«Срала-мазала» или перспективы по запорожским дорогам

1146
0

В очередной раз весна вскрывает самые большие неприятности запорожских автомобилистов – жуткие дороги. Посему, главная шутка последнего месяца среди запорожцев – «асфальт «сошёл» вместе со снегом». Но, как говорится, было бы очень смешно, если бы не было так грустно, ведь в местных ямах запросто можно оставить полколеса, а то и всё авто. Плюс жуткие дороги значительно повышают риски во время движения и приводят к ДТП, угрожая человеческим жизням, а не только груде металла.  

О причинах вечной запорожской проблемы, которая становится особенно горячей весной, «Верже» говорил с (без) ответственными лицами. 

Для «затравочки»

О том, что творится не только на дорогах общего пользования, но и на  внутриквартальных дорогах, а также на трассах (не говоря уже о тротуарах) знают все. Проблему, как говорится, в карман не спрячешь и коврами не застелешь. Что до масштаба проблемы в цифровом эквиваленте, то по области, как рассказали нам в ОГА, после обследования в целом выявили 133 980 кв м ям.

Если конкретно, то на международных дорогах – 24 тыс. 290 кв м аварийных участков, на национальных – 33 тыс. 590 кв м, на региональных – 6 тыс. 100 кв м, территориальных – 70 тыс. кв м.

Запорожцы неустанно жалуются но то, что происходит, атакуя Фейсбук. В то же время, на днях организация «Helper Запорожье» повела итоги конкурса на лучшую дорожную яму –   «Самая красивая ЯМА 2018». Итоги конкурса размещены на официальной странице Helper.

Руководитель организации Данил Щербаков рассказал, что на почту поступило более 2180 заявок на участие, из которых первые два места заняли 1500 заявок. Среди них определили Топ-10 самых «самых красивых» ям Запорожья, устранения которых от власти уже начали требовать активисты. Более того: некоторые уже «самоустранились», как, например, ямы на плотине Днепрогэс, которые заняли первое место.

 Плотина

Итак, плотину «подшаманили» срочно-экстренным ремонтом практически за двое суток. Как рассказал нам руководитель КП «ЭЛУАД» Дмитрий Пархоменко, на этот ямочный ремонт балансодержатели объекта выделили 600 тыс. грн.

— На эти деньги мы «закрыли» 1600 кв. метров. К работе мы приступили 29 марта, а 31-го завершили. Работали и днём и ночью. Днепрогэс собственными силами отремонтировал около 500 кв. метров ям. Таким образом, мы делали большую часть ямочного ремонта, а они – меньшую. Сотрудники Днепрогэс работали параллельно с нами, — сказал глава ЭЛУАДа.

Отметим, что на сегодняшний день «Укргидроэнерго» является балансодержателем плотины Днепрогэс, стало быть, отвечает за 22 тыс. кв метров дорожного полотна.

— Чтобы вы понимали, всё асфальтобетонное полотно на плотине Днепрогэс требует замены. И у предприятия-балансодержателя есть этот проект с капитальной заменой, который включает также восстановление несущих конструкций плотины. Там много чего нужно делать: поднимать боковые ограждения, восстановить несущие конструкции, полностью заменить полотно на дороге и укрепить всё, что только можно, потому как сейчас по плотине ездят грузовики в 2-3 раза тяжелее, чем предполагалось при постройке самого объекта. Весь этот проект есть, и он подробно расписан, но вопрос стоит: есть ли возможность полностью перекрыть плотину? Если бы был достроен новый мост, как мы думали ещё 5-7 лет назад, то, конечно, да – закрыть плотину на капремонт можно, но в данных обстоятельствах – нет, нельзя. У нас просто нет альтернативы проезда такого потока транспорта, — отметил Дмитрий Пархоменко.

Он добавил, что власти города написали письмо «Укргидроэнерго» с просьбой выделись средства в размере 2,4 млн грн для выполнения там среднего ремонта, что должно значительно улучшить ситуацию.

— Сейчас аварийность убрана, но необходимость в среднем ремонте есть. Хотя бы «картами», — говорит запорожский подрядчик.

 

Объем проблемы

В Запорожье около 8 млн кв метров дорог общего пользования и все они требуют внимания. Как рассказали в КП ЭЛУАД, в прошлом году предприятие отремонтировало порядка 500 тыс. кв метров дорог, потратив на эти ремонты 200 млн грн.

