Творить никогда не поздно — Наталья Блюсюк (ФОТО)

910
1

Кукла Луиза, Принцесса, Леприкон и Людоедушка — уникальные работы создает запорожская мастерица Наталья Блюсюк. Рукодельница буквально «горит» своей работой. В ее руках даже злые сказочные персонажи становятся добряками, забавные мультяшные герои оживают, а вальяжные дамы восхищают своим превосходством. Наталья нередко участвует в выставках по всей Украине, а ее куклы находятся в частных коллекциях по всему миру. О своем творчестве мастерица рассказала журналистам газеты «Верже» в эксклюзивном интервью.  

— Наталья, с чего началась ваше увлечение куклами?

— Это все из детства (улыбается). Уже тогда я шила и лепила различных кукол. Но со временем это хобби ушло на второй план. Когда повзрослела, выбрала себе творческую профессию — декоратор­художник, которая перекликается с моим увлечением (ведь при создании нового оформления используется много техники, которая применяются, когда делаешь кукол). В какой­то момент мне очень захотелось попробовать создавать кукол, не знаю почему, вот захотелось и все. Я начала искать информацию в Интернете, смотрела мастер­классы, общалась с мастерами и постепенно пришла к тому, что мне нужно создавать кукол самостоятельно.

— Вы где­то учились этому мастерству?

— Я закончила курсы по созданию кукол. Меня научили создавать их классические варианты: из папье­маше и пластиковые (фима). Обучили декоративно­прикладному искусство, шить кукольные платья и всем остальным нюансам, которые важны в работе.

— В вашем  Instagram  я видела, что вы делаете лица кукол.

— Да, все верно. Я создаю куклу от начала и до конца. Знаю,  некоторые мастерицы заказывают основу у специалистов, но мне интереснее делать все самостоятельно. Создание куклы начинаю с эскиза, на котором прорисовываю все до мельчайших деталей — глаза, волосы, одежда и все остальное. В процессе работы я не отхожу от проработанного наброска,  изначально ставлю перед собой цель — создать куклу по заранее проработанному эскизу. И не успокоюсь, пока этого не добьюсь.

— Какие материалы  используете при работе?

— Мне очень нравится работать с самозатвердевающим пластиком, его еще называют паперклей. Этот материал практичный. Шлифовать детали из него можно до невозможности. В результате изделие получается идеально гладкое, как фарфоровая отливка. Правда, работа с этим материалом очень трудоемкая. Но на сегодня работу с паперклеем я освоила почти в совершенстве. А еще иногда создаю куклы из папье­маше.

— А сколько времени занимает создание одной куклы?

— Все зависит от того, насколько хорошо и слаженно идет работа. Порой все так складненько получается, что через месяц кукла уже готова. Случается такое, что полгода или год уходит. Я никогда не работаю через силу. Порой нужно отложить рукоделие на некоторое время. Например, сделала головку и отложила, через время сделала туловище куколки и отложила. Безусловно, бывает, что эскиз продуман до мелочей, а работа просто не идет. Вот и получается, что над одной куколкой работаю от месяца до года.

— Не могу не спросить о «тете Соне» — удивительной ворожке с очаровательным рыжим котом. Как создавался этот шедевр?

— Изначально я придумала образ, но не могла долго «подойти» к созданию, потому что нужно было продумать характер. Я понимала, что это сюжетная кукла — «тетя Соня из Одессы», и нужно было это как­то показать. По заранее проработанному эскизу сделала куклу, в процессе добавила еще рыжего кота, саквояж, магический шар и карты для гадания. Вообще «тетя Соня», по задумке, ­ экстрасенс и ясновидящая. У этой куклы даже есть своя легенда — она приехала в Запорожье со своей командой. Наша героиня может предсказать судьбу и рассказать о прошлом.

— Насколько я знаю, «тетя Соня» участвовала в выставке?

—  Эту работу я выставляла в Киеве и получила очень много позитивных отзывов, благодарных зрителей, чему  была приятно удивлена. Спустя время мне начали присылать снимки «тети Сони» и спрашивать, не моя ли это работа. Когда я давала положительный ответ, то люди мне говорили «спасибо». Очень приятно слышать лестные отзывы о своем творении. Это подталкивает на создание новых кукол.

