Великая держава – не та, которая начинает войны, а та, которая умеет их предотвращать

1203
0

В 90-­е годы прошлого века мир наконец­-то вздохнул с некоторым облегчением, когда ядерная угроза значительно ослабла, хотя и не исчезла совсем. Послевоенное поколение людей жило в условиях гонки вооружений, которую задали миру две сверхдержавы, и ведущее место в этой гонке занимало ядерное оружие с колоссальной силой поражения. Нужно отдать должное обеим сверхдержавам, они вели себя ответственно, сдерживали друг друга, не допуская применения этого страшного оружия. Впрочем, мир помнит один случай его применения, когда США сбросили смертоносные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, ответив таким образом за разгром Перл­Харбор – военно-­морской базы США, атакованной Японией в годы Второй мировой войны. В результате этой атаки был выведен из строя практически весь Тихоокеанский флот США. Больше подобных безответственных шагов ядерные державы себе не позволяли и подтверждали своим поведением слова М. Тэтчер – известного британского политика о том, что ядерное оружие должно существовать в том количестве, которое сдерживает безответственных политиков, и в руках тех государств и политиков, которые могут называться ответственными
Две сверхдержавы оказались безответственными в другом отношении. Они негласно, делая вид, что ничего не замечают, позволили другим державам создать собственное ядерное оружие, хотя в 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Этот договор гласит: в мире существуют пять законных ядерных держав (СССР, США, Британия, Франция и Китай), которые взяли на себя ответственность не применять ядерное оружие первыми. Все прочие, если они попытаются создать ядерное оружие, являются нарушителями договора и признаются нелегитимными ядерными державами. США сквозь пальцы смотрели, как создает ядерное оружие Израиль, т.к. США и Израиль стали прочными стратегическими партнерами. СССР сквозь пальцы смотрел, как создает ядерное оружие Индия, которая стала стратегическим партнером СССР. ДНЯО практически не действовал, и постепенно на этот путь встали страны со сложным политическим режимом, противопоставившие себя остальному миру и даже сверхдержавам. «Даже» потому, что не захотели попадать в сферу влияния ни США, ни СССР и не захотели быть сдерживаемыми этими сверхдержавами. Такими странами стали Иран и Северная Корея, из­за которой мир сегодня стоит на грани катастрофы.
Северная Корея выбрала путь добровольной изоляции и опоры на собственные силы. Разумеется, от экономических отношений с другими странами полностью не отказалась, но политической дружбы не водит ни с кем. В определенной мере стратегическим партнером Северной Кореи можно назвать Китай. С Советским Союзом и ныне с Россией КНДР ведет себя осторожно и отстраненно, но в необходимых случаях может опираться на российскую поддержку. А вот Россия, оказавшись сегодня в серьезной изоляции, по крайней мере, от западного мира, стремится сблизиться с КНДР и КНР. Опора на собственные силы привела к полному обнищанию населения КНДР. Но все силы и деньги были брошены на ядерную программу. Это известный ход всех тоталитарных держав – отвлечь внимание людей от нищеты, взбудоражить их патриотизм и создать видимость единства народа и власти. А для западного мира Северная Корея выработала следующую хитрую стратегию ­ шантажировать и пугать Запад и своих ближайших соседей испытанием ядерной ракеты и откладывать испытание взамен на солидную материальную помощь. Эта стратегия срабатывала не один раз.
С приходом ко власти Д. Трампа стратегия перестала действовать. США заняли твердую позицию больше не заигрывать с КНДР. Изменилось и отношение Китая к своему стратегическому партнеру, в котором Китай стал усматривать серьезную опасность. Более всех обеспокоены Япония и Южная Корея, т.к. КНДР не скрывает, что ее ядерная программа направлена именно против Японии и Южной Кореи, от которых КНДР требует разорвать договоры с США и покончить с присутствием США на Дальнем Востоке.
Однако сегодня поведение сверхдержав становится тоже опасным, в ряде случаев похожим на поведение самой КНДР. С трибуны ООН Д. Трамп пригрозил стереть с лица Земли главного «изгоя» мира – Северную Корею, если она не прекратит ядерные испытания. Испытания не были прекращены, т.к. логика всех тоталитарных держав одинакова – мы бедные, но гордые, и мы горды тем, что нас боятся все соседи и даже США.
Нельзя умиротворять агрессора, но нельзя и распалять его. Д. Трамп в очередной раз продемонстрировал, что он – внесистемный политик, но в ядерной сфере нельзя быть внесистемным. Здесь необходимо соблюдать осторожность. Китай и Россия сегодня вроде бы союзники, которые разыгрывают антиамериканскую карту, используя северо­корейский конфликт. Китай давно уже ведет себя неагрессивно на мировой арене, но не скрывает недовольства присутствием США в регионе, в котором Китай стремительно наращивает свое влияние. Американо­китайское соперничество тоже нарастает. Для России любой антиамериканский ход является выгодным, а безответственность России по отношению к международному праву и тяга к грубой аннексии чужой территории становятся главными методами ее внешней политики. Правда, проводя подобную политику, Россия стремительно теряет своих союзников, но это не уменьшает ее агрессию. Столкновение США и России, которые отошли от культуры биполярного мира, становится особенно опасным, т.к. все вместе США, Россия и КНДР бряцают ядерным оружием. Заложником стал весь мир.

Татьяна НИКОЛАЕВА