Современная школа: конвейер знаний или поборов?

984
0

053b3cca2fd33e4ee85435c99ad1f65dСдавать нельзя игнорировать… Где в этом предложении ставить запятую, решает каждый родитель самостоятельно. Правда, большая часть мам и пап все же предпочитает платить

В мае этого года на сессии горсовета депутаты проголосовали за запрет наличных сборов пожертвований с родителей в «фонд класса» и «фонд школы». Родительским комитетам предложили (не обязали, а лишь предложили!) оформить банковскую карту для сбора средств в альма­-матер, чтобы таким образом контролировать все собранные средства и их целевые траты. Вот только к таким рекомендациям практически никто не прислушался. Деньги в конвертах как собирали, так и собирают.

С проблемой систематических поборов столкнулись и семьи участников АТО. С жалобами они обратились в Запорожский областной центр помощи участникам АТО. В свою очередь руководитель центра Алексей Сквордяков решил выяснить, в каких еще школах существует данная проблема, поэтому в понедельник, 3 октября, на страничке в «Фейсбуке» написал следующее сообщение:«Шановні сім’ї учасників АТО! До Центру допомоги учасникам АТО в Запорізькій області надійшло декілька скарг на побори та корупцію у шкільних закладах м. Запоріжжя! Ми домовились про зустріч з керівниками департаменту освіти для того, щоб вирішити ці болючі питання. Прошу вас налагодити зворотний зв’язок та повідомити  про випадки, які трапились з вами, якщо такі є! Чекаю інформацію в особистих повідомленнях!». Комментарии не заставили себя долго ждать ­  в них призывали открыто писать о нарушениях.

На сегодня бесплатное образование выглядит так: фонд школы, фонд класса, на экскурсию, на учебники, на подарок учителю… Список можно продолжать бесконечно. Ведь нередко металлопластиковые окна, а также двери в кабинеты, доски, парты, ремонт, стол и стул (желательно кожаный) для учителя куплены за средства мам и пап, которые, в свою очередь, покорно сдают деньги, даже если семейный бюджет трещит по швам. Причина — отношение к ребенку. Родители очень боятся, и небеспочвенно, что к их чаду будут относиться предвзято, давить морально и занижать оценки только потому, что кто­то не сдал благотворительный взнос.

Первое школьное собрание, которое, как правило, проводят в конце сентября, проходит под лозунгом: «Деньги нужно сдавать, у нас недофинансирование». Впрочем, последующие собрания не очень отличаются от первого. Топ­темой на все девять месяцев станет сбор средств, а отнюдь не успехи школьников. Причем в этой «жатве» меняется только акцент: осенью собирают на новые учебники, зимой — на утепление, весной — на ремонт классов, летом — на различные поездки. На различных форумах мамочки активно обсуждают и делятся подробностями «благотворительности»: кто, сколько и как контролирует этот процесс.

«Дочь пошла в первый класс, и я решила стать членом родительского комитета в классе. Моя цель — контролировать расходы для их минимизации. Начало меня сразу смутило, ведь, как оказалось, деньги собирает классный руководитель, и находятся они у него. На мои вопросы по этому поводу был дан ответ: «У нас в школе так принято…». Далее я пыталась узнать о текущих расходах: куда и что планируется приобрести, доказывая, что смогу помочь в поиске, покупке, доставке. Но ответ был таков: «Нужна вода, материал для работы, мы дарим подарки учителям, у нас так принято, если что, у меня есть все чеки, я все покажу, я все записываю…». Было похоже, что меня отшивают, мол, не вмешивайся, на собрании все узнаешь. Немного позже в класс была куплена бытовая химия (порошок, мыло, бумага и пр.), при этом ко мне никто не обратился, и я узнала об этом наряду со многими родителями случайно. Подарки на Дни рождения она сама заказывала в интернете, на 14 Октября тоже. Я создала закрытую группу Вконтакте, чтобы родителям было проще общаться и решать, что нужно нашим детям, обговаривать, как поздравить классного руководителя. Учительницу я не приглашала (в этом была одна из целей группы), и она восприняла это как оскорбление. Скоро будет собрание, еле сдерживаю свое возмущение. Но пока я  — «один в поле воин». Может, я действительно не права? Я думаю, что директор в курсе. Попробую поднять вопрос на собрании при всех. Будет поддержка среди родителей ­ пойду дальше, нет — выйду из комитета», — рассказывает одна из мам на форуме (здесь и далее орфография и пунктуация автора сохранены, ­  авт.).

