Берегись велосипеда: как местные общественники развивают велоструктуру в Запорожье (ФОТО)

1011
0

Берегись велосипеда: как местные общественники развивают велоструктуру в Запорожье (ФОТО)Вся Европа, да и весь мир уже давно пересели на велосипеды. Это связано не только с проблемами экологии или здоровья людей. Это также огромная польза для городов в плане экономии бюджетных средств и, прежде всего, велосипед – это удобное средство перемещения. Что касается Запорожья, то в нашем городе существует уникальная организация «Урбан­рух «Запоріжжя Велосипедне», которая уже несколько лет пытается наладить связь с городскими властями и борется за создание необходимой велоструктуры в Запорожье. Журналист газеты «Верже» решила поинтересоваться у одного из основателей Сергея Винника об истории создания, главной идее, проблемах этой общественной организации

— Что вас сподвигло на создание организации «Урбан­рух «Запоріжжя Велосипедне»?

— Начиналось все очень давно, два или три года назад. После обещаний Александра Сина, которые не были выполнены, я решил сделать небольшую акцию протеста во время велопробега «Велодень». Велодень – это день, когда все велосипедисты устраивают велопарад. На велосипедах выезжают даже те, у кого он пылился на балконе или в кладовой. В мире существует еще День без автомобиля, когда все автомобилисты пересаживаются на велосипеды или ходят пешком. У нас это не развито, но существует Велодень, который проводится уже лет семь или восемь.

Во время этого Велодня я собрал небольшую группу единомышленников на каскаде фонтанов «Радуга», нарисовали несколько плакатов с надписями: «Хватит обещать – начните делать», «Чиновников пересажать… на велосипеды» и т.д. и мы провели акцию. После этого к нам обратились городские власти, которые предложили общаться на тему велоинфраструктуры в Запорожье.

Сначала мы разговаривали с Александром Рощиным, потом с Александром Сином. Создали рабочую группу при мэрии, начали что­-то делать, что-­то разрабатывать и все это закончилось ничем. Было много обещаний, однако действий никаких не совершалось.

Берегись велосипеда: как местные общественники развивают велоструктуру в Запорожье (ФОТО)

Наше движение постепенно росло и уже в начале этого года мы зарегистрировались как общественная организация. Сначала я создал паблик в сети «Вконтакте», который назывался «Велопрорыв», а уже позже его переименовал на «Урбан­рух «Запоріжжя Велосипедне».

— Почему Урбан­рух? И как вы решились на регистрацию организации?

— Наше название говорит о том, что мы не только велосипедной темой занимаемся, но и параллельно еще общественным транспортом и некоторыми другими проблемами города. Зарегистрировали организацию потому, что у нас не воспринимают какие­-либо движения, а когда есть общественная организация, то становится все более официально. Наша организация оформлена юридически, у нас есть печать, мы подаем в мэрию официальные запросы. Теперь нас воспринимают иначе.

— Что именно вы пытаетесь донести людям?

— Мы пытаемся донести людям несколько очевидных вещей. Первое – это то, что велосипед — очень удобное транспортное средство. Возьмем, к примеру, Нидерланды или Германию, там при средней зарплате в 4­-5 тысяч евро, люди ездят на велосипедах. Почему так? Первый ответ – велосипед действительно удобный вид транспорта. У нас люди этого не понимают потому, что просто не пробовали. Но пользоваться велосипедом – это на самом деле очень удобно. Особенно в теплое время года с марта по октябрь, когда нет слякоти и холодного ветра. Тебе не нужно идти на остановку, не нужно стоять и ждать транспорта, а потом пихаться в маршрутке, теряя человеческий облик.

Берегись велосипеда: как местные общественники развивают велоструктуру в Запорожье (ФОТО)

Второй ответ на вопрос «Почему в Европе велосипед — популярный вид транспорта?», — это дешево. Дешево не только для собственного бюджета, но и для городского. Европейцы сейчас вкладывают очень большие деньги в развитие велоинфраструктуры не потому, что это модно, а потому, что это огромная экономия. Представьте, как дорого содержать автомобильную систему: это ремонт и строительство новых дорог, развязок, мостов, содержание светофоров, структуры ГАИ и так далее. Все это требует огромных затрат. А вот велоинфраструктура, ее один раз построил и она начинает работать и экономить деньги. А через несколько лет вложенные средства возвращаются и велоинфраструктура начинает приносить городу прибыль. Европейцы нашли в этом выгоду.