— Это были, как ямочный ремонт, так и средние ремонты. Если бы всё делали средним, то было бы прекрасно. А если бы всё делали двухслойным средним ремонтом (когда весь асфальт до основания снимается), то вообще было бы идеально. Мы бы на 15 лет забыли о дорогах. Но тогда бы мы не привели в терпимое состояние 500 тыс. кв метров, а сделали бы хороший средний ремонт на площади в три раза меньше, — говорит Дмитрий Пархоменко, отмечая, что не только ЭЛУАД занимается ремонтом городских дорог. За дело берутся те подрядчики, что выигрывают тендеры.

При этом, нужно не забывать, что, кроме дорог общего пользования, есть и внутриквартальные дороги – ещё 8,5 млн кв метров по городу, где, как правило, яма на яме и живого места нет. Есть также и тротуары (4,5 млн кв метров), по которым ходят пешеходы, также являющиеся участниками движения. Плюс есть 9,5 млн кв метров частного сектора, жители которого также требуют хорошее дорожное покрытие.

— Если это всё сложить, то – мы понимаем – что никакого бюджета не хватит… ни один миллиард гривен нужно потратить, — говорят в горсовете.

В ЭЛУАДе рассказали о том, что весенние ремонты  стартовали и сделали оптимистический прогноз на конец апреля.

— На позапрошлой неделе мы закрыли 1750 кв. метров ям по городу – на разных улицах, на прошлой неделе – на 1700 кв метрах устранили аварийность. До конца апреля вся аварийная ситуация по городу будет устранена. На прошлой неделе также начался ремонт по улице Калибровой средним ремонтом. По этой улице мы говорили с мэром, он сказал, что экстренный аварийный ремонт там (ямочный) вопрос не решит, поскольку асфальт очень сильно разрушен и до конца лета там весь ямочный ремонт «высыпется», — констатирует  Дмитрий Пархоменко.

Вот как раз, таки, на ремонте этой улицы городской голова Владимир Буряк, если помните, красноречиво высказал на камеру запорожских журналистов то самое сакраментальное «срала-мазала», охарактеризовав, таким образом, попытки подрядчиков сделать ямочный ремонт. В результате решили восстановить проезжую часть средним ремонтом. Шутка ли, с 1987-го года прошлого века Калибровая, кроме тех самых пресловутых ямочных ремонтов (или, как теперь их уместно называть, «срала-мазала») не видела ничего.

Что же такое ямочный ремонт?     

Ответ прост – это, на самом деле, СРАЛА-МАЗАЛА. Не нужно быть гением, чтобы понять: точечное «заляпывание» ям на дороге, хоть и с предварительной очисткой-подготовкой – это экстренная мера, к которой прибегают в отсутствие средств на капитальные или средние ремонты. И, будем откровенны, хватает его максимум на год, а, как показывает запорожская практика, и того меньше – на сезон.

— Да, говорят, что ямочный ремонт недолговечен. Мы это сами видим – это правда. Здесь важно понимать, как это происходит технически и почему на дорогах появляются ямы. Появление ям обусловлено разрушением асфальтобетонного покрытия, как такового – это значит, что вся дорога уже приходит в негодность. И по-хорошему, её нужно ремонтировать полностью капитальным или средним ремонтом. Все те дороги, которые сейчас есть, мы получили от Советского Союза и капитально ремонтировать их нужно было давно и регулярно, но, как это обычно бывает, из-за нехватки бюджетных средств делалось что-то экстренное или не делалось вообще. Финансирования не было. Например, на плотине последний ремонт делался в 2006-м году. А срок жизни дороги сегодня 7-8 лет, вот и считайте, что прошло уже более десятка лет. Калибровую не ремонтировали нормально с 1987-го года, — говорит глава ЭЛУАДа.

По словам Дмитрия Пархоменко, гарантия на ямочный ремонт – год.

— Год – это даже много, потому что покрытие вокруг уже изношено, а это значит, что рядом с ямкой, которая только что была заделана, в любом случае скоро начнёт разрушаться асфальт. Покрытие разрушается, зимой трещины и даже мелкие ямки наполняются водой, а при замерзании это всё просто расходится. Вода увеличивается в объеме в два раза, и мы видим катастрофу на дороге. Для того, чтобы давать более или менее ощутимые гарантийные сроки, нужно делать хотя бы средний ремонт. Тогда у нас есть возможность формировать швы (продольные и поперечные) и восстанавливать уклон на дороге, чтобы вода стекала. Когда мы создаём условия для оттока воды с полотна, нет луж и нет никаких процессов, которые потом будут вредить дороге, —подытожил начальник КП.

