«Кукла, как эхо, отображает мой внутренний мир», – мастерица Вера Бочарь (ФОТО)

1732
0

%d0%ba%d1%83%d0%ba%d0%bb%d1%8b-2Лучше валерьянки, йоги и сериалов — рукоделие. В этом уверена мастер-­самоучка Вера Бочарь. Сегодня авторские творения рукодельницы пополнили коллекции ценителей искусства в Украине, Эстонии, Германии и России. И это не удивительно! Куклы Веры Бочарь невероятно динамичны, кажется, что они вот-­вот оживут. Свои творения рукодельница представила на выставке в Запорожской областной библиотеке.  Накануне столь важного для мастера события журналисты газеты «Верже» пообщались с  Верой Бочарь. Мы  разузнали, как рождается кукла, какова ее себестоимость и какие еще изделия создает мастерица

— Вера, расскажите, как у вас возник интерес к созданию кукол своими руками?

— Шесть лет назад совершенно случайно я открыла для себя удивительный мир кукол. Как­-то раз, блуждая по просторам интернета (уже не помню, в поисках чего), я увидела куклу необычную, непривычную, немного странную, во всяком случае, для меня, с неправильными пропорциями, длинными руками и ногами, практически без лица. Но было в ней что­-то такое, что зацепило меня, привлекло мое внимание. По счастливой случайности там же я нашла подробный мастер-­класс по созданию этой куклы. И  уже через два дня  родилась моя самая первая куколка. Это была кукла­-тильда – Рождественский Ангел. И именно она стала моим талисманом и проводником в волшебный мир кукол!

— Заканчивали ли вы какие-­нибудь специальные курсы, или вы — мастер-­самоучка?

— У меня техническое образование, я не умею ни рисовать, ни лепить, хотя с самого детства люблю заниматься рукоделием — вязанием, вышивкой, шитьем. Я была так далека от мира кукол, что для меня стало настоящим потрясением его открытие. Я призвала на помощь Интернет, создала блог, познакомилась с мастерами-­кукольниками и рукодельницами не только в Украине, но и во всем мире. Мы общались, обменивались опытом, проводили совместные проекты, учились друг у друга.  Я находила и более детально изучала информацию о куклах. Также посещала «живые» мастер-­классы по изготовлению кукол. И сейчас продолжаю учиться, осваивать новые методики, материалы, технологии.

— Сколько сегодня  в вашей коллекции авторских кукол?

— Сложно сказать, сколько кукол я уже сделала. Никогда не подсчитывала. Например, авторских кукол из пластика – около двадцати. А текстильных,  вязаных, из папье-­маше — даже сложно подсчитать, но их намного больше!

—  Сколько времени уходит на изготовление одной куколки?

— Нельзя сказать однозначно. Это зависит и от настроения, и от вдохновения, и от наличия свободного времени и подходящего материала. В общей сложности  от нескольких дней (текстильные куклы) до месяца (куклы из пластика).

—  А как возникают новые образы изделий, как подбираете материал, размер изделия?

— Образы рождаются в моей голове произвольно и непредсказуемо. Это может произойти внезапно и во время прогулки на природе, и после прочтения книги или просмотра фильма. Иногда случайно брошенный взгляд на лежащий в коробочке кусочек ткани, бусинку, камушек, ленточку или тесемочку может послужить началом нового образа.

— Вера, расскажите, пожалуйста, пошагово о процессе создания  куклы.

— Сначала вылепливаю голову, ручки, ножки. Затем делаю каркас. Здесь важно соблюдать определенные пропорции. Расписываю лицо, приклеиваю волосы и делаю прическу. Затем настает время костюма. Я не рисую эскизы, как некоторые мастера, просто держу придуманный образ в голове. Продумываю малейшие детали одежды, выражения лица, цвет волос, аксессуары. Но часто бывает так, что в итоге получается совершенно другая кукла, которая отличается от изначальной задумки. В процессе работы кукла сама диктует мне, какой цвет волос ей больше нравится, какой наряд ей сегодня надеть. Кукла сама решает, какой ей быть, я лишь помогаю ей родиться.

— «Я – рукодельница, мне нужны ткани, бусинки, пуговички все и сразу» и «Я – рукодельница, и пусть весь мир подождет» — это о вас?

— Пожалуй, вы правы. Иногда можно и так сказать обо мне. Процесс создания новой куклы настолько увлекателен, что забываешь обо всем. И действительно в тот момент  пусть весь мир подождет!

— Процесс создания новой куклы для вас ­ это…

— Это что-­то таинственное, магическое (не путайте с куклами вуду!), непредсказуемое. Ну, разве это не чудо — из кусочка пластика в руках мастера рождается  кукла!

— Ваши творения продаются? Работаете ли вы на заказ?

— Для каждого мастера всегда радостно, когда его куклы находят новые дома. Мои куклы тоже продаются. Чаще покупают текстильные куклы, вальдорфские куклы для детей, небольшие сувенирные куколки, статуэтки из папье-­маше.  Некоторые мои авторские куклы тоже нашли новые семьи и теперь живут в разных городах Украины, России, Эстонии, Германии. На заказ я работаю очень редко, в особых случаях. Заказ — это в определенной степени какие-­то рамки, условия и ограничения. Поэтому я предлагаю уже готовые работы.

