«Запорожэлектротранс» – в трансе. Как выживает КП, и когда пополнится его автопарк

1101
0

%d0%b7%d0%b0%d0%bf%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b6%d1%8d%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%82%d1%80%d0%be%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%bd%d1%81Три с половиной миллиона гривен из городского бюджета будет выделено КП «Запорожэлектротранс» на зарплаты сотрудникам. Такое решение было принято в ходе заседания исполнительного комитета Запорожского горсовета. Последнее слово о выделении средств будет сказано во время очередной сессии городского совета.  Впрочем, проблема недостачи средств в местном КП не так уж и нова

Сегодня на балансе предприятия  91 троллейбус и 120 трамваев. Правда, из них в ожидании капитального ремонта находятся 22 троллейбуса и 11 трамвайных вагонов. Впрочем, тот подвижной состав, что на ходу, уже давно не нов. От пассажиров электротранспорта зачастую можно услышать нарекания относительно его состояния:  двери плотно не закрываются, из-­за чего в салон попадает дождь, снег или просто очень дует, во время дождя с крыш капает, сквозь окна задувает ветер, да и внешний вид можно обновить. Ну а отопление в холодную пору ­ и вовсе что­-то эксклюзивное для запорожских реалий. Хотя в вагонах трамвая это благо человечества встречается намного чаще, чем в троллейбусах (в последнем зимой, дабы не замерзнуть, приходится постоянно двигаться). Есть нарекания у запорожцев и на сидения — они порезаны, обрисованы, а в дырках много мусора. Впрочем, это замечание не к КП, а к пассажирам, которые наносят ущерб имуществу «Запорожэлектротранса».

Как нам сообщили в КП, в сентябре из городского бюджета планировалось выделить почти шесть миллионов гривен на капремонт одного трамвайного вагона типа Т­3 с заменой кузова. Вот только денег на починку руководство предприятия так и не дождалось.  В городском управлении по вопросам транспортного обеспечения и связи нас заверили, что до конца года эти средства все же будут перечислены в «Запорожэлектротранс». Правда, отремонтировать несколько подвижных составов в 2016 году все же удалось. За десять месяцев текущего года в одном трамвайном вагоне выполнен средний ремонт, еще в двух вагонах был проведен аварийно­-восстановительный ремонт.

СПРАВКА

Стоимость одной единицы нового трамвайного вагона ориентировочно составляет 15 миллионов гривен, б/у —  1-1,8 миллиона гривен.

Стоимость нового троллейбуса — 5 миллионов гривен, б/у — 1,1 миллиона гривен.

Когда появится новый подвижной состав

Впрочем, в этом году парк «Запорожэлектротранса» пополнился одним троллейбусом б/у чешского производства модели «Skoda 14 Tr». До конца года, а именно до 13 декабря текущего года,  предприятие должно получить еще 9 таких же троллейбусов. А вот трампарк в 2016 году не обновлялся.

В следующем году, по информации, предоставленной предприятием и городским управлением транспорта, планируется отремонтировать 12 трамвайных вагонов и 5 троллейбусов. Собираются закупить 10 новых и 10 б/у троллейбусов. Запланирована и модернизация 5 трамвайных вагонов с заменой кузова за счет города.

Впрочем, все это в планах. На сегодня «Запорожэлектротранс» имеет немалую недостачу средств. Причина — большая часть пассажиров, без малого 70% от общего пассажиропотока, пенсионеры и льготники. Таким образом, сегодня коммунальное предприятие скорее выполняет волонтерскую функцию, нежели приносит прибыль. Судите сами: согласно официальной информации, предоставленной КП «Запорожэлектротранс», в день они перевозят 103 тысячи льготников и лишь около 47 тысяч платежеспособных пассажиров. В месяц количество льготников составляет более трех миллионов человек, а вот тех, кто оплачивает проезд, всего­навсего один миллион и чуть более четырехсот тысяч человек.

