Скульптор Александр Милов: “Гордятся нацией тогда, когда уже нечем гордиться”

3438
0

Известный украинский скульптор и художник Александр Милов ­ создатель композиции «Любовь», которая разлетелась по всему миру. После получения премии на фестивале «Burning Man» он посетил Запорожский туристический форум. Здесь Александр презентовал свои творения и рассказал о развитии туризма в стране
­ Александр, в чем, по-вашему, заключается проблема украинского туризма?
­ Я считаю, что туризм напрямую связан с самоидентификацией людей. Почему мы едем в Европу? Потому что нам кажется, что там всё очень культурно, красиво и ухоженно. Нет бесконечного мусора, и люди живут в цивилизации. Вместе с тем, есть масса объектов, за которые приятно зацепиться глазом. Сразу закрадывается вопрос: почему это стоит именно там, а не где­то в другом месте? Отсюда возникает символизм места или объекта. Наша проблема в неспособности ухаживать за собой и ценить то, что имеем. На самом деле, в Украине огромное количество археологических памятников, против которых Европа «не взлетает», но мы им просто не придаем значения, не ценим и не ухаживаем так, как это делают в Европе.
­ Пример какой страны Вы можете привести, где люди стремительно развили свой туризм и перешли, как говорится, из грязи в князи?
­ Это, пожалуй, Грузия. Из маленькой захолустной страны, которая находилась на грани краха, они умудрились выбраться в цивилизацию (по части развития туризма). Во­первых, за очень маленький срок там сделали дороги. Во­вторых, уделили внимание историческим памятникам: преобразили их и поддерживают на должном уровне. В­третьих, развили рынок сувенирной продукции, подключив местный бизнес. У туриста появилась возможность увлечься местным колоритом и почувствовать себя комфортно. После чего хочется вернуться в эти края.
­ Что нужно делать нам?
­ Исходя из вышесказанного, всё очень просто: привести в порядок исторические памятники, подключить бизнес, который поможет продвигать нашу культуру. Единственное, что нужно сделать чётко и внятно – направить все вырученные средства на продвижение культуры и развитие края. И тогда, я думаю, за довольно короткий период можно очень быстро создать благоприятную обстановку в каждом городе ­ людям будет приятно к нам приезжать, а бизнесменам выгодно с этим работать. Таким образом, будет формироваться и развиваться наша культура. И вместо того, чтобы смотреть на США или Европу, мы будем строить своё.
­ Как создать хорошее промо города? Какими инструментами здесь более актуально пользоваться?
­ Сарафанным радио, я думаю. Когда ты растёшь культурно, ухаживаешь за собой, ценишь то, что делаешь, создаёшь уютную приятную атмосферу (просто потому, что не можешь этого не делать), то тебя узнают. Люди постоянно коммуницируют – они просто передают информацию, рассказывают, делятся впечатлениями через сеть, например, о поездках, путешествиях, и одни гости “подтягивают” за собой других. Это происходит естественно, искусственно это никак не выстроишь.
­ Вот, кстати, по поводу соцсетей, где можно рекламировать родные края: какие элементы необходимы для Интернета?


­ Это ­ фоновые картинки (объекты, на фоне которых люди “фоткаются”), красивые скульптуры, неповторимые инсталляции, приятные места. Мы здесь не говорим о том, что потакаем низменным инстинктам, потому как это, совершенно очевидно, запрос времени – публикации фото в «Инстаграме», «Фейсбуке» и на других ресурсах. Здесь, простите за такой оборот, мы понимаем, на чём можно “паразитировать” и создавать интересные декорации для развития нашего края.
­ Какое участие должна принимать городская власть?
­ Конечно, создавать благоприятные условия для развития, а именно на законодательном уровне способствовать развитию этой отрасли. Стремиться активно участвовать в любых креативных идеях, потому как это ­ работа на перспективу, мы будем создавать имидж и приносить доход. Также нужно поддерживать бизнес в вопросе развития туризма, в частности, создавать толковую «сувенирку», обувать­одевать тех же стихийщиков, которые продают сувенирную продукцию, чтобы всё это выглядело более культурно. Нужно создать паспорт города, который позволит регулировать на законодательном уровне то, что творится с архитектурой.
­ В Запорожье обговаривали создание дизайн­кода города, который сможет регулировать отношения с предпринимателями, не допуская на зданиях аляповатых вывесок… Впрочем, пока этот вопрос остается открытым, к сожалению.
­ То, что творится с фасадами зданий во многих городах Украины, – позор и провокация. Здесь совершенно точно нужен закон, который регулировал бы варианты создания вывесок, растяжек, рекламы, украшения витрин, а также перестройки элементов фасадов домов, в частности, балконов и так далее. Вот с чего нужно начинать – это главное. Запорожье, например, теряет своё лицо из­за ужасного отношения к архитектуре, которая просто потрясает своей красотой. Город сохранил всё многообразие прошлого, этого конструктивизма и сталинского ампира… При этом всё просто на ходу уничтожается яркими пластиковыми растяжками … Это просто мигающий цыганский кошмар! Людям нужно прививать вкус и внушать культурное отношение к родному городу.
­ Что делать с нашей «шароварщиной» ­ всеми этими неуместными и неуемными национальными символами, которые лепятся, как правило, “ні в тин, ні в ворота”, чтобы закрыть очередную дыру в стене? Как пример, разваленный фонтан на главной площади Запорожья, обтянутый «вышиванкой».
­ Это всё довольно комично. Как ржавая труба в квартире, которую закрывают пучком искусственных цветов. О символике: гордятся нацией обычно те, кому вообще нечем больше гордиться. Гордиться нужно поступками и уровнем культуры. Желательно, чтобы местной попсовой символики было как можно меньше. Если всем будет интересно то, что здесь делается, то будут искать корни и пытаться понять, откуда эта культура появилась. А пока всё, на что мы способны, – подписываться под ничем. Это часто делают политики: что бы ни сделал, везде подписывает, что это ­ «народный депутат Коля Петров». Это не только нескромно, но и подчёркивает убогость души. Вообще по поводу отношения ко власти: когда их дома будут здесь, а не за границей, тогда будет другая ситуация.
Ева МИРОНОВА