Запорожские реки в экологической западне

1160
0

Когда начинают говорить о водных ресурсах Запорожской области, на ум приходят прежде всего Днепр, Каховское водохранилище как его часть, Азовское море. Но мало кто задумывается о том, что экологическое состояние и наполняемость больших рек зависит прежде всего от состояния малых и средних рек, которыми богата даже наша засушливая степная зона. 

Украину поделили на бассейны

Малых рек у нас – 62 (по другим сведениям – 118), средних – 3 (Гайчур, Конка и Молочная). Есть еще 28 водохранилищ, 1178 прудов, многокилометровые каналы… Все это огромное и природное, и рукотворное хозяйство требует присмотра и постоянной заботы. Этим занимается, в частности, Запорожское областное управления водных ресурсов, которое организационно подчиняется Государственному агентству водных ресурсов Украины. И надо сказать, что в нынешнем году в этом хозяйстве начались серьезные преобразования.

Например, Госводагентство с 2018 года 10% рентной платы за спецводопользование будет направлять на восстановление водных ресурсов в государстве. Глава ведомства Ирина Овчаренко сообщила: «Начато внедрение европейского принципа «водопользователь платит»: 10% рентной платы за спецводопользование, начиная с 2018 года, будет направляться на мероприятия, связанные с воспроизведением водного ресурса. До этого рентный платеж направлялся на цели, не связанные с использованием водных ресурсов».

— Речь идет о рентной плате за специальное водопользование, — говорит начальник Запорожского областного управления водных ресурсов Владимир Шляховчук. — На забор воды в водных объектах, ее использование и сброс нужно получать разрешение. До этого года 50 процентов рентной платы за это поступало в государственный бюджет и 50 процентов — в областной. В нынешнем году по указу Президента создается Водный фонд, в который как раз и будут стекаться эти 10 процентов. Использование средств будет регламентировало в специальном постановлении Кабинета министров. Объемы этого фонда, например, относительно Запорожского региона можно прогнозировать. Сейчас субъекты хозяйствования платят рентную плату приблизительно в объеме 270 млн.грн. Значит, 10 процентов — это около 27 миллионов. А в масштабах страны — больше миллиарда. Среди направлений использования средств – и расчистка рек, и строительство гидротехнических, защитных сооружений.

Это говорит о том, что, например, пролив между Молочным лиманом и Азовским морем можно будет наконец расчищать, имея для этого постоянный источник финансирования. Очевидно, найдутся деньги и для других полезных проектов. Ведь, как рассказал Владимир Шляховчук, ныне действующие экологические программы далеко не всегда обеспечены средствами. Скажем, программа по той же реке Молочной финансирования практически не предусматривает. Так что реальной работы сделано немного. Свежи в памяти работы по расчистке Мокрой Московки и прудов в парке «Дубовая Роща». В этом году, кстати, планируется расчистить пруд в парке Победы в Запорожье.

2018 год примечателен еще и тем, что серьезно меняется «перечень загрязняющих веществ для осуществления мониторинга качества поверхностных вод по европейскому стандарту «, — отметила руководитель Госводагентства Ирина Овчаренко. Начальник отдела техногенно-экологической безопасности Запорожского областного управления водных ресурсов Инна Рыбалко конкретизировала для нас этот момент:

— Количество ингредиентов для мониторинга значительно увеличено. Если раньше отслеживалось 14-15 показателей, то сейчас 45. Среди них многие хлорсодержащие вещества, несколько видов циклодиеновых пестицидов, ДДТ, свинец, ртуть, никель и их соединения, диоксины. полиароматические углеводороды: бензо(а)пирен и другие. Но, к сожалению, на сегодняшний день наши лаборатории до конца не укомплектованы. Еще нужно приобретать дополнительные приборы, химреактивы. Возможно, в первое время базовой станет Днепровская бассейновая лаборатория.

Центр управления Днепром находится в Вышгороде

И тут мы подошли к следующему направлению преобразований. В этом году должен прийти к логическому завершению переход управления водным хозяйством страны от принципа административного деления к принципу деления в соответствии с водоразделами бассейнов рек, что соответствует европейским стандартам.

— Что мы сделали? В виде отдельных нормативно-правовых актов провели водохозяйственное и гидрографическое районирование всей территории Украины, утвержден порядок и уже начали составлять водохозяйственные балансы. Не бывает управления водными ресурсами без понимания того, сколько их есть, их количества, считает Ирина Овчаренко.

— Наша область условно делится на две части,  детализирует Инна Рыбалко. — Северная часть – это бассейны рек, впадающих в Днепр, и Южная — бассейны рек, впадающих в Азовское море. Есть еще суббассейны малых и средних рек и хозяйственные участки. Допустим, река Молочная протекает по территории пяти районов, но управление будет одно, вероятно, в Мелитополе, где у нас сейчас есть районное подведомственное управление.