 Ремонт «по-мокрому» или асфальт в лужу

Часто мы наблюдем такую картину: дождь идёт – дорожники работают. Или же после влажной погоды, не дождавшись высыхания, сотрудники подрядных фирм укладывают асфальт «в ямки», так-сяк полупросушив аварийный участок. Можно ли так делать, и доступна ли нашему городу современная технология «укладывание асфальта по-мокрому»?

В запорожском КП ЭЛУАД утверждают, что нет – они так не делают.

— Мы асфальт в лужи не кладём. У нас новая техника, но всё равно она не позволяет выполнять работы при высокой влажности. При фрезеровании поверхности дороги, мы срезаем асфальтобетон, продуваем его, наносим битумную сетку и укладываем асфальтобетон. В современном асфальтобетоне есть полимерные модификаторы для сопротивления высоким температурам и нагрузкам. Что до погодних русловий, то для работ на дороге температура должна быть не меньше + 5 градусов и сухая погода. Если вы видите, что дорожники выполняют ремонт в дождь, то Вы имеете право подойти и спросить, почему так происходит и сообщить в соответствующее управление об этом, — говорят «элуадовцы».

Глава предприятия подчеркнул, что местное КП участвует в тендерном отборе точно так же, как и другие фирмы.

— Мы участвуем в городском тендере, как и остальные компании. Город выбирает то, что выгоднее для бюджета. Далеко не все работы в городе проводит ЭЛУАД, только те, по которым мы прошли в системе отбора. Если другая фирма представит более выгодное городу коммерческое предложение, то город остановится на ней. В этом году город запланировал много средних и капитальных ремонтов. Будет делаться акцент именно на них и это правильно, поскольку ямочный ремонт он, по сути, на сезон. Зима проходит и разрушается дорога рядом с латкой, — повторяет глава КП ЭЛУАД.

Планы-обещания

В горсовете нам подтвердили информацию о том, что в этом году запланировано гораздо больше кпремонтов и средних ремонтов, чем в прошлом году. Всего, таким образом, запланировано отремонтировать порядка 130 тысяч квадратных метров дорог. Это в 1,8 раз больше, чем в 2017 году. Плюс планируется средний ремонт.

— Мы постепенно переходим к увеличению объёмов капитальных ремонтов городских магистралей, уменьшая долю текущих ремонтов. Также продолжим ремонт внутрикварталки, дорог частного сектора, — городской голова.

В 2018 году планируют отремонтировать также более 130 тысяч квадратных метров внутриквартальных дорог и почти 35 тысяч квадратных метров дорог частного сектора.

В горсовете говорят, что завершение торгов даст возможность окончательно определиться с очерёдностью ремонтов и сроками их выполнения. До середины мая есть план отремонтировать также порядка пяти тысяч квадратных метров тротуаров.

— Работы по ремонту дорог уже начаты во всех районах, — говорят в горсовете.

— Наши автомобилисты до конца апреля получат устранение аварийной ямочности на 100%,добавляют в КП Элуад.

Правда, по поводу последнего не будем уж слишком обольщаться. Здесь мы вспомним смыслы, предложенные выше, и правильно уясним оборот «устранение аварийной ямочности». Дабы сразу понимать, что это будет тот самый ремонт «срала-мазала», но, возможно, до следующей весны люди смогут проехать по местным направлениям без страха потерять колесо или расстаться с жизнью.

Средства на ремонт дорог в прошлом году:

Фактичне виконання за 2017 рік
Обсяги, м2 Обсяги, грн.
Поточний середній ремонт 410 021      206 411 658
Поточний дрібний ремонт 47 894
Поточний ремонт доріг приватного сектору 59 126 12  712 362
Внутрішньоквартальні дороги 128 709 31 027 797
Капітальний ремонт доріг 69 482 54 314 977
Будівництво та реконструкція доріг 30 150 32    657 742

 

Средства на дороги в этом году:

План на 2018 рік
Обсяги, грн.
Поточний середній ремонт 72 000 000
Поточний дрібний ремонт 12 400 000
Поточний ремонт доріг приватного сектору 11 380 134,80
Внутрішньоквартальні дороги 49 000 000
Капітальний ремонт доріг 135 519 457
Реконструкція доріг і об’єктів дорожнього господарства 166   795 875

 

 Ева Миронова