Запорожским родителям раскрыли подробности школьной реформы

1452
0

Если кто забыл, завтра — 1 сентябряДень знаний и Первых звонков, день советской  «школьной» музыки, гремящей во всех микрорайонах, где еще сохранились  собственно школы, и день обмена самыми актуальными новостями закадычных друзей, которые не виделись с начала лета

А потом наступят суровые школьные будни. Особенно суровы они для первоклашек, для которых все ново, все необычно, но теперь  особо­то  и не покапризничаешь — уже «кончилось твое детство» и «ты уже большой»…

«408 208 первоклассников начнут учиться в школах в новом 2017/2018 учебном году с 1 сентября. Об этом министр образования и науки Лилия Гриневич сообщила в ходе селекторного совещания по подготовке учебных заведений к 2017/2018 учебному году.

По словам министра, наибольшее количество первоклассников ­ в Днепропетровской области (34 767 детей). В то же время наибольший набор «первоклашек» в сельской местности ожидается во Львовской и Закарпатской областях. При этом в 2016 году пошли в 1 класс 393,7 тыс. школьников»  («Українські новини», 16.08.2017 г.).

Мы поинтересовались вопросом в департаменте образования  и науки Запорожской ОГА  и выяснили, что в области в первый раз за парты сядут примерно 17 тысяч  маленьких запорожцев (сравните с показателем наших более северных соседей). Что же касается Запорожья, то в соответствующем департаменте  нам назвали цифру  семь тысяч первоклашек.

На сайте ОГА  отмечают, что наблюдается заметный рост — на целую тысячу — самых маленьких школьников.  Впрочем, как следует из той же информации, даже общий рост контингента учеников (в целом по области) на 1100 человек не спас в этом году от закрытия  три дневные и одну вечернюю школы. Деятельность еще трех школ приостановлена, а 13  заведений (языком оригинала) «вилучено з переліку закладів самостійно діючих юридичних осіб (філії опорних закладів)».

Собственно реформирование  школьного образования  только «оптимизацией», т.е. закрытием не заканчивается. Профильное Министерство (МОН)  экспериментирует, пытаясь вернуть в школы желание детей учиться.  Начиная с прошлого года, в младшие классы пришла «разгрузка программы». В чем ее суть, почитайте в подготовленном нами для печати материале наших коллег из «ВВС Украина». А заодно сравните, как продвинулась в сторону реформ  школа, в которой учится именно ваш ребенок. Ибо  в областном департаменте новшествам и  их активному внедрению  не нарадуются, а городские педагоги говорят о них с более сдержанным оптимизмом.

Напомним, что в четырех школах области — в 91­й города Запорожья, в Кушугуме, Бердянске и Днепрорудном ­ идет еще более глубокий эксперимент. Ведь с 2018 г.,    если депутаты не подкачают с законом,  в Украине вводится 12­летка. Так вот в упомянутых школах уже сегодня обкатываются все проблемные вопросы  этого непростого процесса.

И те шишки, которые там набьют,  позволят остальным педагогам области  с меньшими потерями вступить в 1 сентября  уже следующего 2018 года.

Ну а пока обещанный материал с «ВВС Украина» о том, что есть (должно быть) в школах уже сегодня.

Младшим школьникам хотят облегчить жизнь

«Отсутствие элементов во множественном числе передаётся с помощью числа ноль. Число ноль обозначается цифрой 0», ­ министр образования Лилия Гриневич зачитывает в эфире «1 + 1» цитату из учебника математики для первого класса.

Гриневич и ее коллеги­чиновники считают школьную программу для детей младшего школьного возраста громоздкой, сложной и перегруженной корявыми формулировками, понять которые способен далеко не каждый ребенок.

Многое из того, что дети учат в начальных классах, им просто не нужно. Однако действительно полезная информация не рассматривается, убеждена министр.

Она говорит о «драматической потере интереса детей к учебе».

«Налицо ситуация, когда ребенок в 3­м классе не хочет идти в школу, выпадает из процесса, ему тяжело, он не понимает», ­ рассказывает министр.

Пока правительство готовит реформу школьного образования, которая должна стартовать в 2018 году, в МОН решили, что «дети не могут ждать». Там предлагают устранить некоторые проблемы в начальной школе уже в этом году.

В течение нескольких последних месяцев чиновники от образования совместно с учителями, экспертами и родителями обсуждали изменения в программе начальной школы. Дискуссия велась на специальном сайте. Предложения утвердила комиссия МОН, и с сентября 2016 года ученики первых четырех классов получили возможность учиться по новой, упрощенной программе.

Долой таблицу умножения!

Одно из наиболее серьезных изменений предполагает отмену обязательного количества часов, выделенных на изучение определенной темы.

Учитель сможет сам решать, сколько времени посвятить делению, а сколько ­ сложению.

Детям также должны задавать меньше заданий на дом. А еще ­ разрешить писать карандашами, а не авторучками, чтобы можно было легко стереть ошибки. Постоянные зачеркивания и исправления авторучкой воспитывают у детей страх перед ошибками и плохо влияют на учёбу, считают в министерстве.