Также хотелось бы сказать на счет экологии. Многие думают, что в такой плохой экологической ситуации как в Запорожье, виноваты только заводы, а на самом деле 50% загрязнений – это выхлопные газы автотранспорта. То есть, если в Запорожье будет развиваться велокультура, то это также поможет значительно снизить загрязнение окружающей среды.

— Как вы думаете, почему у нас так не складывается?

— Что касается нашей страны, то у нас существует очень много заблуждений на эту тему.

Первое заблуждение – это то, что велосипед — это спорт. Это не так. Да, существуют виды спорта, в которых используется велосипед. Однако, если брать в общем масштабе, то спорт занимает очень маленький процент от общего использования велосипеда в мире.

Второе заблуждение, что велосипед – это только для выносливых людей, для спортсменов. Это не так! Велосипед – это для всех. Это просто вид транспорта, для бабушек, дедушек, детей, взрослых людей, родителей и так далее.

Третье заблуждение – это то, что велосипед является развлечением для подростков. Если посмотреть по миру, то мы увидим, что как развлечение его использует очень маленький процент людей. Очень большой процент людей использует велосипед как средство передвижения – доехать из пункта А в пункт Б, причем в развитых странах на велосипедах передвигаются и владельцы крупного бизнеса, и мэры, и даже президенты.

Мы пытаемся развеять эти заблуждения и открыть простым людям и чиновникам глаза на то, что велосипед это гораздо шире, чем просто спорт или развлечение. С чиновниками на самом деле очень сложно разговаривать. Им говоришь, что велосипед это транспорт, что это отличная вещь, и они вроде соглашаются, но при этом не понимают всех плюсов использования велосипеда. Городская власть думает заблуждениями и, к сожалению, тех аргументов, с которыми они знакомы, мало для того, чтобы они начали вкладывать в это деньги.

Что касается других городов, особенно западной Украины, то там дела обстоят иначе. Там велосипедные организации сотрудничают с властями и там довольно много компетентных в этом вопросе мэров и депутатов, проектировщиков и сотрудников ГАИ. Мы пытались взаимодействовать с властями, но взаимодействие нулевое. Поэтому мы решили взаимодействовать с людьми. Велопробеги, которые мы совершаем – это своего рода инфоповоды для того, чтобы привлечь внимание людей и чиновников с помощью СМИ. К сожалению, иногда даже журналисты не разбираются в том, что мы делаем и после мероприятий появляются статьи, где написано, что прошел спортивный велопробег, или велопробег за здоровый образ жизни, хотя все обстоит совсем по­-другому.

Берегись велосипеда: как местные общественники развивают велоструктуру в Запорожье (ФОТО)

— Чего вы достигли за последний год?

— Мы видим, что с каждым годом все больше людей начинают ездить на велосипедах и все больше людей начинают понимать все плюсы данного вида транспорта. Это главное. А вот единственный осязаемый результат работы с властями — это велопешеходная зона на Песках, которая совсем не похожа на велодорожку. Власти просто решили перед выборами пропиариться, но это вышло им боком. Если судить по нашему городу, здесь нельзя делать велодорожки на тротуарах. Если в других городах это делать вынуждены потому, что у них нет места, то у нас дороги просто громадные. У нас можно спокойно сужать полосы для автотранспорта и выделять место для велосипедов. Наши полосы примерно по 3,5 метра, в то время, как в Европе полосы 2,5­3 метра. Кстати, исследованиями доказано, что чрезмерная ширина полос провоцирует водителей превышать скорость, и это одна из причин огромного количества ДТП. Это такая интересная вещь, о которой не знает даже ГАИ. Для сравнения, количество погибших в ДТП за год, у нас равняется количеству погибших в зоне АТО за тот же год. В цивилизованной стране так быть не должно.

Екатерина РОЖДЕСТВЕНСКАЯ