Эта история закончилась тем, что мама покинула родительский комитет. «Я даже услышала призывы меня вывести из него. Так что я оказалась «наглой, бессовестной и т.д.», ­ комментирует женщина.

И подобных постов на просторах местных форумов немало:

«Вже три роки фонд в нашій початковій школі за кожну дитину щомісяця — 100 гривень (незважаючи на те, скільки твоїх дітей ходить до школи – двоє чи троє). Але були нюанси. Впродовж 1 класу фонд був 150 гривень, адже ми ставили три пластикових вікна. Ці сто — умовно фонди. З них тільки 55 — фонд школи, все інше — на поточні побутові дрібниці: лампи, воду в клас, театри локальні щодо правил руху дорожнього тощо, привітати вчителів з професійним святом, Днем народження, вимити клас… Додатково здаються суми на День іменинника (50­100 грн. на рік), День здоров’я із виїздом на Хортицю (близько 100 грн. двічі на рік), кисневі коктейлі (5 грн. штука), фотозйомки класу (залежно від кількості фото), якийсь новий навчальний посібник, котрий знадобився впродовж року…Під час вступу теж велику суму здавали: 1000­1600, щоб на ці кошти закупити для дитини все до дрібниць однакове… Після 1 класу збирали на 2 клас десь 650 гривень, щоб закупити додаткові зошити, навчальні посібники. Коротше, постійний фінансовий нон­стоп».

«А мы никаких вступительных взносов не платили. Нет такого в школе. В прошлом году по 200 грн. сдали на окна, а фонды были: 35 грн. ­ в фонд класса и 25 грн. – в  фонд школы. В этом году фонд школы ­ 30 грн.,фонд класса ­ 50 грн. Решили, чтобы отдельно не сдавать на Дни рождения детям и на праздники учителям. Отдельно только на спец. тетради по 145 грн. сдали и всё».

«У нас каждый класс обязан сдать 1600 гривен в фонд школы ежемесячно».

Безусловно, есть  и школы, где сборы реально идут на нужды,  а  все отчеты предоставляются родителям по первой просьбе, хотя и без них результаты видны: во всей школе старые окна заменены на металлопластиковые, ежегодно делают косметический ремонт.

Сдавать или не сдавать —  вот в чем вопрос

Не секрет, что о таких схемах осведомлены все: министры, начальники управлений, полиция и прокуратура. Но радикальные  меры против добровольно-­принудительных взносов никто не принимает. А все потому, что чиновники заинтересованы в том, чтобы все оставалось так: из бюджета выделяются деньги, часть которых разворовывается, а недостающие средства компенсируют родители. Все просто, как дважды два.  Причем такую «жатву» родители старательно поддерживают из года в год. Тем самым становясь соучастниками и виновными в данных «поборах». Судите сами: родители идут на поводу у администрации учебных заведений. Несут порой последние деньги, таким образом, школы поддерживаются в удовлетворительном состоянии, а коррупционная схема продолжает работать. Хотя все­-таки попытки это остановить есть.

По закону в Украине даже минимальные сборы запрещены. В ответе на информационный запрос газеты руководство городского департамента образования и науки сообщило, что: «Відповідно до ст. 3 Закону України «Про освіту» громадяни України мають право на безкоштовну освіту в усіх державних навчальних закладах, тому в навчальних закладах поняття офіційного (неофіційного) збору коштів існувати не може. Примусове збирання коштів у  школах на проведення різноманітних заходів є грубим порушенням Закону України «Про благодійництво та благодійні організації», який передбачає можливість залучення лише добровільних пожертвувань та їх ретельного бухгалтерського обліку… Слід зауважити, що існує поняття благодійних внесків від фізичних і юридичних осіб, їх збір відбувається виключно на добровільній основі відповідно до постанови Кабінету Міністрів України від 4.08.2000 №1222 (із змінами)… з обов’язковим оформленням відповідної документації та відображенням у бухгалтерському обліку», — говорится в ответе.

