«Гении музыкальной Италии» в Запорожье (ФОТОРЕПОРТАЖ)

955
0

«Гении музыкальной Италии» в Запорожье (ФОТОРЕПОРТАЖ)27 ноября в Запорожской областной филармонии состоялась долгожданная премьера.

Программа была многообещающей — творчество гениальных итальянских композиторов — Джованни Батиста Перголези (1710­1736) и Отторино Респиги (1879­1936). Концерт состоял из двух отделений. Первое посвящено произведению Джованни Батиста Перголезе «Stabat Mater». Это самое известное творение музыканта, вокруг которого живут легенды. Одна из них гласит, что композитор полюбил девушку, родители которой не позволили ей выйти замуж за бедного музыканта. А девушка своей красотой и характером напоминала композитору Деву Марию. Она стала монахиней и вскоре умерла в монастыре. А убитый горем Джованни Батиста написал божественную музыку, в которой воспевал свою возлюбленную. Кантата состоит из 13 частей, в которых чередуются сольные и дуэтные, быстрые и медленные номера

«Гении музыкальной Италии» в Запорожье (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Исполняли произведение полюбившиеся запорожцам звезды оперной сцены, лауреаты международных конкурсов Марианна Рябошлык и Ольга Синякова. Чтобы подчеркнуть проникновенный, трогательный и трагический характер произведения, девушки выступали в платьях в пол в темных тонах (накануне перед концертом Марианна рассказала нашему изданию, что платья для ее выступлений шьет мама, которая каждый раз пытается помочь дочери передать образы исполняемых произведений, — авт.). Когда зазвучали первые аккорды пения солисток, в зале наступила полная тишина и проявилась вся мощь оперного исполнения Марианны и Ольги в тандеме с симфоническим оркестром. В который раз многие убедились, что оперу необходимо слушать вживую. Это прекрасное и сложное искусство, магия и волшебство. Профессионализм исполнительниц и мастерски переданная речь в музыке, восхищали зрителей. Живая мимика Ольги передавала залу трогательные чувства и переживания, а взгляд Марианны хотел, наверное, поймать каждый сидящий в зале. Ведь в нем читалась вся палитра чувств, мощь и энергия, вкладываемая певицей в свое выступление. Интересно было наблюдать за реакцией зала со стороны и заметить, как многие сидели, в прямом смысле слова, с открытыми ртами. Такая реакция указывает на полное единение с исполнителем, на восторг и неверие в то, что это поют хрупкие молодые девушки —так заворожили они своими магическими голосами. Дуэт звучал очень органично, светло, инструментально.

«Гении музыкальной Италии» в Запорожье (ФОТОРЕПОРТАЖ)

А ведь чтобы достичь подобного мастерства, солисткам пришлось много готовиться и столкнуться с рядом трудностей.

«Самое сложное было исполнить кантату в той манере, в которой она была написана, без тембра, без вибрато. Эта музыка требует особого аутентичного исполнения. Как со стороны голоса, так и со стороны оркестра» — рассказала Марианна перед концертом. Cо своей стороны, Ольга отметила, что для этого произведения были особые требования к исполнению.

«Гении музыкальной Италии» в Запорожье (ФОТОРЕПОРТАЖ)

— В этой музыке много диссонансов. Все должно было быть очень точно. Наши голоса должны были быть инструментом, как и весь оркестр. Для этого пришлось перестроиться. Мы слушали зарубежные записи, искали подобную стилистику. Сначала мы с Марианной, каждая порознь, учили свою партию, поскольку сразу соединить исполнение совсем непросто, потом были совместные репетиции. Также мне нужно было понизить голос. У меня сопрано, а петь я должна была в тесситуре альта. Для меня было достаточно непросто перестроиться и искать свой резонатор, — подчеркнула Ольга Синякова.

Судя по реакции зала, цель солисток была достигнута. Восхитительное оперное пение никого не оставило равнодушным. Чувствовалось полное взаимопонимание дуэта. И несмотря на отсутствие тембров и вибраций, а также статичность, присущую оперному пению, солистки полностью передали всю гамму чувств, заложенных гениальным композитором в произведение. Исполнение было живым, настоящим, оркестр слился с солистками в единый организм под управлением Вячеслава Реди. На протяжении всех 13 частей кантаты взгляд каждого зрителя был прикован к сцене. По окончании первого отделения концерта слушатели искупали солисток, исполнителей оркестра и любимого дирижера в многочисленных возгласах «Браво!» и бурных аплодисментах.

«Гении музыкальной Италии» в Запорожье (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Второе отделение концерта явило собой дань творчеству другого гениального итальянского композитора – Отторино Респиги. Основным значением его творческого наследия является симфоническая музыка. Зрителям были представлены две сюиты – Сюита для органа с оркестром и Сюита «Птицы». Солистом первой сюиты выступила заслуженная артистка Украины Илона Турчанинова. Она подарила запорожцам долгожданное свидание с органной музыкой. Во время исполнения ощущалось, как огромные звуковые потоки двигались по залу. Звуки органного исполнения завораживали и проникали в самое сердце. Чувствовалось искреннее и душевное исполнение. Орган достаточно сложный инструмент и зрителю иногда трудно представить, что за красотой и кажущейся легкостью исполнения стоит колоссальный труд.

— Илона, были ли сложности на репетициях концерта и что хотели донести зрителям своим исполнением?

— Честно признаться, я очень устала. Конечно, непросто дается подобный концерт. В органном исполнении много сложных ходов, существенная нагрузка на ноги (орган имеет еще и ножную педальную клавиатуру – авт.). Однако это приятная усталость, ведь атмосфера концерта божественная. У нас получился концерт в стиле барокко и, что интересно, он соединил века. Творчество Перголезе — это 18 век, А Респиги творил на стыке 19 и 20 веков. Хотелось донести зрителю, что музыка этих композиторов вне времени. Ведь почему классическое искусство живет вечно? Потому что его передают из поколения к поколению, освежая современным звучанием. И даже сегодняшнее время отображается в этой музыке.

«Гении музыкальной Италии» в Запорожье (ФОТОРЕПОРТАЖ)

Программа вечера была построена на контрастах. На десерт зрителю была предложена Сюита для оркестра «Птицы». Симфонический оркестр так профессионально имитировал пение птиц, что многие зрители невольно заулыбались. Вроде только звучал величественный орган и вот мы уже на птичьем дворе. Сначала воркует «Голубь», за ним хозяйкой сцены становится «Курица». Затем заводит свои трели «Соловей» и, наконец, завершает музыкальные аккорды «Кукушка». Виртуозное исполнение оркестра под руководством Вячеслава Реди вызвало бурю аплодисментов, переходящих в овации. Гимн природе стал достойным завершением музыкального вечера. Вдохновленные зрители отблагодарили своих любимых артистов цветами и возгласами «Браво!».

АВТОР:
Ксения ШАПОВАЛОВА
ФОТО:
Олег ВАЛИК
Ксения ШАПОВАЛОВА
Николай РУДЧЕНКО