«Писать картины можно всем, что оставляет след на бумаге», — художница Ксения Доброчинская (ФОТО)

1225
0

mu4qx5lgiouОна скупает литрами алкоголь и пачками кофе. Нет, не для того, чтобы пить, а для того, чтобы творить. Творить уникальные картины. Запорожская художница Ксения Доброчинская стала новатором и сделала своего рода творческий переворот в сознании местной публики. Вот уже несколько лет мастерица пишет уникальные картины виски, вином, ликером и, конечно же, кофе. А также создает портреты при помощи магнитофонной ленты и виниловых пластинок. При этом художница никогда не училась в художественной школе и пишет свои картины по наитию. Откуда Ксения Доброчинская берет вдохновение и как создает свои работы, художница рассказала в интервью

— Ксения, помните ли вы свою первую картину? Когда и чем она была написана? 

— Первая серьезная картина была написана маслом в школе. Я училась в 5­м интернате для слабовидящих («Ориентир»). Физкультуру у нас преподавал Вильям Григорьевич Поренис, который, к тому же, был еще и  художником. При школе у него была своя мастерская, где он работал. Однажды на очередном уроке физкультуры он пригласил меня в мастерскую и предложил написать картину на холсте, дав свои краски и кисти.  В тот момент я уже красиво рисовала, но эти картины были не серьезными, а обычными рисунками, выполненными карандашами и красками на альбомных листах. Тогда и случилась моя первая серьезная картина, я решила попробовать свои силы и именно тогда впервые в жизни масляными красками на холсте  написала пейзаж. Сейчас он выглядит для меня смешно. Но родители его хранят до сих пор у себя дома, и им он очень нравится.

— А как вы начали писать картины кофе?

— После школы писала картины только для себя. Вернулась к творчеству, когда поступила в университет на дизайн. Открыла для себя живопись во второй раз, и она меня так увлекла, что я не могла прожить и дня, чтобы не написать что­то. Тогда я много путешествовала и остановилась в Латвии на месяц. Мне очень хотелось что­то написать, но краски я с собой не взяла, поэтому нашла в квартире материал, который  оставлял бы след на бумаге — кофе. И как, оказалось, писать можно всем, что оставляет след на бумаге, нужно только желание.

mrlawqkuz6y— Что больше всего любите изображать на кофейных картинах?

—  Животных и портреты людей мне ближе всего. Животных пишу для себя, а вот портреты в основном под заказ. Поэтому их у меня на выставках очень мало. А вообще пишу кофе все, что приходит в голову, по наитию.

— Насколько я знаю, ваши работы есть и в частных коллекциях за границей. Это так?

— Есть. Недавно ко мне прилетала коллекционер из­-за границы специально, чтобы приобрести для себя картины. Отправить их по почте я не могла из­-за того, что  нужно было оформлять таможенное разрешение в Киев. Но поскольку у меня маленький ребенок, я не смогла этого сделать, и ей пришлось прилететь лично. Мне, конечно же, очень лестны такие события. Потому что я понимаю, что художников много, а человек специально проделал такой долгий путь, чтобы приобрести мои картины.

— А что вас вдохновляет?

— И путешествия, и осень… Я очень люблю осень и именно в этот период  очень много пишу. Потому что это красота, и ничего нет красивее того, что создала природа.

— А как вы начали писать картины вином?

— В Одессе родственники угостили меня вином, но напитка было слишком много, и я, как и с кофе, решила открыть для себя новый материал для письма — вино. Тогда я написала серию картин с лошадьми. Одна из работ до сих пор у меня хранится.

— Какие еще алкогольные напитки вы используете вместо красок для создания картин?

— Все ликеры: мятный, лимончелло, мандариновые, вишневые, клубничные, все цветные и водку.  Работать с ними очень сложно, потому что они сахарятся. В Запорожье однажды была выставка «Drink art», где были представлены мои алкогольные картины. Картины такими «красками» я в основном пишу под заказ. Поскольку на их создание уходит много времени,  это трудоемкая работа.

%d0%b2%d0%b8%d0%bd%d0%be— А как вы пишете алкоголем?

— Я наливала алкоголь в емкости для льда, да и во все емкости, которые были в доме, в различные рюмочки-­баночки и смешивала их непосредственно на самом листе бумаге. Поэтому всегда получается непредсказуемый результат. За этим очень интересно наблюдать. К тому же, цвета на этих работах получаются достаточно люминесцентные, очень яркие, кричащие, красками такого цвета не добьешься. Вообще техника написания алкоголем схожа с акварельной живописью, но вот цвета совершенно другие получаются.

— Вы еще создаете картины из виниловых пластинок и магнитофонных лент. Расскажите о них.

