Энергетика. Почему коптилка и лучина могут стать нашими верными спутниками? — мнение эксперта

1017
0

%d1%8d%d0%bd%d0%b5%d1%80%d0%b3%d0%be%d0%b4%d0%b0%d1%80-%d0%b0%d1%8d%d1%81Сказать, что Запорожская область — энергетическое сердце страны, это ничего не сказать. Вот статистика только 2015 года. В Украине выработано 163,3 млрд киловатт-часов электроэнергии, из них в Запорожской области — 47,7 млрд квт-час.  Это 29,2% всего произведённого в стране электричества. Совсем неплохо как для лишь одного из регионов…

Небольшое отступление с извинениями

Впрочем, наш постоянный читатель, привыкший обычно видеть в газете попытки автора разобраться в хитросплетениях политики, почитав такое вступление, видимо, немного огорчился. Ведь прошедшая неделя была такой занятной! Зять Кучмы Виктор Пинчук не только привычно собрал на посиделки (саммит YES)  политических отставников Европы, но и привез актёра американского сериала «Карточный домик», де-факто слепившего образ Кучмы. И случилось это 16 сентября, в годовщину исчезновения Георгия Гонгадзе…

Не прокомментируем мы и воззвание СБУ касательно «провокативної кампанії зі спекулятивними заявами окремих політиків на тему сепаратизму і тероризму в Україні». С последующим напоминанием, що «навіть в умовах російської агресії та пов’язаних з нею викликів Україна має залишатися правовою державою»… Ибо перед глазами «права» нардепа Мосийчука, экс-лидера «Укропа» Корбана, организатора энергетической блокады Крыма Краснова. И особенно убитого в стиле «эскадронов смерти» главы украинских буддистов Мужчиля («Лесника»). Правда, ни один их них в сепаратистах не состоял, и поэтому  нечего с ними чикаться…

Да, приезжали два позорника из европейской подтанцовки Путина — главы МИД Германии и Франции и требовали принятия путинской конституции для Украины. И тогда, может быть, на Донбассе прекратят убивать наших бойцов…

Этим замечанием сегодня, наверное, и ограничимся. Ибо самой важной, по нашему мнению, темой истекшей недели стала энергетика. На Запорожской АЭС на девять лет продлён срок эксплуатации блока №1. Министр энергетики Насалик пообещал к концу зимы существенное снижение тарифов на электроэнергию. Народный депутат Татьяна Черновол заявила, что т. н. «зелёный тариф» для солнечных электростанции главного подельника Януковича Андрея Клюева с 1 января составит 15 гривен за киловатт…

Поэтому попытаемся во всех этих новостях разобраться.

Что имеем — не храним?

Сначала о ЗАЭС. Уверены, что новость о продлении ресурса первого энергоблока важнее, чем все упомянутые саммиты и Ко вместе взятые. Ибо открывает перспективу сохранения в строю действующих данного стратегического объекта. Ведь львиная доля упомянутой нами выше электроэнергии региона выработана на Запорожской АЭС (39,2 млрд квт-час.). И это ровно 24% от произведённого за 2015 год  в Украине электричества. Но тут удивляет другое: то, что киевские «небожители» как-то странно относятся к этому важнейшему для государства предприятию.

Начнём с того, что ЗАЭС официально называется «Обособленное подразделение государственного предприятия «Национальная энергетическая компания «Энергоатом» — Запорожская атомная станция». Проще говоря, это всего лишь заводской цех или колхозная бригада без статуса юридического лица. При четырнадцати тысячах работающих и фактически целого 55-тысячного города Энергодар на попечении…

Поэтому как-то обыденно сменили директора АЭС Вячеслава Тищенко. После непродолжительной кампании дискредитации в прессе человека, возглавлявшего станцию 13 последних лет, 22 июля «ушли», а через месяц на его место пришёл вице-президент НАЭК «Энергоатом» Владимир Пышный. Уже возглавлявший ЗАЭС в 2000-2003 годах…

Да, если кто помнит, в декабре 2014 года в ряде областей Украины начались «веерные отключения». Причина банальна — широкую публику решили немного попугать неудобствами, дабы никто не возмущался по поводу крепнущей в то время энергетической дружбы с Россией и т.н. «ДНР-ЛНР». Поводом же для «вееров» стало обычное срабатывание защиты   генератора блока №3 ЗАЭС. Случилось это 28 ноября, и мало кого интересовало, что план месяца был выполнен станцией ещё за 15 часов до аварии…

Но в прессе сразу же началось что-то невообразимое — именно «авария на Запорожской АЭС» была названа первопричиной всех бед. Правда, когда 5 декабря блок №3 после ремонта был снова подключён к сети, никто уже этого события не заметил. И поэтому после нулевой реакции общества на появление договора о транзите электроэнергии в Крым (т.е. покупки её для упомянутых нужд в России) все «вееры» мигом закончились.

