Сказка ложь, да в ней намек: как сказки помогают строить счастье в реальной жизни

1302
0

Все мы любим волшебные истории, которые вдохновляют нас и делают счастливее. Не важно, 20 Вам или 12 – желание привнести в свою жизнь нечто необычное и сказочное естественно для любого возраста. В сказке мы растём и развиваемся, в сказке исполняются все наши желания, хорошая, вовремя рассказанная и придуманная, сказка может не только корректировать и выстраивать личность, но также помогать справляться с трудностями и даже спасти в беде.

В преддверии Нового года о том, как сказки помогают детям и взрослым мы поговорили с опытным сказкотерапевтом, автором ряда публикаций и техник по сказкотерапии, гештальт-терапевтом, бизнес-тренером, этнотерапевтом, создателем Днепровского плейбек-театра «Соседи» и уличного театра «Эй», основателем движения Этнодрайв и фестиваля «Сяйво» Романом Кандибуром.

— Многие взрослые, пожалуй, будут скептически настроены, узнав о том, что им также полезно слушать, проговаривать и даже придумывать сказки для себя. Роман, расскажи о том, как и чем помогает сказка? А также о самом понятии «сказкотерапия».

— Сказкотерапия помогает развивать личные качества и преодолевать жизненные трудности, привнося сказочное в реальность. Сейчас «сказкотерапия» может звучать, как некое брендовое слово, здесь нет единой стратегии работы с людьми. Когда я заканчивал своё обучение, как практический психолог, мне захотелось изучить что-то новое – найти новые возможности. Тогда меня очень заинтересовала сказкотерапия. По большому счёту, — это психотерапия на основе сказок. Долгое время мы давали это направление, как гештальт через сказку, потом методики работы расширились. Для меня очень важно создавать что-то своё.

— Как это работает практически?

— Практически – это создание своей сказки для каждого отдельного человека, куда встраивается та проблема, которая сейчас на повестке у человека. Это работа челнока – перенесение человека из реального мира в сказочный, где всё возможно и всё преодолимо, где можно справиться с любой проблемой. В реальном мире у нас есть физические ограничения и правила – есть закон гравитации, несвобода. Но в сказочном пространстве возможно всё, потому мы переносимся туда и представляем, как можно справиться с проблемой или решить заданную задачу. После этого мы делаем скачок обратно – в реальную жизнь и находим ниточки, за которые можно потянуть и выстроить свою правильную реальность, находим пути решения ситуации. Если «сказка ложь – да в ней намёк», то определённо она важна для практической жизни.

— Что делает сам человек – клиент, который обратился к сказкотерапевту, а что мастер?

— Человек сам пишет свою сказку и сам её проживает, а терапевт ведёт его в затруднительных ситуациях, помогает раскрыть сюжет и сделать скачок «туда и обратно».

— С какой проблемой, например, может прийти человек к сказкотерапевту?

— С какой угодно. Например, «вот уже который год не могу найти жену, что делать?». Сказка может рождаться из классических сюжетов: в данном случае, жил-был добрый молодец, который искал волшебный цветок. Ему попадались разные цветы, но Тот самый цветок он никак не мог отыскать и вот однажды..! А дальше человек сам развивает сюжет: «что однажды?». Таким образом, он даже программирует свою жизнь, экстраполируя позитивную развязку на свою жизнь. Нужно учитывать, что сказка тебя ведёт, она сама разворачивает перед тобой тропинку. Ничего невозможно просчитать заранее – всё приходит спонтанно и каждый, придумывая сюжет для себя, вкладывает себя реального в этот сюжет.

Есть какие-то правила в сказке?

— Если даже они и есть, то они совершенно точно отличные от нашего обыденного сознания.

А если у человека нет способностей, чтобы придумать историю? Написать сказку?

— Такого не может быть никогда. Это совершенно точно говорю. Нет человека, не способного написать сказку. Он может быть не заинтересован в её написании – это другое дело. Были даже проведены международные исследования по этому поводу, и было доказано, что абсолютно все люди, достигшие трёхлетнего возраста (если нет психических отклонений), умеют сочинять и воспринимать сказки. То есть сказка – это кросскультурное явление. То есть, мы все можем это делать. Если взрослый говорит, что он не может сочинить историю, то он просто забыл или ленится. Можно начинать всего лишь с любого придуманного персонажа, который тебя поведёт дальше.

