Обычная жизнь необычных детей в запорожской школе-интернате «Джерело»

2337
0

На сегодняшний день в учреждениях здравоохранения Запорожской области под диспансерным наблюдением находятся 466 детей с нарушением слуха и 168 детей с синдромом Дауна. Пообщаться поближе с маленькими жителями Запорожья и области, увидеть, как проходит их обучение, мы решили, посетив специальную общеобразовательную школу-интернат «Джерело» Запорожского областного совета, в которой обучают и оказывают реабилитацию детям с нарушением слуха, а также детям с синдромом Дауна.

В 1903 году в Александровске открыли училище для глухонемых детей, организатором строительства и первым директором которого был городской голова Феликс Францевич Мовчановский. За свою более чем 100-­летнюю историю школа­интернат стала одним из лучших государственных учебных заведений в Украине по воспитанию и обучению глухих детей. В 2005 году школу реорганизовали в учебно-­реабилитационный центр «Джерело», в 2013 переименовали в Запорожскую специальную школу­интернат «Джерело». Сегодня здесь воспитываются и обучаются 339 детей.
Для того чтобы раскрыть таланты и способности всех своих подопечных, в школе внедряют индивидуальные программы. Благодаря дифференцированному подходу ученики с разным уровнем развития и обучаемости полноценно реализовывают свой потенциал.
Как отмечает директор интерната Александр Нишенко, когда у ребенка проблемы со слухом, очень важно начать реабилитацию в раннем возрасте и не затягивать с этим. Должна быть обоюдная кропотливая ежедневная и ежечасная работа. Большинство родителей отдают своего ребенка в школу и при этом снимают с себя ответственность за реабилитацию, перекладывая ее на учителей. Такой подход неверный и не принесет должного результата.
Дети с нарушением слуха во взрослой жизни реализуют себя в различных сферах. Очень часто способные и настойчивые выпускники с нарушением слуха обучаются зубопротезному делу и становятся протезистами. Многие из них одарены талантом рисования. Кроме того, люди с нарушением слуха во время работы не откликаются на посторонние звуки и, соответственно, более плодотворно используют рабочее время.
Лишь совместная работа родителей и учителей дает результаты
Зайдя в класс на урок к ученикам, сразу и не замечаешь их особенности. Дети встают, чтобы поздороваться со старшими, потом с разрешения учителя вновь садятся на свои места. Пока учитель увлечен разговором, школьники немного балуются, пока, как им кажется, этого никто не замечает. При общении с детьми замечаешь, что они пристально всматриваются в движение твоих губ и считывают все, что ты им хочешь сказать. Между собой ребята общаются жестами, дактилем, сопровождая их устной речью. Все дети, с которыми мы пообщались, очень открытые и жизнерадостные. Уходя из класса, один из учеников на прощание даже подарил корреспонденту воздушный поцелуй.
— В младшем звене у нас обучаются дети от 6 до 10­-11 лет. Форма обучения для таких ребят индивидуальная и фронтальная (когда ребенок находится на уроках вместе с классом). В школе мы формируем подгруппы, учитывая умственные способности и остатки слуха у учащихся. Каждый учитель компонует группы таким образом, чтобы детям было максимально комфортно работать. Мы работаем по специальным программам. В начальном звене готовим детей к тому, чтобы они могли уже в средних и старших классах продолжить обучение по программе массовой школы. Дети изучают украинский язык, математику, природоведение, основы здоровья, а также посещают уроки информатики, физкультуры и ритмики и даже изучают английский язык. Самая главная наша задача – обучить детей речи. Остатки слуха у каждого разные, и от этого зависит интенсивность обучения. Много учебного времени учитель уделяет именно чтению с губ. Развиваем память и логическое мышление, — рассказала учитель­-дефектолог 4­а класса Нина Парнюк. — Социализация учащихся — важная задача для наших педагогов, чтобы в будущем наши ученики могли свободно адаптироваться в современном обществе. Дети очень комфортно себя чувствуют в социуме слышащих. Мы в игровой форме рассматриваем различные жизненные ситуации, например, поход к врачу, диалог с продавцом и т.д. Также у нас есть много кружков, где дети раскрывают свои таланты, которые в будущем пригодятся им в жизни. Благодаря этим занятиям воспитывается чувство прекрасного. К примеру, у меня в классе пятеро учеников очень хорошо рисуют. Я как учитель стараюсь как можно больше развить у них эти способности, — делится Нина Николаевна.