В свою очередь в Министерстве образования, где прекрасно осведомлены об этой проблеме, даже знают причину системных и массовых «жатв» в школе. Все дело в том, что за бюджетные средства необходимо отчитываться, а за родительские — не всегда. Советник министра образования Украины Оксана Макаренко рекомендует родителям требовать в районных отделах образования отчеты о выделенных средствах на конкретную школу. Впрочем, искоренить конвейерные поборы, по мнению руководителя отрасли, можно только при помощи открытого бюджета школ. Но до этого мы еще не доросли, нет соответствующего законодательства.

Репетиторство в стенах школы – коррупция

Еще один вид платных услуг в школе – репетиторство. Обучение по дополнительной обучающей программе, преподавание спецкурсов и циклов дисциплин, занятие со школьниками углубленным изучением предметов  разрешены и являются абсолютно законными. Правда, есть ряд условий, одно из которых — письменное заявление от родителей, написанное в произвольной форме. Расчет стоимости услуг осуществляется на базе экономического обоснования затрат, которые связаны с их предоставлением. Платные услуги могут быть оказаны только во внешкольное время и вне деятельности, которая финансируется из бюджета. Также в ответе на информационный запрос руководство департамента образования отметило, что педагогам категорически запрещается заниматься репетиторством в помещениях учебных заведений. И связано это все с той же коррупцией. Однако во многих школах не придерживаются этого правила.

Можно ли уголовно наказать за «поборы» и взятки в школе?

Несмотря на систематические поборы и различного рода «презенты» учителям, родители не спешат писать заявления в полицию. В этом году в ГУНП области не поступало ни одной жалобы.  Впрочем, и бороться с выработанной годами системой поборов крайне сложно. Единственный выход, чтобы все это остановить — массовость и системность. Чем больше письменных жалоб, тем лучше. В  полиции отметили, что ответственность за совершение уголовного преступления указанной категории регламентируется разделом восемь Уголовного кодекса Украины «Злочини у сфері службової діяльності  та професійної діяльності, пов’язаної  з наданням публічних послуг»: ст. 364 УК Украины (злоупотребление властью или служебным положением); ст. 365 УК Украины (превышение власти или служебных полномочий); ст. 366 УК Украины (служебный подлог); ст. 367 УК Украины (служебная халатность); ст. 368 УК Украины (получение взятки); ст. 369 УК Украины (предложение или дача взятки). И если вина за совершение преступления, связанного с незаконным сбором средств, будет доказана, то лица будут нести уголовную ответственность в зависимости от состава преступления.

Что касается доказательств, то родителям, которые хотят подать заявление о нарушении, следует руководствоваться главой 4 Уголовного процессуального кодекса Украины (доказательства и доказывание), статьями 84­90. Таким образом, доказательствами в уголовном производстве являются фактические данные — показания, вещественные доказательства, документы, заключения экспертов. Иначе оно не может быть использовано в суде при принятии решения. То есть нужно сделать аудиозапись предложения сдать деньги, заручиться поддержкой других родителей, которые не согласны с поборами. И чем больше их будет, тем лучше. Следующий шаг — написать коллективную жалобу в МВД и прокуратуру. На коллективную жалобу результат будет, как минимум, в виде проверок.  При этом нужно помнить, что доказательства, которые были получены с существенным нарушением прав и свобод человека, не будут учтены в суде.

Обращения, информацию или жалобы о поборах и взятках можно передавать на правительственную «горячую линию»: 0­800­507­309, а также «горячую линию» МВД Украины: (044) 254­94­94, по «телефону доверия» МВД Украины: (044) 256­03­33, (044) 256­1633, можно также отправить по электронной почте pg.npu@police.gov.ua или написать письмо в произвольной форме и отправить  обычной почтой.  По номеру «102» можно обратиться с заявлением непосредственно в территориальное подразделение полиции.

Яна ПЕТРОВА