Нелегка президентская жизнь, ох, нелегка!

1079
0

В среду, 28 февраля, П. Порошенко провел большую пресс­конференцию с журналистами на тему вызовов и рисков современной Украины. Честно скажу, мне очень понравилась эта пресс­конференция, но не потому, что я являюсь сторонницей нынешней власти. Я ­ категорическая противница этой власти, но честность превыше всего. Во­первых, мне показалось, и очень не хотелось  бы ошибиться, что пресс­конференция не была «заготовкой» администрации президента с отобранными  «прилизанными» вопросами.

Журналисты задавали колкие, неприятные вопросы и не позволяли президенту как­то смягчить и  переформулировать их  в нужном направлении. Например, вопрос о гуманитарной катастрофе на востоке Украины. П.Порошенко попытался связать гуманитарную катастрофу только с оккупированными территориями, но журналистка твердо отметила, что  нельзя закрывать глаза на признаки этой катастрофы и на наших территориях. Президент  вынужден был принять вопрос и отвечать на него. Во­вторых, г. Порошенко вел себя безупречно, мужественно отвечал на все неприятные вопросы, не терял самообладания, и это заслуживает  искреннего уважения

Разумеется, журналисты не обошли  тему Мальдив и  шикарного отдыха президента. Нужно отдать должное, Петр Алексеевич не оправдывался и не пытался скрыть этот факт. Он пояснил, что улетал не тайком, отдыхал на свои деньги, действовал в соответствии  с законодательством Украины и  при согласовании с Таможенной службой. Конечно, президент и его семья имеют право на отдых, и доходы семьи позволяют отдыхать не в Кирилловке, а на шикарных островах. Но остается один неприятный осадок ­  нужно ли было это делать в условиях продолжающейся войны и задыхающегося от нищеты собственного народа? Этот осадок называется моралью или нравственностью, которой так не достает нашему президенту и которую он подменял двойными стандартами на пресс­конференции. В частности, выражая неприязненное отношение к некоторым оппозиционным и, видимо, не таким патриотичным, как сам президент, политикам, он  иронично отметил, что, дескать, эти политики умеют лишь делать селфи с российскими послами на разных международных встречах. Наверное, селфи с российскими политиками тоже аморально, но селфи и бизнес все­таки несопоставимы. Селфи – это глупость, а вот собственный бизнес  на территории  врага – это посерьезнее. И ведь ни для кого уже не секрет, что Липецкая кондитерская фабрика под брендом «Рошен» продолжает свою работу. И наверное поэтому прозвучал еще один неприятный вопрос: как вы чувствуете себя в роли олигарха в нищей стране, население которой по бедности уже обошло даже африканские страны?

Президент выдержал и этот вопрос. Он заявил, что является одним из немногих, кто на посту президента не увеличил, а уменьшил свой капитал, и добавил, что его жизнь и работа далеко не сахар и не сводятся к внешнему благополучию, как это кому­то кажется. Ну что ж, богатые тоже плачут, но бесполезно ожидать понимания и сочувствия к этой тяжелой жизни олигарха со  стороны обнищавшего населения. Президенты и политики никогда и нигде не находили сочувствия и сопереживания, даже в богатых и процветающих странах, но если взялся за  гуж, не говори, что не дюж. Поведение богатого человека на посту президента должно поменяться радикально. Возможно, люди и несправедливы к вашему богатству, но они имеют право задать вопрос: если ваше богатство нажито тяжелым трудом, скажите, чьим трудом. Кстати, г. Порошенко не заметил своей двойственности в проблеме деолигархизации. Под деолигархизацией он правильно понимает не борьбу с богатыми людьми, а исключение их из политики. Но сам­то г. Порошенко давно в политике, и его статус олигарха не помешал ему занять пост президента. Возможно, пришло время еще раз уточнить сущность деолигархизации. Олигархи участвовали, участвуют и будут участвовать в политике, и без их денег не обходится ни одна политическая кампания. Просто нужно выработать некие правила игры и участия олигархов в политике, сделать это участие прозрачным и доступным контролю со стороны общественности. П.Порошенко не отрицает ведь возможности и необходимости гражданского контроля за армией. Вот такой же контроль необходим за деятельностью олигархов в политике.

Не нужно бояться их денег, но их деньги должны приносить пользу стране, и необходимо создать баланс между их личным обогащением и  ростом экономического могущества страны. В свое время так сделали в Швеции, заключив трехстороннее соглашение между правительством, бизнесом и  профсоюзами. Сальдшебаденские соглашения сделали Швецию богатой и процветающей страной не только по состоянию олигархов, но и по состоянию простых людей.

Швеция не попала в капкан МВФ, как это позволила себе Украина, но президент, отвечая на  вопрос журналистов, назвал МВФ великим другом Украины и заверил, что все договоренности с МВФ являются результатом компромисса. Во­первых, компромисс между богатыми и бедными, сильными и слабыми всегда будет в пользу богатых и сильных. Во­вторых, как говорила американская специалистка по этикету Э. Марбури,  чем  богаче твои друзья, тем дороже тебе это обходится. Но сила не всегда коррелируется  с богатством, если на переговорах лидируют не личные, а национальные интересы. С МВФ  трудно вести переговоры,  но можно.

Татьяна  НИКОЛАЕВА