— Многие считают, что сказкотерапия – это что-то для детей. Так ли это?

—  Вовсе нет, я, например, убеждён, что именно сказкотерапия – это не для детей, потому что детям и так хорошо. Я обычно говорю, что, если возникают проблемы у ребёнка, то нужно лечить родителей, потому как ребёнок напрямую зеркалит семейную систему. Конечно, можно заниматься и с детьми сказкотерапией, тогда определённо сказкотерапия всем возрастам покорна.

— С чего начинается работа сказкотеарпевта?

— Работой с человеком и его проблемой. Самая первая встреча может пойти полностью на раскрытие и формулировку проблемы. И вот когда мы точно знаем, с чем и для чего нам работать, мы начинаем придумывать личную историю, где возможно всё и переносить туда героя.

Какие возникают проблемы чаще всего?    

Самая главная проблема, с которой сталкивается человек, возникает на этапе перенесения себя (своего героя) в реальную жизнь для решения реальной ситуации. И здесь часто возникает сопротивление. Это не то, что человек не может преодолеть, а обычное в такой ситуации сопротивление изменениям. И это тоже нормально, потому что помимо желания сделать свою жизнь лучше, у нас есть ещё одна такая штука, которая называется инстинкт самосохранения. Этот механизм обычно говорит: «ты ходишь, ты дышишь, ты ешь, ты спишь – не надо ничего менять, у тебя всё хорошо». Сознание начинает сопротивляться изменениям, приходит отрицание неизвестного.

Если человек не может преодолеть сопротивление изменениям, то можно сказать, что сказкотерапия не помогла?

— На этом этапе, да. Если человеку проще, — вынырнув из сказки и поняв, что в его жизни не так и как всё исправить, — вернуться всё же в исходное положение, и ничего не делать, то мы можем говорить о том, что сказка ему не помогла.

Что же тогда делать?

— Если человек всё же хочет работать дальше, то нужно дать ему больше опоры, ресурсов и базы, чтобы он, таки, смог преодолеть свой страх перемен. Бывает так, что терапевт не справился. Вылечить всех невозможно. Есть такая классическая ситуация, когда клиент приходит к терапевту с тарелкой супа, терапевт может плюнуть в неё и предложить человеку съесть. Вопрос в том, справишься ли ты с этой ситуацией.

Какие привязки могут держать человека, не давая возможности изменить себя и свою жизнь к лучшему?

— Ой, да какие угодно. Их масса, и у каждого свои. Держать может и рутинно-бытовое, мелкие паттерны, к которым все мы привыкли. Например, если жена понимает, что создавать чувство вины у мужа – это очень ценно для неё, то она не захочет с этим прощаться, потому что этим можно манипулировать. И наоборот. Что угодно. Со всем этим трудно расстаться, потому что это отработанный годами механизм. Создать что-то новое – более конструктивное очень сложно, к этому готов не каждый.

Приближается самый сказочный праздник в году – праздник детства и волшебства. По-твоему, новогодняя ночь на самом деле имеет какое-то значение, как посыл на весь следующий год или нет?

— У меня довольно сложные отношения с Новым годом, потому что для меня он приходит совсем в другое время. Я считаю, что настоящий переход из одного года в другой происходит 22 декабря – это Йоль (в разных языках Yule, Joll, Joel или Yuil) — день зимнего солнцестояния, с 22-го на 23-е декабря самая длинная ночь в году. Славянские народы, например, праздновали Новый года в день весеннего равноденствия. Однако западный мир однажды договорился, что Новый год будет праздновать с 31-го декабря на 1-е января. И это тоже нормально – это время перемен. Если эта дата была принята, она тоже имеет сакральное значение, потому что за любой светской традицией, чтобы она хорошо прижилась, должна всё же стоять народная традиция. Потому это выражение, «как встретишь, так и проведёшь», хоть и говорили на Масленицу, оно уместно и в случае с нашим Новым годом.

Желания сбываются?

— Конечно, сбываются! Главное правильно загадать – уверенно и с благостным посылом 🙂

подготовила Ева Миронова