Сразу заметим, что ЗАЭС не привыкать служить мишенью для лжи. То какой-то днепропетровский «оракул» прогнозирует прорыв плотины «Днепрогэса» и затопление атомной станции по образцу японской «Фукусимы». То пугают последствиями строительства на ЗАЭС «Сухого хранилища отработанного ядерного топлива», а равно  и переходом с российского на американское ядерное топливо. Впрочем, на самой станции ропщут совсем по другому поводу — больнее всего по атомщикам ударил т.н. «зелёный тариф».

Вот тут мы плавно подошли к заявлению Татьяны Черновол. Ибо, как известно, упомянутый «тариф» пролоббирован «правильными донецкими пацанами» в спецзаконе, действие которого распространяется до 2030 года. И дело тут, вроде бы, касается «заботы о трудящихся». Т.е. любой из нас, построивший дома солнечную или ветростанцию, сможет продать её облэнерго по этому упомянутому тарифу. На самом же деле все заточено на крупные объекты ветроэнергетики и солнечной энергетики. И позволяет их владельцам побыстрее «отбить свои деньги». Последние, о чем немного ниже, например, на Ботиевской ВЭС в Приазовском районе — при заявленном среднегодовом производстве в 686 млн квт.-час. и «зелёном тарифе» — уже «отбиты»…

Но пока — о другом. Ведь до 2030 года «зеленый тариф», говорят, еще поднимут, но и  сегодня он составляет 15-16 евроцентов. Если кто посчитает, сколько это будет по курсу НБУ (29,07 грн. за евро), и сравнит даже с существующим сверхвысоким бытовым и промышленным тарифом, то сразу возникнет вопрос: «А за чей счёт банкет?». Да за счёт атомщиков в основном…

А тем временем несколько блоков ЗАЭС на грани завершения сроков эксплуатации. Продление же последних — это сложнейшая технологическая, организационная и финансовая проблема. И если руководство той же Запорожской атомной не позаботится о получении всех разрешений на хотя бы 10-летнюю эксплуатацию, то ждать помощи у владельца, т.е. государства  бесполезно.

Капля в энергетическом море

Тут самое время вспомнить о солнечной и ветроэнергетике. Несмотря на то, что наша область среди лидеров этого направления, пока говорить об альтернативе просто смешно. Вот статистика прошлого года: вся гелиоветроэнергетика региона выработала 855,2 млн квт-час. И это 1,9% от произведённого на Запорожье. В этом году за полугодие «альтернативщики» произвели 424,2 млн квт-час. Заметим, что результат этот почти соответствует графику прошлого года. Чего не скажешь о всей запорожской электроэнергетике: за первое полугодие выработано всего 18,37 млрд квт-час.

Да, зима была тёплой и все такое, но и драконовские тарифы тоже свою роль сыграли. И энергетики уже в конце года могут прослезиться: ведь умножим упомянутые выше 18,37 млрд квт-час. на два и получим прогнозируемые по итогам года 36,74 млрд. Т.е. падение почти на 11 млрд квт-час. электроэнергии. И тут особое спасибо главному по тарифам — НКРЭКП, убивающему потребление «со всей пролетарской ненавистью»…

Отсюда понятен порыв министра Насалика снизить тарифы к концу зимы. Ведь уже сегодня у него минимум 20% мощностей накрывается медным тазом! А это  — тысячи работающих, миллиардные отчисления в бюджет и паралич всей очень длинной производственной цепочки от шахтёра  и до монтёра электросетей.

Но заметим и другое: в этой связи гелио- и ветроэнергетика становится ещё более дорогим удовольствием. Ибо доля каждого из «оплачивающих банкет» возрастает…

Напомним, что мощность, например, Ботиевской ВЭС — 200 МВт  (65 ветроагрегатов). Планировалось её усилить ещё на 100 МВт, а параллельно построить Приморскую и Бердянскую ВЭС, но куда девать уже выработанную сегодня электроэнергию из той, что дешевле «зелёного тарифа» (АЭС, ГЭС, ТЭС)?

