованные бойцы не могут найти работу. Запись в военном билете должна стать для них поводом для гордости, однако на украинском рынке труда она превращается в настоящий приговор.

Даже несмотря на многочисленные обещания власти, после демобилизации участники АТО не получают от государства должной поддержки. Статистика на рынке труда сегодня весьма печальна: каждый десятый пришедший с войны боец не может найти работу, особенно если до мобилизации он не был трудоустроен.

Почему возникают трудности?

По мнению Сергея Мандалины, члена консультационного совета ветеранов АТО при ЗОГА, в большинстве случаев проблемы с трудоустройством у бывших участников антитеррористической операции возникают из-за безразличия людей. «Все, что делает центр занятости, — направляет бойца к работодателю, где его ждет отказ», — отметил он. К словам Сергея Мандалины присоединился и бывший боец «Днепр-1», предприниматель Андрей Чечель. По мнению правозащитника, у государства нет единой программы для поддержки пришедших с фронта бойцов. В Днепропетровске, Кривом Роге, например, для воинов АТО создаются специальные площадки для ремонта техники, новые рабочие места. Их организовали сами волонтеры. Как считает Андрей Чечель, организация подобных площадок — это реальная возможность создать от 500 до 700 новых рабочих мест.

Чаще всего работодатели отказывают бывшим бойцам АТО из-за пресловутой записи в военном билете «офицер в запасе». Таких ребят, по мнению предпринимателей, могут снова призвать в любой момент.

 Впрочем, отказ работодателя не единственная проблема, которая возникает у демобилизованных бойцов. Оформить положенное пособие тоже бывает непросто. Справку о средней заработной плате, которую запрашивает центр занятости, им приходится ждать по полгода, если не больше. Чаще всего для ее получения необходимо связаться с представителями военкоматов, бригады и других структур, что весьма проблематично.

На что могут надеяться демобилизованные бойцы?

Заместитель директора Запорожского областного центра занятости Татьяна Кошечко утверждает, что и сами солдаты не всегда соглашаются на предложенное место работы. Размер средней заработной платы в Запорожье составляет около 1500 гривен. Зарплаты свыше 3000 гривен встречаются крайне редко. Естественно, в наше время прожить на такие гроши, а тем более обеспечить семью — задача не из легких. С начала этого года, по словам Татьяны Кошечко, удалось трудоустроить 160 человек, еще 375 бойцов состоят на учете.

Для помощи демобилизованным солдатам из бюджета было выделено 752 тысячи гривен. Эти деньги могут быть потрачены на обучение и переквалификацию. Бойцам предлагают освоить профессию водителя, электросварщика и т.д. При этом на обучение каждого участника АТО может быть потрачено до 9 тысяч гривен. Кроме того, заместитель директора областного центра занятости отметила, что бойцам предоставляют финансовую помощь для развития бизнеса. Ею воспользовалось около 60 человек.

Татьяна Кошечко также заявила, что запрос на справку о доходах сотрудники их центра якобы делают сами, если солдат обратится за помощью. Тем не менее на практике такую «услугу» бывшим участникам АТО представители учреждения оказывают не всегда. Как отмечают активисты и правозащитники, солдаты также недостаточно проинформированы. Нет четких указаний, как демобилизованному бойцу можно найти новое место работы, куда обратиться и т.д.

По словам Татьяны Кошечко, привлечь работодателей государство пытается с помощью частичной компенсации заработной платы трудоустроенного бойца. Речь идет о едином взносе. Размер такой компенсации — в пределах 900 гривен. Андрей Чечель же отмечает, что данное «пособие» для самих предпринимателей малопривлекательно, оно доставляет больше неудобств. На работодателя, которому выплатили компенсацию, обрушивается целый поток проверок со стороны всевозможных государственных служб.

Государственная помощь на деле

Корреспондент «Верже» попыталась связаться с бойцами, которые столкнулись с вышеуказанными проблемами при трудоустройстве. Как оказалось, на общение с журналистами демобилизованные участники АТО идут неохотно. Один из бойцов все-таки согласился на интервью, правда, анонимно. Николай (имя изменено), боец 93-й механизированной бригады, рассказывает, что солдаты разочарованы во власти, их никто не поддерживает, поэтому они и не видят смысла в общении с представителями СМИ. До властей-то все равно не достучаться, их не заботят проблемы воинов АТО.

Николай и сам долгое время не мог найти работу. В большинстве случаев, заглядывая в военный билет, ему отвечали, что в данный момент свободных вакансий по специальности нет, и лишь в одном учреждении сотрудница кадровой службы напрямую заявила: «Нам не интересно вас брать. Наше предприятие сейчас потратит время и средства на ваше обучение, а через некоторое время вас снова заберут в зону АТО. Нам же придется беречь место и выплачивать пособие».

Впрочем, как отметил Николай, сложности у бойцов возникают не только при трудоустройстве, с безразличным отношением солдаты сталкиваются практически во всех сферах. После демобилизации, например, бойцам предлагали помощь психологов. На такие консультации записывались многие участники АТО. Психологические проблемы, как отмечает Николай, могут появиться не сразу, а через некоторое время, поэтому беседы со специалистом были бы для солдат действительно полезны. Тем не менее и в этом вопросе обещания свои представители власти не сдержали: приема у психолога Николай ждет уже больше 7 месяцев, звонка из учреждения так и не поступило.

Еще одна проблема — это лечение. Не всегда врачи ставят правильный диагноз, ведь государству крайне невыгодно лечить солдат (а тем более добровольцев) за свой счет. Звон в ушах, ужасную головную боль при контузии медицинские работники списывают на герпес. Николай все-таки нашел врача, который подтвердил, что симптомы возникают не из-за банальной инфекции, а из-за тяжелой травмы. Вот только, как сказал специалист, бесплатное лечение боец не получит, ведь в госпитале контузию не подтвердили.

Государственным структурам бойцы на сегодня вообще не доверяют и, в принципе, имеют для этого все основания. Безразличное отношение власти, проблемы с трудоустройством приводят к катастрофическим последствиям: не оправившиеся после всего происходящего на войне солдаты впадают в еще большую депрессию. Помочь им могут только квалифицированные специалисты, однако, судя по всему, чтобы обратиться к ним, участникам АТО нужны будут деньги. Психологической адаптацией бойцов, как и социальной, государство не спешит заниматься!

Анна КОВАЛЕНКО