В КП отмечают, что город лишь частично возмещает им льготный проезд, что в свою очередь не дает предприятию иметь собственные оборотные средства на зарплаты сотрудников и ремонт подвижного состава. Это подтверждают и в управлении по вопросам транспортного обеспечения и связи.

Мы решили посчитать, на сколько месяцев хватает городской компенсации льготного проезда. Так, мы взяли сумму, выделенную из горбюджета на эти нужды — порядка 43 миллионов гривен, разделили на 2 (стоимость проезда в одну сторону). Затем полученную сумму  поделили на количество перевезенных льготников в месяц — около 3 миллионов человек. В итоге мы высчитали, что в 2016 году город компенсировал  предприятию проезд неплатежеспособных пассажиров только лишь без малого за 7 месяцев. Получается, что оставшиеся месяцы «Запорожэлектротранс» перевозит пассажиров за свой счет.

Здесь стоит отметить, что сегодня платежеспособные запорожцы всячески пренебрегают проездом в электротранспорте. Отдают предпочтение маршруткам, которые устраивают гонки. И при этом  стоимость проезда в электротранспорте ­ 2 гривны, в маршрутке ­ в два раза больше, 4 гривны. Бытует мнение, что трамваи и троллейбусы (естественно, там, где они ходят) ездят в разы медленнее. Хотя на самом деле маршрутки доставляют своих пассажиров буквально на два-­три минуты раньше электротранспорта. Безусловно, если  не «летают» по местным дорогам с нарушением всех правил и норм. Еще одна причина: в маршрутке ­ мягкие кресла, да и в салоне тепло зимой, а летом не очень душно. С этим сложно поспорить.  А вот тот факт, что «Спринтеры» и «Богданы» ходят чаще трамваев и троллейбусов — скорее упущение горуправления транспорта. Дело в том, что перевозчики нарушают условия договора и выпускают на маршрут больше маршруток. К примеру, в ходе одной из проверок было установлено, что на 83 маршрут выходят 14-­17 маршруток вместо 7 положенных по договору. С этим перевозчиком в итоге в одностороннем порядке был разорван договор.

В  КП займутся ремонтом подвижного состава

Пока мы ждали ответ из городского управления по вопросам транспортного обеспечения и связи, а это более трех недель, один из местных телеканалов сообщил информацию, что на базе «Запорожэлектротранса», помимо ремонта подвижного состава, займутся изготовлением и сборкой новых трамвайных вагонов. Подобный опыт уже есть у Киева и Одессы.

Пока  на предприятии собирают лишь один вагон, он будет готов в марте 2017 года. Кузов трамвая будет чешского производства, нижнюю часть подвижного состава соберут в Западной Украине, а «до ума» доведут специалисты местного КП. Среди преимуществ нового трамвая: соответствие всем параметрам европейского образца, современный вид и технические параметры, раздвижные двери нового образца, кузов начинен современной высоковольтной электроникой, низкопольный вход для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, этот трамвай более тихий и сэкономит до 40% электроэнергии.

На предприятии отметили, что такой вагон обойдется намного дешевле, чем покупка готового трамвая на заводе­-производителе. Новый трамвай фирмы «Южмаш» или киевского производства стоит 15 миллионов, а трамвай европейского образца с учетом всех мастерских и рабочей силы обойдется в 6 миллионов гривен,  учитывая запасные детали. В будущем году в КП планируют изготовить еще пять таких  трамваев.

GPS­навигаторов и электронных табло не будет

А вот программа, согласно которой в троллейбусах должны появиться GPS­навигаторы, а на остановках — электронные табло, провалилась. Причина — все восемь компаний подали документы на тендер с нарушениями. Неосвоенные 2 миллиона гривен пойдут на выплату зарплат работникам предприятия. GPS­навигаторы и 16 электронных табло, на которых пассажиры смогут в режиме он­лайн следить за передвижением транспорта, в «Запорожэлектротрансе» планируют закупить в 2017 году.

Яна Петрова