Свободные нации пользуются уважением, остальные – приказывают

809
0

Новая парламентская неделя началась с обсуждения законопроекта о предоставлении полной свободы гражданским организациям, занимающимся антикоррупционной деятельностью, и освобождения их от электронных деклараций о получении доходов. Эту либеральную позицию заняли президент и спикер, объяснив ее тем, что гражданские организации не связаны с госбюджетом и их деятельность основана на международных грантах. За этим объяснением, однако, скрывается более сложная картина давления некоторых иностранных правительств на украинскую власть с тем, чтобы освободить от контроля международные гранты и дать им возможность свободного распространения на территории Украины. Эту сложную картину, похоже, раскусили многие украинские политики, т.к. законопроект был провален в ВР, и за него не проголосовала даже значительная часть коалиции, в частности, фракция БПП. Эта картина получила название внешнего управления. Украина превратилась в шарик для пинг­понга, который летает из стороны в сторону, от России к западным странам и является предметом их мастерства и умения удерживать свой контроль за страной, потерявшей свой суверенитет на международной арене. Впрочем, мы оказались зависимыми не только от мастерства внешних игроков, но и от мастерства внутренних игроков, которые борются за власть, а придя к ней, помогают одной из иностранных сторон усилить свои позиции и влияние на нашу страну
Что касается гражданских организаций и электронного декларирования их доходов, то мнение украинского общества тоже разделилось. Значительная часть общества настаивает на равенстве лидеров этих организаций с политиками и необходимости декларирования всех их доходов. Эти организации работают хотя и не с украинским бюджетом, но на украинской территории, их деятельность должна быть прозрачной и не вызывать вопросов, тем более недоумения, если вдруг окажется, что их антикоррупционная деятельность приносит им подозрительно высокие доходы. Другая часть общества, и к ней присоединилась фракция «Батькивщины», настаивает на освобождении этих организаций от электронного декларирования, т.к. в этом случае и остальные жители Украины, не имеющие прямого доступа к госбюджету, должны будут декларировать свои ничтожно малые доходы. Законопроект был отложен, и теперь остается ждать и наблюдать, какие манипуляции будет применять спикер, чтобы все­таки закон был принят, а манипуляции будут в обязательном порядке, т.к. давление западных правительств на Украину никуда не денется.
Другим доказательством существования этого давления стала информация о дружном посещении американского посольства двумя антикоррупционерами, которые сначала поссорились, а потом вместе зачем­то отправились в американский дом. Речь идет об очередном конфликте антикоррупционных ведомств, на этот раз САП – с одной стороны и НАБУ с Генпрокуратурой – с другой. Конфликт антикоррупционных, так же как других правовых и силовых ведомств – не такая уж редкость в разных странах мира. Это происходит при возможном пересечении их функций и полномочий, но не в условиях полной неразберихи этих функций, как это имеет место быть в Украине. Антикоррупционные органы у нас растут, как грибы, и вся их деятельность сводится к перетягиванию на себя каких­то полномочий и отслеживанию, чтобы эти полномочия не оказались в руках конкурирующих структур. В результате сложилась система слежки друг за другом, в ходе которой начали всплывать факты коррупции в самих этих структурах. Так, под колпаком НАБУ и Генпрокуратуры оказался глава САП Н. Холодницкий. Взаимная слежка и обвинения показали обществу размах коррупции и ее повальное распространение внутри власти. Заодно выяснилось, что борьба с коррупцией не просто находится под наблюдением наших западных партнеров, а происходит под их диктовку, иначе зачем бы г. Холодницкому и г. Сытнику было направляться в американское посольство в момент их антикоррупционных споров?
Создается впечатление, что внешнее управление действительно превращает украинскую власть в демократическую ширму, за которой происходит невидимый, но опасный процесс потери национального суверенитета, и Украина оказалась в таком же незавидном положении, как и Россия. Россию давят санкциями, т.е. кнутом. Украину давят материальной помощью и иностранными консультациями, т.е. пряником, а цель и результат давления будут одинаково печальными. Еще более печально выглядит информация о попытке тайного посещения США нашим генпрокурором. Попытка оказалась неудачной, т.к. г. Луценко отказали во въезде на территорию США, и одновременно поползли слухи о том, что г. Луценко нужна была американская поддержка, чтобы стать премьером. Как говорится, не получилось на посту генпрокурора – можно попробовать премьерство. Вот только выдержит ли страна очередную провальную попытку? Правда, пока, похоже, США не собираются давать «добро» на замену г. Гройсмана, да и слухи, возможно, преувеличены. Вот только слухи эти накапливаются в огромном количестве и предупреждают о высокой цене, которую Украина платит за дружбу с великими державами. Эта цена называется национальным суверенитетом.
Мало завоевать суверенитет, его нужно уметь сохранить. Слабые страны всегда были разменной монетой в руках сильных держав, но слабость или сила не всегда напрямую коррелируют с экономической и военной мощью, но всегда коррелируют с чувством достоинства и умелой дипломатией. Многие небольшие страны доказывали эту корреляцию. А если уж перешли опасную черту и дали себя проглотить, то, как говорил Ж.­Ж. Руссо, сделайте так, чтобы вас не сумели переварить.

Татьяна НИКОЛАЕВА