«Куй железо, пока горячо»: известный кузнец рассказал о профессии, проверенной веками

2008
0

1Ковка, как вид ремесла, известно человечеству еще с незапамятных времен. Первыми металлами, изделия из которых датируются VII тыс. до н. э., что поддавались обработке в холодном состоянии, были: золото, серебро, медь и ее сплавы. Профессия кузнеца считается одной из самых древних, ведь мастера, занимающиеся обработкой металла, могли делать огромное количество предметов, необходимых для существования человекаэто инструменты, оружия, подковы, строительные элементы, украшения и прочее

С приходом в наш мир технологий, все стало гораздо проще и сейчас профессия кузнеца не так распространена, как это было раньше. Журналист газеты «Верже» решила непосредственно поинтересоваться у запорожского мастера Евгения Забурьянного, а также организатора арт­кузни Богдана Савицкого, с какими трудностями, проблемами сталкивается современный кузнец и насколько популярна современная художественная ковка.

— Как давно вы работаете кузнецом и как попали в эту профессию?

— В свое время работал кузнецом на одном из предприятий Запорожья. Проработал в этой сфере 25 лет, а потом завод закрыли, и пришлось уйти на пенсию.

На заводе творчества, так сказать, почти не было, было сплошное производство. В художественную ковку попал, когда Богдан предложил мне совместно сотрудничать. Ему стало это интересно, мы построили кузню и вот уже более десяти лет стараемся делать уникальные, качественные вещи. Я считаю, что на пенсии лучше заниматься любимым делом, а не сидеть на диване и ждать, пока за газ счет придет, – рассказывает Евгений.

— Какой спрос на товары вашего производства, часто ли люди заказывают изделия?

— Спрос есть, но не такой, как хотелось бы, — отвечает Богдан. Многие покупают изделия, которые сделаны в Китае. Можно сказать, что Китай вне конкуренции, ведь конвейер догнать, а тем более, перегнать невозможно. Однако китайские изделия, хоть и славятся дешевизной, но особым качеством не отличаются — это тонкий металл, который сгниет через пару лет.

К нам же приходят знающие люди, которые покупают тот же забор или стол на долгие годы. Кроме того, наши работы есть и за границей. К примеру, столики с часами заказывали в Турцию, в отели. Большим спросом также пользуются мангалы, качели, лавочки.

— Сколько требуется времени на выполнение изделий, и какие этапы включает в себя ковка?

— Смотря какое изделие имеется в виду. Вот небольшой декор на стену — цветы — делаются три дня. Что касается изделий более масштабных, то времени надо намного больше.

По этапам можно сказать, что работа начинается тогда, когда Евгений спрашивает «Где уголь, электроды?», — смеется Богдан.

Однако, если говорить серьезно, то все начинается с заказчика. Приходит человек с эскизом или картинкой, и говорит, что хотел бы такое или что­то похожее. Мы стараемся делать уникальные, эксклюзивные вещи в европейском стиле, однако сейчас во времена Интернета это достаточно сложно, но мы не сдаемся. Например, наши столики с часами, о которых я уже говорил, – это уникальное творение. Я долго искал в сети похожую мебель, но так и не нашел.

— Первый этап — раздумья о том, как правильно подойти к выполнению, — слово берет Евгений. — Если это заказ, который мы делали уже неоднократно, к примеру, ворота, то все легко. Ты знаешь, что тебе потребуется и сколько на это уйдет материала и времени. Если же это что­то новое, более сложное, то начинаешь думать, рисуешь чертеж. Иногда приходится прибегать к моделированию из глины. Второй этап — подготовка специального инструмента. Дальше начинается уже процесс разжигания костра, плавление метала и, собственно, ковка.

— Как справляетесь с жарой, которая царит в кузне?

— Жара  — издержки профессии. Конечно, летом приходится трудно, зато зимой тепло, — улыбается Богдан.

— Бывали ли ваши работы на выставках, ярмарках?

— Да, мы часто выставляем изделия на всяческих запорожских ярмарках hand­made. Возле наших стендов собирается множество народу, всем интересно, ведь кованые изделия — это необычно, уникально и красиво одновременно.

Люди интересуются, каждому хочется украсить свой дом и двор эксклюзивом. Китайские товары хоть и пользуются спросом, но потихоньку люди начинают понимать, что все это однотипная некачественная штамповка, а вот изделие рук настоящего мастера, который вложил не только свои силы, но и душу в подсвечник, лопатку для обуви или ворота — уже нечто большее.

— Где вы учились на кузнеца и обучаете ли этому делу других?

— Что касается меня, — отвечает Евгений, — то я учился сразу же на производстве, на заводе. Во времена СССР было несколько профессиональных технических училищ по стране, а также кафедра прикладного искусства в одном из университетов, однако сейчас этого нет.

Нам неоднократно звонили по поводу обучения на месте, — говорит Богдан, — однако мы отвечаем, что это будет достаточно дорого и тяжело. Это не пустые слова. Если посчитать, то выходит, что на один день обучения требуется мешок угля, расходные материалы, инструмент, который надо изготовить, оплата учителю, то есть нашему Евгению, а также множество времени. Мешок угля, к примеру, стоит сейчас 100 гривен, расходные материалы, инструменты, которые во время обучения будут ломаться, гнуться, портиться, примерно также, плюс к этому добавляется оплата кузнецу. Всего выходит гривен 500, не меньше. Получается, что простой парень, который не имеет столько средств, не сможет учиться. Тем более, что уроков надо преподать далеко не один, мастерство надо оттачивать годами, каждый день. К сожалению, из­за цен и отсутствия ВУЗов одна из самых древних профессий стоит на пороге вымирания, но мы всячески стараемся популяризировать этот творческий, художественный вид деятельности. Благодаря таким частным кузням, как наша, кованые изделия быстро набирают популярность, ведь люди любят украшать свои дома оригинальными, уникальными вещами, которых больше нигде не встретишь.

Екатерина ШЕВЧЕНКО

DSC04499 DSC04497DSC04503 DSC04500