— Мое творчество началось с выставки «Поп­арт». И на это, наверное, повлиял факультет промышленного дизайна. Потому что там учили мыслить нестандартно, подходить ко всему творчески. Поэтому я брала у папы плоскогубцы, еще какие­то инструменты, которые были в доме, затем пластинку  резала, била, ломала, проделывала с ней различные маневры, чтобы измельчить, а потом выстраивала в композиции. Работа очень кропотливая и создается долго. Из магнитофонных лет самая первая работа ­ портрет Владимира Высоцкого. Тогда родственник пришел в гости и сказал: «Так круто, так классно! Делай выставку!». И, как это часто бывает, слова, брошенные невзначай, часто влияют на наш жизненный путь. Спустя какое­то время мне предложили сделать персональную выставку в галерее Союза фотохудожников.

— Насколько я знаю, некоторые ваши  работы есть у звезд эстрады?

— Да. К примеру, портрет Владимира Кузьмина из магнитофонной ленты я ему же и презентовала, в ответ он мне дал два билета на свой концерт. Еще один портрет для Андрея Макаревича был  презентован ему во время концерта в Днепре. И, как мне рассказывали потом, Макаревич очень обрадовался такому презенту и показал эту работу со сцены всему зрительному залу.

%d0%ba%d0%be%d1%84%d0%b5— Ксения, а с каким чувством художник должен писать картины?

— Конечно, с  хорошим, светлым, позитивным чувством. На самом деле картины несут глубокую эмоциональную нагрузку, и это ­ частичка энергии, которая живая и может творить, отдавать и привносить гармонию в жизнь. Если картина  написана с черными мыслями, то лучше ее сжечь, ведь она будет отдавать тот же негатив. В плохом настроении никогда не беру в руки кисть.

—  Бывало ли так, что картина задумывалась одной, а по итогу вышла абсолютно иная?

— В картинах, которые я пишу маслом, всегда так случается. Чистый лист так много обещает, сразу видишь одно развитие, второе, третье, и у художника очень сложная задача выбрать, как, наверное, и у писателя. В голове есть множество вариантов событий, но писатель выбирает только одну линию, жертвуя другой, вот так и художник. Сейчас я иллюстрирую книгу с уклоном на ислам. И  постоянно при иллюстрировании я задумываю, что будет нарисовано, но когда  начинаю рисовать, сюжет меняется. Поэтому результат всегда непредсказуем.

— Если у вас картина, которую вы никогда и ни при каких обстоятельствах не продадите?

— Есть такая картина. На полотне изображен звездный лев. И это, наверное, единственная картина, которая меня наполняет энергетически. И сколько я ни пыталась создать что­-то подобное, мне это не удавалось. Мне кажется, это больше, чем просто картина, она действительно живая. Причем моя доченька очень этой картине радуется, когда ее видит, у нее столько восторга. Она разговаривает с этим львом. Вообще картины маслом я пишу пару недель, а этого льва создала всего за несколько часов. Написав льва, я услышала, как он говорит: «Я ­ звездный». Долго думала, как можно придать звездность, и в итоге по контуру сделала знаки Зодиака. На выставке ко мне как-­то подошла женщина, которая, не зная историю написания этой картины, рассказала  подобную историю, что к ней во сне приходил лев с другой планеты или галактики, сон сопровождался сиянием звезд и в этой картине она его узнала. Самое интересное, что после общения с ней в картине появились мазки и цвета, которых я раньше не видела. Поэтому есть очень интересные случаи и совпадения. Как говорили у нас в университете, гениальные мысли витают в воздухе. Мысли, присутствующие в нашей голове, не обязательно являются нашими мыслями.

%d0%ba%d0%be%d1%84%d0%b52— Были ли еще какие-­то мистические ситуации с вашими работами?

— Одну из моих работ приобрела женщина, причем без всяких вопросов. Как оказалось, она ей снилась в течение 10 лет. Еще один мужчина рассказывал, что  видел картину на протяжении какого­-то периода, причем под определенную музыку, и спрашивал у меня, под какую композицию я создавала работу. Поэтому, зная такие моменты своего творческого пути, я понимаю, что картины пишу не всегда я, а являюсь лишь  проводником и даю людям нужные для них вещи и знаки.

— В каких направления вам хотелось бы  себя еще попробовать?

— Может быть,  в стрит­арте и иллюстрации. К иллюстрации книг я долго шла, потому что мне этого очень хотелось.  Вселенная всегда отзывчива к нам и преподносит то, что мы у нее «заказываем». Я долго мечтала проиллюстрировать книгу, и она ко мне «пришла». Мне очень интересно было работать в этом направлении, потому что мои масляные картины несут в себе такие детские сюжеты и работы. И мне кажется, что они хорошо  смотрелись бы в детской книге. Вообще грандиозных планов много, но на их реализацию не всегда есть время.

— Вы — очень творческий и неординарный, в хорошем смысле этого слова, художник. Какие еще вершины  хотите покорить? Какие у вас планы?

— Представлять свои картины в городах Украины  и за ее пределами, в различных странах Европы, проводя выставки. Тем более что ждут и приглашают. Также продолжать свою деятельность в преподавании и иллюстрировании детских книг. И дальше только развиваться в этом направлении.

Яна ПЕТРОВА