Борьба с нелегальными перевозчиками в Запорожье: миф или реальность?

Борьба с нелегальными перевозчиками в Запорожье: миф или реальность?Проблема нелегальных пассажирских перевозок не является новой для Запорожской области и для самого города. Тем не менее, исполняющий обязанности главы Запорожской областной государственной администрации Константин Брыль, не так давно начавший свою деятельность, объявил борьбу с незаконными перевозчиками. Сложность заключается в том, что, как оказывается, по большому счету сейчас в Украине нет действующих специализированных ведомств, которые могли бы выявлять и наказывать «нелегалов»

О своем желании побороть теневой рынок пассажирских перевозок областные власти в лице тогда еще первого заместителя главы Запорожской областной администрации Константина Брыля объявило еще осенью прошлого года. В подтверждение необходимости проведения таких мер приводилась статистика ГАИ о возросшем числе ДТП с участием перевозчиков пассажиров.

Например, в январе 2016 года произошло сразу два достаточно резонансных происшествия с участием запорожских нелегальных перевозчиков. Так, 8 января на трассе Харьков­Симферополь микроавтобус с пассажирами столкнулся с легковым автомобилем. В результате один человек погиб, еще шестеро получили травмы. Как позже оказалось, перевозка пассажиров проводилась нелегально.

Спустя десять дней уже в Москве сгорает автобус из Запорожья. Как передавали российские СМИ, это был рейсовый автобус. В результате этого происшествия погиб один человек. В Департаменте промышленности и развития инфраструктуры Запорожской областной государственной администрации нам сообщили, что прямого пассажирского сообщения Запорожья с Москвой нет. То есть, по факту, этот перевозчик также не был официальным.

На первый взгляд складывается ощущение, что, несмотря на объявленную борьбу с нелегальными перевозчиками, они активно продолжают свою деятельность. В чем же причина этого?

Читайте также: В Запорожье областные власти опубликовали «черный список» водителей маршруток (СПИСОК)

В Департаменте промышленности и развития инфраструктуры Запорожской ОГА нам сообщили, что непосредственных полномочий наказывать нелегальных пассажироперевозчиков у них нет. Их структура не может, к примеру, выписывать штрафы, или, в случае выявления нарушений, ставить машины на штрафплощадки. Такие санкции могут применять лишь специализированные контролирующие органы.

Борьба с нелегальными перевозчиками в Запорожье: миф или реальность?

Такими ведомствами до недавнего времени являлись Укртрансинспекция, ГАИ и налоговые органы. Однако проблема заключается в том, что с недавнего времени как ГАИ, так и Укратрансинспекция в Украине проходят реорганизацию.

Так, Государственная автоинспекция была ликвидирована в ноябре 2015 года. На данный момент экс­сотрудники ГАИ исполняют обязанности полицейских. В отделе безопасности дорожного движения управления превентивной деятельности ГУ Национальной полиции в Запорожской области объяснили, что, согласно изменившегося законодательства Украины, сотрудники полиции могут останавливать маршрутки лишь в случае нарушения ими правил дорожного движения, или при наличии явных признаков неисправности транспортного средства. И даже в этом случае сотрудники полиции могут спросить у водителя лишь следующий набор документов: водительское удостоверение, регистрационные документы и страховку. То есть, нынешнее законодательство не позволяет полицейским проверить наличие у пассажироперевозчика разрешительных документов. Фактически конкретных инструкций по борьбе с нелегальными перевозчиками у украинских полицейских пока нет.

Из этого выходит, что полиция на данный момент может останавливать и проверять перевозчиков пассажиров лишь на тех основаниях, что и остальных водителей. Пока происходит реформирования системы МВД, полиция лишена возможности бороться конкретно с нелегальными перевозчиками.

Подобная ситуация сложилась и с другим профильным в этом вопросе ведомством – Укртрансинспекцией. Об этом нам рассказал Глава ликвидационной комиссии управления Укртрансинспекции в Запорожской области Алексей Баталов: «С 31 декабря 2015 года Укртрансинспекция передала свои функции, в том числе и проверок пассажирских перевозчиков, Государственной службе Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасности). Именно это ведомство, созданное на основе Укртрансинспекции и Укрречморинспекции, теперь обладает полномочиями выявлять нарушения в сфере перевозок пассажиров на автомобильном транспорте.

Создание территориального управления Укртрансбезопасности в Запорожской области сейчас находится на завершающем этапе. Но, к сожалению, на данный момент проводить плановые проверки пассажирских перевозчиков Укртрансбезопасность пока не может. Однако это не говорит о том, что не производится «мониторинг» работы пассажирских перевозчиков. Все нарушения, допущенные данными компаниями учитываются и анализируются, и как только будет окончательно сформирован штат территориального управления, немедленно возобновится контроль за безопасностью перевозок пассажиров на автомобильном транспорте. В первую очередь будет проведена работа по выводу с рынка пассажирских перевозок «нелегальных» перевозчиков, которые создают реальную угрозу жизни пассажиров и не осуществляют никаких отчислений в государственный бюджет.

— Укртрансинспекция проводила проверки до конца 2015 года. Так, только в период с ноября по декабрь прошлого года было составлено 77 актов на «нелегальных» перевозчиков о нарушениях в сфере пассажирских перевозок. Эти проверки проводились совместно с правоохранительными структурами и представителями облгосадминистрации. Однако в новом году, пока проходит реорганизация и создание территориального управления Укртрансбезопасности, мы еще не можем осуществлять плановые проверки перевозчиков, — подчеркнул Алексей Баталов.

То есть фактически, можно говорить о том, что не только в Запорожской области, но и по всей Украине ведомства, отвечающие за борьбу с этим сегментом теневого рынка, находятся на стадии реформирования и реорганизации. Так что по существу непосредственно бороться с недобросовестными перевозчиками в данный момент особо и некому. ГАИ больше нет, «Укртрансбезпека» еще полноценно не функционирует. При этом у налоговых органов, которые осуществляют борьбу с экономическими преступлениями, нет непосредственных инструментов по отлову незаконных перевозчиков, да и вряд ли это ведомство может в одиночку это реализовать.

Реорганизация и реформирование контролирующих и правоохранительных органов, привела к тому, что данный момент сложилась ситуация крайне выгодная теневому рынку пассажирских перевозок. Общаясь с представителями запорожских СМИ исполняющий обязанности губернатора Запорожской области Константин Брыль отметил, что по подсчетам в одном только областном центре оборот от нелегальных пассажирских перевозок составляет от 180 до 200 миллионов гривен. Это средства, из которых не берутся налоги и соответственно из них не наполняется бюджет.

Успех в борьбе с незаконными перевозчиками будет зависеть напрямую от того, как скоро специализирующиеся на этом ведомства начнут полноценную работу. А до этого неясно, каким образом можно эффективно с ними бороться. Вполне очевидно, что в этот период времени деньги от такого вида деятельности будут оседать в тени и безопасность перевозок пассажиров не будет эффективно контролироваться.

Андрей ВАСЕЦКИЙ

РЕКЛАМА REDTRAM

Loading...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

О Нас | Контакты | Рекламодателям