Бывают ли войны справедливыми? — НИКОЛАЕВА

1401
0

События в Авдеевке стали, как гром среди ясного неба. Конечно, небо над Украиной давно перестало быть ясным, но ситуация на востоке страны за последний год более или менее стабилизировалась. Мы знаем о ежедневных обстрелах, но гибель людей почти прекратилась, и война стала напоминать «странную». Историки знают, что «странной» войной называлось противостояние в условиях начинающейся Второй мировой войны англо­французских войск с одной стороны и немецких – с другой без реальных боевых действий, если таковыми не считать отдельные выстрелы

Тогда наши будущие союзники надеялись на дипломатическое разрешение конфликта. Та далекая «странная» война перешла в мировой пожар на целых пять лет. Бойцы на востоке Украины тоже надеялись на силу дипломатии, но в Авдеевке вспыхнул пожар. Боевики начали массированный обстрел, который преследовал целью не только прямое уничтожение украинских военных и гражданского населения, но и разрушение важных коммуникаций, что привело к гуманитарной катастрофе – люди остались в 20-­градусный мороз без света, воды и тепла. Эта безумная тактика свидетельствует не только о жестокости этой войны, но и о переходе ее в новую стадию, основанную на демонстративном отказе от принятых норм ведения современных войн.

Как это ни парадоксально звучит, но в современных международных документах существует понятие справедливой войны. Впервые это понятие появилось в христианской доктрине Средних веков, в которой разъяснялась суть далеко не мирных крестовых походов католической церкви. Тогда люди узнали, что справедлива та война, которая угодна Богу. Естественно, крестовые походы в защиту христианской веры и христианских святынь на Ближнем Востоке были угодны Богу и не вызывали у людей никаких сомнений. В Новое и Новейшее время концепция справедливой войны изменилась. Справедливыми стали считать освободительные и оборонительные войны, а в условиях противостояния двух систем – войны за определенные идеологические ценности, демократические или коммунистические. Оценка справедливости войн стала зависеть от того, под какими идеологическими лозунгами выступали воюющие стороны и кто оценивал эти лозунги и цели. Затем стало понятно, что какими бы лозунгами не прикрывались стороны, они одинаково жестоки и беспощадны в войне. После Второй мировой войны в ООН была принята новая концепция справедливой войны, основанная на требовании гуманизма с обеих сторон. Воюющим сторонам предписывалась обязанность гуманного отношения к раненым и пленным, запрет на использование некоторых видов оружия, например, разрывных пуль, запрет на уничтожение гражданского населения и недопущение абсолютного уничтожения противника. Увы, но воюющие стороны не соблюдают эти требования практически никогда. Более того, научились разрабатывать изощренные в своей жестокости тактики, от которых страдают в первую очередь мирные люди.

Превращение Авдеевки в ад заставило искать причины этому. Говорилось о готовящейся встрече в Минском и Нормандском форматах, которую боевики решили таким образом сорвать. Говорилось о заметном продвижении Украинской армии, которая постепенно расширяла зоны своего влияния и раздражала тем самым боевиков. Говорили об активизации российской военщины в условиях поправения международной обстановки и усиления требований снять санкции с РФ. Но никто не связал наступление боевиков с блокадой, организованной бойцами добровольческих отрядов и некоторыми политиками. Не стало ли наступление боевиков ответом на эту блокаду, признанную незаконной даже в Украине? Разумеется, проблема взаимоотношений с оккупированными территориями очень сложная.  Она связана и с обоюдной контрабандой, и с моральной стороной вопроса, когда легализация торговых отношений с оккупированными территориями по сути оборачивается признанием боевиков и недопустимой их поддержкой. Но абсолютно недопустимы некоторые патриотические заявления, которые делают наши радикальные организаторы блокады. Они готовы мерзнуть и терпеть любые лишения ради Украины, вот только ни один из них не замерз и не испытал того ужаса, который испытали жители Авдеевки, особенно дети и старики. Так не оборачивается ли патриотизм жестокостью по отношению к своим людям? Неприятным дополнением к этим фактам являются отчеты миссий ОБСЕ, которые регулярно появляются на их сайте и в которых указывается на нарушение Минских соглашений обеими сторонами. Эти миссии, к счастью или несчастью, остаются нейтральными или даже равнодушными к обеим сторонам конфликта и лишь фиксируют обоюдные нарушения принципов «справедливой» войны.

Нужно отдать должное украинскому политическому руководству и его реакции на события в Авдеевке. Президент прервал официальный визит в  Германию, вернулся в страну и срочно созвал совещание силовиков. Наши дипломаты добились экстренного заседания Совбеза, на котором одержали  косвенную победу, когда новый представитель США в ООН заявила о поддержке Украины и осуждении России. Премьер посетил Авдеевку и тоже призвал мир консолидироваться вокруг Украины. Все это замечательно, но нельзя закрывать глаза на усталость мира от нашей затягивающейся проблемы, а главное – от поведения всех сторон, нацеленных на победу с нулевой суммой, т.е. победителю достается все! Так в жизни не бывает! Кстати, прав американский писатель Э. Эсар, который сказал, что вечный мир воцарится тогда, когда победителям придется оплачивать все расходы. И если уж не вечный мир, то новое и самое верное понимание справедливой войны.

Татьяна НИКОЛАЕВА