В необычном центре Запорожья «серебряных» дам обучают красоте внутренней и внешней

303
0

«В обществе так много людей, заинтересованных делать добрые дела», — в этом уверена директор Запорожской областной общественной организации «ФЛОРЕНС» Людмила Романенкова. Пятнадцать лет назад этот центр был создан преподавателями факультета «Социальная педагогика и психология» ЗНУ при поддержке психиатрической больницы №3 г. Молочанска и социальных работников из Канады. На сегодня в центре существуют 10 разных программ. Возраст участников — от года и до бесконечности. О самых популярных направлениях мы поговорили с Людмилой Алексеевной

— Почему возникла идея создать центр «Флоренс»?
— В университетах была и есть проблема — отсутствие практических навыков у студентов. Наших учеников по специальности «социальный педагог» и «психолог» некуда было отправлять на практику, ведь 15 лет назад большого количества социальных служб, как сейчас, не было. Не было социальных педагогов и в школах. Вот мы и придумали, как их подготовить к работе в альма­матер. Со временем количество разных проектов увеличилось.
— Людмила Алексеевна, расскажите о проектах для женщин старшего возраста.
— Для женщин серебряного возраста (улыбается). Мы никому не разрешаем называть женщин за 50 пожилыми и пенсионерами! Я стала замечать, что с возрастом дамы перестают за собой следить. Когда к нам приезжают иностранцы, они говорят о красоте девушек, а женщины чем хуже? Вот и возникла у нас идея преобразить женщин серебряного возраста. И очень отрадно, что наш молодой коллектив, средний возраст которого 30-­32 года, поддержал идею.
— Чему обучают «девушек»?
— Женщина может быть красивой в любом возрасте! Поэтому мы договорились с обучающим центром красоты «Estetic Education» о том, что они сделают женщинам прически и макияж. Для многих дам стало открытием то, что с возрастом нужен максимально натуральный макияж. Но самая большая проблема наших женщин — неумение одеваться. Мы обучили дам, как правильно подбирать одежду в их возрасте и одеваться в различные места. К сожалению, у нас люди либо донашивают вещи за кем-­то, либо носят то, что попалось под руку. Могут купить одну вещь и носить ее на базар, в театр, на прогулки или могут надеть кофту, расшитую стразами, пластиковые шлепанцы и пойти так на рынок. Открытием для многих было то, что старые пакеты можно заменить эко­сумками и это будет выгладить более эстетично. Главный результат ­ наши занятия принесли людям радость. Правда, после завершения проекта не все соблюдают правила, поскольку любые перемены в этом возрасте принимаются непросто.
— То есть проект «Я — красивая!» научил женщин, как следить за собой?
— Не только. Внешних изменений мало, нужно изменить внутреннее состояние. У нас ведь к людям пожилого возраста отношение достаточно негативное, как к отработанному материалу, вот наш коллектив решил обучать женщин позитивному мышлению: как получать удовольствие от жизни, как, становясь старше, не поддаваться возрастной депрессии. Рассказывали, как избегать конфликтов с зятем или невесткой. К нашему удивлению, люди говорили: «Если бы я знала это раньше, то не попала бы в такую ситуацию», «а я рот закрыла и не рассказываю теперь зятю, что о нем думаю». А еще у нас есть таблица, где все участницы указывают, как они проводят досуг. В ней несколько колонок: «для себя», «для общества», «для друзей», «для семьи», и все видят, как можно по-­разному провести свободное время.
— А этот проект только для женщин, или мужчины тоже могут принять в нем участие?
— Только для женщин, потому что мужчины менее активны, к сожалению. Последняя тема на проекте — «Любовь в зрелом возрасте», и в конце лекции дамы спрашивали, как бы с мужчинами познакомиться. Пока у нас нет возможности привлечь в проект сильную половину, но сама идея очень интересна. Подобные занятия проводил Запорожский гериатрический пансионат, в котором была укомплектована совместная группа из мужчин и женщин, говорят, все были очень довольны…
— А после проекта свадьбы были?
— Не совсем (смеется). Все наши участницы в конце проекта были солидарны в том, что любовь существует в любом возрасте. Хотя вначале говорили: «Какая любовь в нашем-­то возрасте?». Любовь может прийти и когда тебе за 50. Знаете, когда ты молодой, то любовь ­ это страсть, буйная весна, а в серебряном возрасте чувства напоминают теплую осень.
— Как попасть в проект?
— За 2 года мы выпустили 4 группы. И если в первом проекте участницы частично платили, то последующие 3 проекта были реализованы за наш счет — походы в «Estetic Education», театр, услуги профессионального фотографа (мы делали календари и портреты каждому участнику). Сейчас у нас нет средств на новую группу, но если найдем деньги на проект «Я — красивая!», возможно, еще что-­то сделаем в этом направлении.