Также учитель­дефектолог сделала акцент на том, что в первую очередь детей воспитывает семья, поэтому родители должны уделять своему ребенку как можно больше внимания. Обучением должны заниматься не только учителя, но и родители, лишь плодотворное сотрудничество даст отличные результаты.
— Если родителям необходимы консультации, у нас в интернате есть социальный педагог и психолог, которые проведут разъяснительные беседы и дадут советы по воспитанию, — отметила Нина Парнюк.
… Во время занятий в классе, где обучаются дети с синдромом Дауна, были тишина и спокойствие. Ученики все вместе сидели на полу на специальных ковриках, строили дома из «Набора архитектора» и даже не обратили внимание, что к ним зашли гости. И во время нашего общения с преподавателем никто из детей так и не отвлекся от своего дела, сконцентрировав все внимание на задании. Учительница показала нам поделки малышей. Глядя на них, трудно поверить, что всю эту красоту сделали необычные, «солнечные» ребята. Работы очень аккуратные и яркие, чувствуется, что сделаны они с фантазией и любовью.
— У нас есть три класса, в которых обучаются дети с синдромом Дауна. Уроки проходят, как и у всех учеников школы­интерната, но по специальным программам. Основной упор делается на математику (обучение по методике Нумикон), грамоту (таблица и кубики Зайцева), а также большое внимание уделяем ручному труду, дети делают различные поделки и аппликации, развиваем мелкую моторику и т.д. Основная цель занятий – коррекция развития и социализация. За пределами класса мы не ограждаем их от остальных школьников. «Солнечные» дети очень долго запоминают учебный материал, поэтому на изучение одной темы отводится 5­6 уроков. Также очень тяжело им дается письмо, устно они быстрее и проще осваивают знания, хотя и речь у многих из них недостаточно развита. Таким детям больше понятны конкретные понятия, а не абстрактные, — рассказала учитель­дефектолог начальных классов Ирина Рылушко.
Для самых маленьких детей с проблемами слуха в интернате функционируют дошкольные группы, которые посещают 25 малышей.
— У нас три группы детского сада, в которых обучаются дети от двух до шести лет, — рассказывает воспитатель Ольга Коваленко. — Потом они переходят в подготовительный класс. Обучают их здесь дактильной азбуке, развивают слуховое восприятие, учат слышать и говорить. Все проходит, как в обычном детском саду – проводим развивающие занятия, но все они при этом подкреплены жестовой речью и дактилем. К каждому ребенку мы стараемся найти индивидуальный подход. С самого первого дня работа с каждым из малышей, которые имеют проблемы со слухом, направлена на усвоение определенного словарного запаса, соответствующего их возрасту. Обязательно на занятиях мы развиваем реакцию слуха на звук, речь. Наши дети очень талантливы – всегда с удовольствием участвуют в концертах, утренниках, учат стихи и песни. Учителя и воспитатели в нашей школе­интернате всегда с большой любовью пробуждают у воспитанников желание общаться со слышащими, обычными людьми, не замыкаться в их беззвучном мире.
… Прозвенел звонок на перемену. Коридоры заполнили высыпавшие из классов ученики. Все они такие разные в своем восприятии мира, в отношении к нему и друг другу, но во время перемены, как все школьники, они бегают по коридору, играют в различные игры, дразнятся и смеются. Ведь дети всегда остаются детьми — веселыми, любознательными, открытыми навстречу целому миру. И в такой момент понимаешь, сколько любви есть в огромных горячих сердцах всех сотрудников школы­интерната «Джерело», чтобы ее ежедневно чувствовал каждый «необычный» ребенок!
Анастасия Кандыбей