Вот лишь несколько примеров из длинного списка изменений в различные программы, которые предложены специалистами МОН.

На уроках чтения могут отказаться от оценивания школьников по количеству прочитанных в минуту слов, сделав обучение менее стрессовым для учащихся.

Претерпит изменения  и список детской литературы для младших школьников. Им предложат произведения Марьяны Савки, Леси Ворониной, Екатерины Штанко, Андрея Куркова, Джереми Стронга и др. Воронина и Штанко, к слову, лауреаты «Книги года ВВС».

На уроках украинского языка первоклассникам не нужно будет рисовать схемы предложений или составлять предложения по заданной схеме. Зато их должны научить правильно понимать смысл предложений и создавать из них единую смысловую группу.

Третьеклассников решили не загружать определениями второстепенных членов предложения. Зато их познакомят с новым жанром ­ эссе. Над ними дети будут работать пока устно, под руководством учителя.

Учителей английского попросят больше внимания уделять устной речи, а не письму и чтению. Обучение иностранному языку должно предполагать использование песен, стихов и видеоматериалов. Английские простые времена будут рассматривать только в четвертом классе. А такая премудрость как Present Perfect (настоящее время совершенного вида) не затронет учащихся 1­4­х классов совсем.

По­другому также будут изучать математику. Учащихся первых двух классов могут освободить от заучивания наизусть таблиц сложения и умножения.

Ожидается, что новые подходы будут использованы на уроках физкультуры, хотя формулировки остаются прежними: «Кардинальные изменения позволяют построить программу по физической культуре по принципу совершенствования физических качеств учащихся».

Если все же разобраться в дебрях похожих цитат официальных текстов, то можно понять, что школьникам предложат больше подвижных игр, таких как бадминтон или фризби. А от милитаристских команд наподобие «Класс, смирно!» и «По местам!» рекомендуют отказаться. Могут также отказаться от бега на лыжах и плавания.

Изменения коснутся всех предметов, в том числе естествознания, изобразительного искусства, информатики, музыки и трудового обучения.

«Дети 6­9 лет должны рисовать, изобретать и двигаться, а не заучивать теорию по указанному предмету», ­ резюмирует заместитель министра образования Павел Хозбей.

Мнения разделились

«Четыре года играть в игры? А когда же тогда учиться? Мы с коллегами были шокированы. Нам показалось, что уровень образования ухудшится. Это ­ первое впечатление, а как будет на самом деле, не знаю», ­ Людмила, учительница начальных классов,   делится своим впечатлением от грядущих изменений, о которых услышала на педсовете.

Педагог, которая из опасений потерять работу просила не называть ее полного имени, соглашается, что нынешняя программа «колоссально перегружена». Но,  по ее мнению, чрезмерное упрощение учебных планов грозит тем, что дети будут получать слишком узкие знания.

«Мы привыкли к нашей системе, по которой я более 20 лет учу детей. А в этой программе упрощается все. Насколько мы поняли, научить детей читать и считать станет главной задачей», ­ говорит она.

Коллега Людмилы ­ Ольга, наоборот, была бы рада такому упрощению.

«Я ­ только «за». Программа перегружена совершенно ненужными вещами. Я обеими руками ­ за упрощение», ­ говорит учительница, которая учит маленьких детей уже 35 лет. Но, похоже, она не слишком верит в то, что изменения будут действенными.

«Поверьте мне, в каждой новой презентуемой программе первым пунктом стоит разгрузка. Но за время моей работы еще ни разу не было никакой разгрузки», ­ говорит опытный педагог.

«Большая реформа»

Но одних лишь изменений в программах недостаточно. Нужно также продумать и то, как их реализовать, поскольку требования МОН часто игнорируются именно в начальной школе, пишет на сайте EdEra пользователь под ником Юлия.

«Многие учителя старшего поколения до сих пор не могут отойти от советских принципов оценивания и домашних заданий в первом классе», ­ жалуется она.

В Минобразования уверяют, что знают об этой проблеме. Даже если в классе не очень много детей, это еще не значит, что учитель готов работать с ними, используя интерактивные и интересные детям методики, говорит Гриневич.

«И это для нас сегодня вызов, как украинского учителя научить работать по таким методикам», ­ добавляет министр.

Уже упомянутая учительница Людмила заверяет, что готова обучать детей по новой программе хотя бы потому, что у нее просто не будет другого выбора.

«Я работаю на государство. Мне государство доверяет детей, утверждает рабочие тетради и программы. Как учитель я не имею права сделать шаг влево или вправо. Есть программа ­ я ее выполняю», ­ говорит она. И объясняет, что опасается потерять работу, если слишком свободно будет трактовать требования новой программы.

В министерстве уверяют, что разгрузка программ для младших школьников ­ лишь один из первых шагов образовательной реформы.

В странах с успешным опытом реформирования системы среднего образования ­ Канаде, Финляндии или Польше ­ такие изменения заняли не менее 10 лет, напоминают в МОН. И обещают впереди «большую реформу», которая предусматривает 12­летнее образование, пересмотр программ для всех классов и отдельные школы для младших и старших школьников.

Светлана Третьяк