—  А все ли с пониманием относятся к стоимости кукол ручной работы?

— Некоторые говорят, что цена завышена. Но таких людей я могу понять. Просто они думают  меркантильно и, возможно, немного цинично. Кукла — это художественное исполнение, искусство. А во сколько оно будет оценено, решать только автору творения. Если кто­то хочет купить, то он купит изделие за указанную цену. Знаете, некоторые куклы у меня хранились по 2­3 года, пока не находили новый дом для себя.

— Наталья, вы создаете интерьерных кукол, но в вашем творческом арсенале есть и популярные Миньоны… 

—  На одну из недавних выставок с подсказки внучка я попробовала создать Миньона. И у меня получилось. Несколько мультяшных персонажей продала, еще одного подарила знакомой из Киева. Но «коронный номер программы» ­  Миньон на машине, его я представила на выставке «Перекрестки», которая проходила в «Фаэтоне». Любопытно, что этого персонажа я дошивала утром в день открытия выставки. К счастью, успела. Еще я создаю кукляшек. Порой возникают моменты, когда очень хочется создать какую­то маленькую куколку. Иногда дополняю образ своих кукол предметами интерьера —  стульчиками, диванчиками и т.д. Вообще я не ограничиваю себя только одним направлением, пробую создавать что­то абсолютно не похожее на мои предыдущие работы.

— На прилавках магазинов сейчас изобилие различных игрушек. В чем особенность авторских кукол?

— Они особенные тем, что  имеют свою энергетику. Такие куклы мастер делает вручную, а значит, вкладывает в них частичку своего сердца и души. И когда частичку себя отдаешь работе, она даже греет. Вот у меня были случаи, когда клиенты рассказывали, что прикасаются к кукле, а она теплая. Считаю, что это от того, что в этих куклах часть моей души и любви, которые я отдала.

— Что вас вдохновляет на создание кукол?

— У меня большое желание их создавать. Я не знаю, как объяснить, это как наркотик. В голове столько образов, что и жизни не хватит все их создать.

— Есть ли работа, которая имеет для вас особенное значение?

— Моя самая первая работа — Леприкон. Говорят, эти создания немного «злючки», но я его сделала добрым. Он у меня такой стильный, с мешочком монет, в очках, у него красивая прическа и стильная одежда. По высоте Леприкон ­ около метра.  И так уже повелось, что на большинстве выставок нашего творческого объединения «Біла птаха» Леприкон­добряк присутствует. Он встречает гостей и посетителей экспозиции.

— Леприкона храните дома?

— Нет, в мастерской. Она находится на основном моем месте работы в ДК «Орбита», где я тружусь художником­оформителем. Еще в мастерской хранятся около 15 коллекционных кукол, которые я из дома привезла.

— А в какие города ваши куклы переехали жить?

— Очень часто у меня покупают куклы «на подарок».  Поэтому несколько моих творений сейчас «живут» в Европе. Отправила  свою куколку «на ПМЖ» в Израиль и Францию. Ну, и, конечно же, в Украине многие мои творения нашли себе семью.

— А как ухаживать за такими куколками?

— Очень легко! Ручки и лицо можно протереть влажной салфеткой, больше ничего не нужно. Все, что касается ткани —  для этого есть специальные щеточки. Самое главное, чтобы куклы не хранились в сырости. Если ее намочить или пролить на нее кофе, то предмет будет безнадежно испорчен.  А вообще все зависит от того, кто как относится и как бережет свой экземпляр.

— И напоследок, Наталья, что вы можете пожелать тем, кто только начинает создавать куклы?

— Не бояться! Бывают такие моменты, когда человек никогда ничего не рисовал, а у него такие великолепные работы получаются. Поэтому самое главное — дерзать, не бояться, и если очень­очень хочется, то нужно обязательно этим заниматься, обязательно!  Иначе потом можно пожалеть о том, что не начал. Часто говорят: «Ой, мне уже поздно браться за это». Ложь, никогда не поздно! Всегда можно наверстать упущенное и, более того, догнать и перегнать всех!

Яна Петрова, фото из архива Натальи Блюсюк