Давос и Страсбург – где выгоднее и лучше?

949
0

Депутаты ВР, проработав одну неделю, разбежались вновь кто куда до 6 февраля. Будем надеяться, что не на Мальдивы, хотя бизнес многих их них вполне позволяет арендовать один из этих престижных курортных островов. А отдохнувший на Мальдивах президент отправился на ежегодный экономический форум в швейцарский Давос.

На заседании ПАСЕ в Страсбурге вновь зазвучали тревожные для Украины ноты. Избранный, а точнее назначенный на должность президента Совета Европы итальянский социалист М. Николетти тут же заявил о необходимости возвращения России в ПАСЕ. Затем это заявление прозвучало в дуэте с руководителем секретариата ПАСЕ г. Ягландом. Вообще­то тревога не нова, и украинская делегация не только сталкивалась с ней, но и успешно преодолевала. В целом, европейские страны продолжают голосовать за продление санкций против России, но объясняется это разными причинами, например, обострением отношений России и США, что никогда не приносило пользы Европе, заставляя ее маневрировать между двумя державами.

Сегодня отношения между европейскими странами, институтами и США тоже существенно изменились. Д. Трамп провозгласил неприятную для Европы политику изменения финансовых и экономических отношений, что привело к охлаждению их взаимоотношений в целом. А этот факт заставил Д. Трампа искать союзников среди других европейских стран, среди бывших советских и социалистических республик. Его предвыборное заявление о необходимости снизить финансовую нагрузку на США и не участвовать во всех европейских проектах оказалось правдой. Затем последовал брексит Британии, которая всегда была проводником американских интересов в Европе. Конечно, политика изоляционизма у г. Трампа не получилась, т.к. Европа – очень важный геополитический объект, пришлось переориентировать влияние на другие европейские страны – те, которые могут помочь сохранить политический вес США в Европе.

Но и к этим новым союзникам, несмотря на их экономически слабый статус, г. Трамп начал подходит с калькулятором в руках и без желания разбрасываться деньгами, особенно там, где много черных дыр коррупции, в которых эти деньги безжалостно исчезают. Украинская дипломатия вычислила два важных для себя обстоятельства. В противостоянии США и России по­прежнему преобладают проамерикански настроенные европейские страны, но даже пророссийски настроенные становятся осторожными перед лицом наглой агрессии России и ее готовностью нарушать международное право.
И все­таки тревога остается. Для европейцев деньги и экономические связи с Россией имеют важное значение, и некоторые заявления европейских политиков ничего доброго не предвещают. Г. Ягланд прямо заявил: заканчивайте вашу войну, как хотите, ПАСЕ лишь будет наблюдать за сохранением Минских соглашений и помогать в обмене пленными.

А это значит, что уйти от Минских соглашений не удастся, хотя на этом настаивали многие украинские политики. В тексте Закона о реинтеграции Донбасса о Минских соглашениях не сказано ни слова, и украинской делегации пришлось оправдываться на заседании ПАСЕ, дескать, мы остаемся верны этим соглашениям без всяких прямых упоминаний. К сожалению, европейским политикам хорошо известны наши дискуссии по поводу отказа от Минских соглашений. Им, разумеется, известно и то, что эти соглашения к миру не приближают, но они сумели остановить войну, которая могла стать общеевропейской, и создавшейся стабильности европейцам достаточно. А вот как возвращать оккупированные территории, нам действительно придется думать самим и не надеяться ни на чью поддержку.

Пока кипели страсти среди европейских политиков в Страсбурге, в Давосе собрались серьезные люди, не склонные к крику и шуму, умеющие себя вести спокойно и знающие, что их решение и рекомендации носят фундаментальный характер и не нуждаются в парламентских и политических суждениях. Это не только главы государств, т.е. тоже политики, но и так называемые «денежные мешки». Среди них присутствовал г. Порошенко – политик и «денежный мешок» в одном лице. Украина не входит в 20­ку ведущих стран мира, поэтому г. Порошенко использовал Давос в качестве площадки для встречи с мировыми лидерами для решения более узких проблем. Г. Порошенко встретился с главой МВФ К. Легард, госсекретарем США Р. Тиллерсоном, польским и литовским коллегами. От МВФ он получил некоторое одобрение, очередной набор политических требований взамен на очередной транш.

Увы, своих денег в стране нет, а транш необходим для поддержания национальной валюты, которая может обрушиться некстати в предвыборный год, и для расчетов по долгам. Обратите внимание, среди кабальных экономических условий МВФ, связанных с колоссальной нагрузкой на население Украины в виде растущих тарифов, среди политических условий, связанных с назначением нового главы Нацбанка и формированием Антикоррупционного суда, нет ни одного требования, связанного с ростом национальной экономики Украины, появлением новых отраслей науки и промышленности. Это означает, что экономическая мощь Украины МВФ не интересует, но прирост денег в виде процентов на кредиты очень даже интересует.

А для роста экономики г. Порошенко вновь страстно призывал инвесторов в страну, обещая им все блага. Инвесторы, как и в прошлые годы, вежливо слушали, но, будучи серьезными людьми, учитывали тот факт, что национальный капитал стремительно вывозится из страны, а им почему­то предлагают замещать этот национальный капитал. В отличие от МВФ, который ожидает проценты по кредитам и обязательно их получит, потому что давно держит за горло Украину, рисковать своими деньгами инвесторы по­прежнему не решаются. Вот этим умом, спокойствием и рассудительностью они и отличаются от политиков.

Татьяна НИКОЛАЕВА