Домой Без рубрики Алена Бабак: «Закон об ОСМД всецело защищает права собственников дома»

Алена Бабак: «Закон об ОСМД всецело защищает права собственников дома»

243
1
ПОДЕЛИТЬСЯ

photo-still011Реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства в Украине – одна из наиболее злободневных задач, стоящих сегодня перед парламентом, правительством и местной властью. Изношенный жилой фонд и коммуникации, стремительное удорожание коммунальных услуг, бедность населения и во многом не готовность брать на себя ответственность за содержание многоквартирного дома – все это проблемы, решить которые одним махом при всем желании не удастся. С другой стороны, украинцы сегодня поставлены перед необходимостью выбора, кто и как будет управлять их домами. Поэтому максимальная осведомленность в этом вопросе важна каждому, кто обеспокоен своим будущим и тем, какую часть семейного бюджета, с каким результатом отдавать за коммуналку.

Наиболее распространенной в мире и доказавшей свою эффективность системой управления многоквартирными домами считается форма, в украинских реалиях получившая название «общество совладельцев многоквартирного дома» (ОСМД).

В минувшую пятницу, 16 сентября, в сессионном зале Запорожского городского совета состоялась конференция на тему «Вызовы и перспективы ОСМД», в работе которой приняли участие народный депутат Украины, член парламентской фракции «Об’єднання Самопомiч» Алена Бабак, депутат Запорожского городского совета от «Самопомощи» Олег Королев, руководитель департамента жилищно-коммунального хозяйства города Алексей Бородай. Но главными участниками встречи стали председатели ЖСК и ОСМД, а также представители ресурсных центров ОСМД, у которых накопилось огромное количество конкретных вопросов, а также претензий к городской власти и поставщикам жилищно-коммунальных услуг.

По большинству поставленных вопросов народный депутат Алена Бабак, которая является членом рабочей группы по вопросам реформирования жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины, дала исчерпывающие ответы. Часть вопросов она зафиксировала для дальнейшего анализа и рассмотрения, по некоторым честно признала, что украинское законодательство сегодня все еще нуждается в доработке. В частности, это касается правовой коллизии, в результате которой «Запорожгаз» сегодня устанавливает общедомовые счетчики газа вместо индивидуальных, поквартирных.

Какой счетчик законней?

Индивидуальные счетчики газа устанавливаются согласно Закону Украины «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» от 16.06.2011 г. № 3533-VI, домовые счетчики – согласно Кодексу газораспределительных систем, который по отношению к Закону является подзаконным актом. Так как приоритетным считается все-таки закон, Алена Бабак убеждена, что члены ОСМД вправе настаивать на установке именно индивидуальных счетчиков газа.

Домовые счетчики воды и тепла

В отличие от газа и электричества, установка домовых счетчиков воды и тепла, по мнению Алены Бабак, совершенно обоснованна: «Электричество и газ невозможно потерять на пути между входом в дом и конечным потребителем, каждой квартирой. А если газ, допустим, потеряется, то это уже авария. С водой и теплом все обстоит несколько иначе. Вода может теряться, если, к примеру, внутридомовая сеть находится в неудовлетворительном состоянии. Тепло теряется при транспортировке даже на коротком участке пути. Поэтому весь мир ведет коммерческий учет воды и тепла, устанавливая общедомовые счетчики. При этом показания квартирных счетчиков учитываются при распределении той разницы, которая объективно существует между суммой показаний квартирных счетчиков и общим входным счетчиком. Само собой, это небольшая сумма, но ее распределяют между всеми совладельцами. Если же в каких-то квартирах нет индивидуальных водомеров, то уплата указанной разницы будет ложиться именно на них. Таким образом, они будут платить свою норму потребления плюс распределенную между квартирами без счетчиков разницу.

Актуальность домовых водомеров и указанного распределения подтверждается повсюду, где вместо одного-двух прописанных живет гораздо большее количество потребителей – особенно в крупных городах, констатирует Алена Бабак, например, в Киеве, куда народ приезжает работать и в целях экономии снимает одну квартиру на нескольких человек.

Никаких дополнительных протоколов

После создания общества совладельцев применительно к многоквартирному дому действует закон об ОСМД, а не Закон Украины №417-VIII «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме». Но базовое положение о том, кто управляет домом, содержится как раз в 1 ст. закона №417, пояснила народный депутат: «Функция управления домом – это исключительно функция совладельцев». Поэтому требование местной власти, в частности, запорожской о том, что после создания и регистрации ОСМД необходимо еще отдельное протокольное решение общего собрания о выборе формы управления, является незаконным».

О технической документации на дом

Организация, которая обслуживала многоквартирный дом до того, как было создано ОСМД, обязана была вести техническую документацию и передать ее новому собственнику – обществу совладельцев. И в случае, если какая-то часть документации не передается ОСМД либо каким-то образом утрачена, совладельцы имеют право в судебном порядке требовать восстановления этой документации и передачи им, ссылаясь в том числе на Приказ №76 Кабинета министров Украины «Правила содержания домов, сооружений и придомовых территорий».

О капремонте

 На сегодня продолжает действовать норма Закона Украины «О приватизации государственного жилого фонда» от 1992 года, согласно которой бывший собственник многоквартирного дома обязан участвовать в софинансировании капитального ремонта, если таковой не проводился за все это время. В текущих реалиях это означает, что ОСМД вправе требовать долевого участия в работах капитального характера от того, кто был собственником дома до момента создания ОСМД.

Разумеется, приведенные комментарии и разъяснения народного депутата лишь малая часть того предметного и крайне полезного разговора, который в продолжение трех часов происходил в стенах запорожской мэрии. Общий же вывод, который собравшиеся могли сделать из сказанного: закон сегодня всецело на стороне обществ совладельцев многоквартирных домов, и, несмотря на разночтения законов и подзаконных актов, которые сегодня случаются на местах, конструктивный диалог с местной властью – это оптимальный сценарий для успешного создания ОСМД, эффективного управления своим домом и полного контроля за расходованием средств совладельцев, а также качеством предоставляемых за эти деньги услуг.%d0%be%d1%81%d0%bc%d0%b4

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. В силу безграмотности городская власть просто еще не поняла с какой стороны пирог кусать. Очень скоро до них дойдет, что кусать нужно с другой стороны, тк. протокольное решение с 06 июля 2015 года должно было приниматься совладельцами ДО создания ОСМД на основании и в порядке, установленными законом № 417 (т.к. создание ОСМД, как юридический факт, не является ни формой, ни способом принятия решения об управлении МКД, а закон об ОСМД регулирует не порядок принятия решений совладельцев МКД, в которых не создано ОСМД, а порядок возникновения, деятельности и прекращения юридического лица ОСМД).

    Эти «веселые качели» по освоению управляющими компаниями рынка обслуживания МКД еще только начинаются, а смысл прост: исполком назначает УК всем МКД подряд (в т.ч. создавшим ОСМД в период с 06 июля 2015 года до 06 июля 2016 года) от кого не получал объявлений о созыве, проведении и принятом протокольном решении в порядке ЗУ № 417 (даже если получал — и это оспорить и развалить не проблема, стояла бы перед юристом такая цель).

    И когда жители начнут получать платежки от управляющих компаний несмотря на то, что они создали ОСМД и исправно платят взносы, начнется самое печальное зрелище по развалу наспех созданных ОСМД.

    В общем, это я забегаю далеко наперед.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here