Та же история и с гелиостанциями. В 2012 году заработала солнечная станция в селе Новом Токмакского района. Мощность, конечно, маленькая даже по сравнению с ВЭС (10 МВт). В планах — строительство в том же районе станции мощностью в 50 МВт, но… Но планировать у нас никто не запрещает, ибо в текущем году в области заработали целых пять(!) гелиоустановок и лишь в частных домовладениях…

На распутье приоритетов

Тут вот о чем подумалось. Сегодняшняя политика государства в области энергетики, мягко говоря, выглядит, как изречение у Салтыкова-Щедрина: «Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном»…  Если экономить, то нужно думать, как сворачивать всю цепочку: уголь, ТВЭЛы, ТЭС, АЭС, ферросплавные заводы и т.д.  С последствиями и для сотен тысяч людей, и для бюджета.

Если же  развивать альтернативу (а заоблачные тарифы вынуждают обывателя задуматься и о микроВЭС, и о солнечных панелях), то уж точно не на уровне экзотики для богатых. Ведь ветряки с общей высотой (с размахом лопастей)  149 метров  — это очень дорогое удовольствие. Первая очередь Ботиевской ВЭС обошлась ООО «Винд Пауэр» в 107 млн евро, а вторая — 138 млн евро. И тут становится ясным фокус с честным отъёмом денег под «ля-ля» о прогрессе и экологии на примере упоминавшейся Ботиевской ВЭС.  Умножим заявленное годовое производство (686 млн квт-час) на 0,16 евро и получим, что за три года таким образом «отбиты»  329,28 млн евро (на 84,28 млн евро больше стоимости строительства).. А дальше — до 2030 года ветер у нас бесплатен, а тариф обещают — 15 грн. за киловатт….

А народу требуется чего бы попроще… К примеру, ветряк, обеспечивающий дом, но доступный по цене. Но рынок нам ничего не предлагает. И еще: это в Африке полуграмотный мальчик создал ветрогенератор из подручных материалов для своего посёлка. У нас же предпринимательская инициатива населения за 20 последних лет подавлена начисто.

И не просто так! По состоянию на 2006 год в Китае было 32 МИЛЛИОНА (!) биогазоустановок. Да если бы у нас в каждом сельском районе образовалась артель мастеровитых мужичков, выливающих из бетона короба 2х2х2 метра (т.е. собственно реакторы упомянутых установок) и дополняющих их заводскими крышками со всеми необходимыми вентилями-манометрами, то случилась бы беда! Облгазы тогда  не издевались  бы над потребителями, как, например, в прошлом году, начиная с июля месяца, а ходили бы с протянутой рукой: «Да хоть кто-то купите наш газ!».

Но кто же подобное допустит? И кто, например, профинансирует из бюджета не те же облгазы и «Нефтегаз» (посредством пресловутых субсидий), а хотя бы частично — тепловые насосы или гелиопанели для тех же льготников? Кстати, комплекс солнечных панелей и батарей, способных реально обеспечить электроэнергией среднее домовладение, стоит от 36 тысяч гривен. Поэтому не удивительно, что на всю область появились всего пять подобных объектов.

А ведь всё так просто! Нужно цель определить: если экономия, то внедрять в «массы» те же гелиопанели, теплонасосы, биогазоустановки. Если же поддерживать «отечественного производителя», то не на добиваемом сегодня оборудовании ТЭС 1960-х годов постройки, а путём его модернизации. Что позволило бы и серьёзно экономить ресурсы и ещё долго жить и работать и генерации, и облэнерго.  Но, похоже, существует какая-то иная цель, не понимаемая ни обществом, ни специалистами. А действия людей, обязанных что-то решать и делать, замкнуты рамками мировоззрения героя мультика «Вовка из тридевятого царства»: «И так сойдёт!». Но в этом случае обязательно наступит день и час, когда  коптилка и лучина станут нам верными спутниками.

Хотя очень этого бы не хотелось, ведь где-то за морями умирает монополия бензинового двигателя:  Tesla Motors поставила на поток электромобили (заправка бесплатно), а Toyota — свой Mirai  на водороде (стоимость заправки на 1 км пробега — пока  $0,1)…

Леонид РОМАНОВИЧЕВ