Понятное дело, что бассейны рек с административным делением Украины на области не совпадает. К примеру, часть области относится к бассейнам рек Волчья, Мокрые Ялы, Кальчик, хотя эти реки у нас даже не протекают, а часть реки Гайчур протекает в Днепропетровской области. Как будут преодолеваться эти несоответствия, пока не вполне ясно. Вероятно, нынешнее областное управление водных ресурсов возьмет на себя опеку над всеми реками бассейна Азовского моря. Это значит, что оно будет курировать также часть Херсонской и Донецкой областей. А северная часть области с бассейнами рек, впадающих в Днепр или его притоки, будет опекаться Днепровским бассейновым управлением. Кстати, бассейновое управление водных ресурсов всей реки Днепр находится в городе Вышгород Киевской области. Но, скорее всего, в его подчинении будут еще бассейновые управления Верхнего, Среднего и Нижнего Днепра. Наша область относится к Нижнему Днепру. Лаборатория вод и грунтов Запорожского областного управления водных ресурсов находится в Днепрорудном. Поскольку одно из главных направлений деятельности управления – это мелиорация, пробы отбираются прежде всего в местах водозаборов, в каналах.

Управление мониторит все водоемы области, в том числе и искусственные. Ведь кризис возможностей рек к самовоспроизведению грозит непредсказуемыми последствиями. В пределах двух надпойменных террас Днепра обеспеченность водой всех отраслей народного хозяйства достаточна. Но уже в километре от поймы Днепра начинается безводная степь и вся остальная часть области — около 90% ее территории — очень бедна водными ресурсами. Средняя плотность речной сети здесь около 0,12 км / кв.км, то есть еще ниже, чем в таком малообеспеченном водой регионе, как степной Крым. В этом плане обеспокоенность вызывает то, что из 1204 гидротехнических сооружений (плотин, дамб, каналов, насосных станций) 137 у нас находятся в неудовлетворительном состоянии.

Трудно жить без паспорта, даже если ты река

На реках значительное место занимают искусственные водоемы — пруды и водохранилища, которые используются для водоснабжения, орошения, рыбного хозяйства и других народнохозяйственных нужд. Всего по области насчитывается 28 водохранилищ и 1178 прудов. Общий объем водохранилищ — 74,78 куб.м., площадь водного зеркала — 2474,2 га. Среди них есть такие крупные водохранилища, как Бердянское на р. Берда, Белозерское, Калиновское и Чапаевске на р. В.Белозерка. Они образованы для сдерживания весеннего половодья и предотвращения вредного воздействия вод на нижележащие населенные пункты, промышленные объекты, при летней межени – для поддержания необходимого уровня воды, для рыборазведения.

Нужно отметить, что 208 водных объектов общегосударственного значения (это водохранилища и ставки) и 67 — местного значения сданы в аренду.

— Хотелось бы, чтобы процедура передачи водных объектов в аренду была упрощена, — говорит Инна Рыбалко. – Когда у ставка появляется хозяин, пусть даже и на условиях аренды, это не только пополнение бюджета. Аренда всегда положительно отражается на состоянии водоема. Арендатор ухаживает за ним, поддерживает гидротехнические сооружения.

Правда, это имеет и обратную сторону. Арендаторы нередко слишком уж ограничивают доступ окрестных жителей к ставку. Хотя в типовых договорах аренды есть пункт о том, что арендатор должен указывать места общего пользования. Кроме этого арендаторы не имеют права ограничивать общее водопользование, то есть должны, например, допускать животных на водопой.

Сейчас в области проводится паспортизация прудов. А паспорт предусматривает не только описание рельефа и ландшафта, но и химанализ воды, что раньше не проводилось. В прошлом году из областного экофонда было выделено 1,7 млн.грн. на паспортизацию 35 водоемов. Паспортизацию могут делать и частные структуры. Столько же денег выделено и в этом году. Надо сказать, что по мере паспортизации и количество рек будет меняться. Ведь сегодня далеко не все реки имеют паспорта. Короче, трудно жить без паспорта, даже если ты — река. А паспорта на данный момент нет даже у реки Молочной, длина которой – 197 километров, а площадь водосбора – 3450 кв.км. То есть это после Днепра река №2 в нашей области.

Последний экологический паспорт области, опубликованный на сайте Минэкологии и аккумулирующий данные за 2014-2016 годы, дает понять, что в сравнении с 2014-15 годами количество сброшенной неочищенной воды в наши водоемы уменьшилось. Так что есть основания надеяться на лучшее. Этому, возможно, будут способствовать и те нововведения, которые сейчас внедряются в водном хозяйстве.

А тем временем, «Днепр — на пороге экологической катастрофы», говорит секретарь Запорожской областной федерации подводной охоты, дайвинга и рыбалки Евгений Самсонов. Подводные охотники Федерации регулярно чистят дно Днепра, освобождая его от брошенных сетей, бытового и производственного мусора, так же освобождают от бытового мусора прибрежную часть, что дает возможность рыбе спокойно добраться до мест постоянного нереста.

Также в Запорожье уже семь лет, с 2012 года, проходит инициатива «Спасем Днепр Вместе», при поддержке комбината «Запорожсталь», этой весной установлено 1200 нерестовых площадей для рыб. А осенью традиционно пройдет акция по экологической очистки русла реки Днепр – береговой линии и дна. Всего за время проведения акции выпущено 140 тысяч особей рыбы, установлено 7400 искусственных нерестилищ для рыб, установлено 30 плавающих гнезд для птиц и кормушек. Высажено 630 деревьев. Вывезено около 100 тонн мусора. В акции приняли участие 6500 человек.