— Сегодня hand­made невероятно популярен. Но я думаю, на выставке вы  часто слышите фразу, что кукла очень дорого стоит. Можете раскрыть секрет, какова себестоимость одной куколки?

— Да, на выставках часто приходится слышать фразу, что кукла очень дорого стоит. Это так и есть. К сожалению, сегодня ручная работа стоит дорого. Это обусловлено высокой стоимостью материалов для изготовления кукол. А как оценить время, затраченное на создание куклы, поиски нужной ткани или подходящего аксессуара?  При изготовлении куклы приходится быть и модельером, и сапожником, и парикмахером, и визажистом. Поэтому и стоимость кукол высока. Но, к счастью, многие понимают это и по достоинству оценивают труд мастеров.

— Ваши куклы необыкновенно динамичны. Складывается такое впечатление, что они вот­-вот оживут. К тому же, их черты лица не просто застывшие гримасы, а будто что­-то говорят, чувствуют… Как вам удается этого достичь?

— Спасибо, мне приятно это слышать. Значит, мои куклы действительно могут передать мои чувства, переживания, мечты и надежды. Ведь в каждую из них я вкладываю частичку своей души. Каждая имеет свой образ, характер, историю. И они, как эхо, отображают мой внутренний мир. Поэтому я свою выставку и назвала «Відлуння».

— Вера, у ваших кукол есть имена, как их подбираете?

— Каждая кукла обязательно имеет имя или название композиции. Посмотришь на куклу, и кажется, что вот именно это имя ей подойдет. Или, например, у меня есть куклы «Бирюзовый бриз» или «Янтарный прибой» — здесь в отделке одежды были использованы соответствующие натуральные камни, подобрана цветовая гамма. Хотелось передать легкость и прохладу свежего летнего ветерка или теплый прибалтийский вечер на берегу моря.

— А ведь помимо кукол у вас еще немало других интересных работ.  Расскажите о них.

— С самого детства я люблю вязать. И много всего мною было связано. Но если раньше это были вещи нужные и полезные, для семьи, для детей, то сейчас к ним добавились  игрушки и одежда для кукол и разное другое. Желание попробовать что-­то новое привело меня к созданию брошей. Сравнительно недавно появился еще один материал для творчества – фоамиран (мягкий материал, похожий на замшу, но, по сути, являющийся вспененной резиной, — авт.).  Он позволяет изготавливать различные цветы и создавать самые разнообразные композиции, броши. С удовольствием по-­новому открыла для себя папье­-маше. Такой, казалось бы, простой, знакомый нам с детства, но на самом деле  удивительный материал для создания статуэток, фигурок зверей и даже кукол.

— Мишки Тедди — что это за техника, в чем ее особенность?

— Мишки Тедди — мягкие, милые, удивительные игрушки, которые не оставляют равнодушным никого. О них можно говорить много. Процесс создания этих изделий достаточно трудоёмкий и требует знания особой технологии изготовления. Мишки сшиты из специальных материалов. Детали выкройки сшиваются вручную очень крепкими нитками особым швом. Тедди­-мишка должен иметь не менее пяти подвижных шплинтовых креплений, это значит, что голова и лапы должны поворачиваться на 360 градусов, благодаря чему мишка может принимать различные позы.

%d0%ba%d1%83%d0%ba%d0%bb%d1%8b-3— Меня поразила ваша кукла Джемма. Там столько деталей: шляпка с цветком, перчатки, ботиночки, жилетка, а платье… Как она создавалась?

— Кукла Джемма выполнена в технике будуарных кукол. Ручки, ножки и головка вылеплены из запекаемого пластика, а тельце текстильное. Это делает куклу подвижной, позволяет посадить ее в разных позах, играть с ней. Как правило, одежда на таких куклах не снимается. Здесь вместе с тканями я использовала натуральную кожу и фоамиран. А вот цветок на талии снимается, его можно носить самостоятельно, как брошь. Ботиночки и перчатки — это имитация кожи. Я стараюсь, чтобы мои девочки были красиво и нарядно одеты. Но здесь важно иметь чувство меры и вовремя остановиться.

— Вера, расскажите, как у вас на все хватает времени, сил и желания? 

— А ведь в вашем вопросе уже есть ответ – желание. Когда есть желание, находятся и время, и силы, и возможность. И свои куклы я делаю только тогда, когда есть желание, хорошее настроение, вдохновение.

— И напоследок дайте несколько практических советов от Веры Бочарь начинающим мастерицам. 

— Сейчас много возможностей для тех, кто хочет научиться создавать авторские куклы. Это ­ и информация в интернете, и живые мастер-­классы, и литература. Если есть желание, не сдерживайте себя! Творите! Ну, или хотя бы попробуйте! Это так увлекательно. У вас все получится. Желаю вам успеха!

 

С мастерицей беседовала Яна ПЕТРОВА,

фото из личного архива рукодельницы

Справка

Персональная выставка Веры Бочарь «Відлуння» проходит в библиотеке

им. Горького, 6 этаж,  с 29 ноября по 24 декабря. Вход свободный.

Пн-чт – 9.00-19.00, пт-сб – 9.00-17.00.