— Людмила Алексеевна, а какой возраст участниц?
— Нас очень удивило то, что участницы каждой последующей группы были старше. Если сначала мы работали с дамами, которым было 55-­59 лет, то в последней группе у нас были женщины 60-­82 лет. Одна 89­-летняя дама записалась на занятия, но потом отказалась. Причина — похудела и стала плохо выглядеть. Мы очень рады, что люди серебряного возраста были открыты к получению новых знаний. Многие после завершения проекта говорили, что приобретенные на проекте общение, дружба, знания, некое вдохновение и понимание того, что жизнь не заканчивается, были очень полезны. Я обратила внимание, что на проекты приходили женщины «среднего образованного класса». Всего пару человек, которые переехали из села. Все участницы очень интересные и открытые люди. Многие женщины ранее работали инженерами, экономистами, педагогами.
— Вы также работаете с детьми с особыми потребностями…
— Идея возникла 15 лет назад, когда я работала преподавателем в ЗНУ и участвовала в украинcко-­немецком проекте «Учимся и работаем вместе». Через пять лет после работы в этом проекте наш немецкий коллега из Магдебурга решил открыть программу развивающего обучения для детей с особыми потребностями на базе какой­-либо общественной организации. Мы нашли несколько организаций, тогда их было немного, он посетил их все, а предложение получил центр «Флоренс». Мы вначале отказались, поскольку в этом направлении никогда не работали, и… вот уже 10 лет сотрудничаем с нашим немецким коллегой. Изначально посещали «особых» деток на дому, но это было неэффективно, поэтому стали привозить ребят в центр, где с ними работают социальный педагог, социальный работник, помощник воспитателя и реабилитолог.
— Чему обучаете детей в «Развивающем центре дневного пребывания»?
— Мы их социализируем и обучаем навыкам самообслуживания. Многие родители считают, раз у них ребенок с особыми потребностями, то следует все делать за него. Когда дети к нам приходят, то почти никто не может держать ложку и самостоятельно одеваться, но к концу года этими навыками владеют почти все. Был случай, когда мама не верила, что ее ребенок ест самостоятельно, говорила: «Неправда, не может мой сын есть сам. Он дома не берет ложку в руки». Чтобы доказать обратное, мы посадили ребенка кушать, а маму попросили стать за угол, и она смогла увидеть собственными глазами, как ее ребенок обедал самостоятельно. Также у нас проходят занятия по развитию речи, математике (насколько это возможно), музыкальные занятия, есть даже кукольный театр, в котором сначала специалисты «руководят» куклами, а потом сами дети. Также к нам приходят клоуны из организации «Смехоносы» и обученная собака Хилари. Знаете, этот пес получил немецкий сертификат, позволяющий ему оказывать услуги канистерапии (метод лечения с помощью домашних животных).
— Как социализируете детей?
— Постоянно вывозим детей в общество, хотя часто родители не хотят их показывать другим. У нас в центре в основном дети с аутизмом и синдромом Дауна, и когда мы только начинали водить деток на детские площадки или в парки, то мамы тут же забирали своих чад, потому что боялись, теперь такого нет. А еще раз в году мы проводим концерт «Світ великих сердець», на котором дети с особыми потребностями выступают совместно с другими школьниками. Знаете, за 9 лет проведения концертов никто из детей не смеялся и не тыкал пальцем в особых детей. Но нас приятно удивил поступок нескольких родителей, которые попросили приводить к нам в центр обычных детей. На вопрос «Почему?» отвечали: «Хотим, дабы наш ребенок вырос нормальным человеком!».
— Кто больше нуждается в помощи ­ дети или родители?
— Все. У нас был проект для родителей детей с аутизмом, мы организовывали для них встречи раз в месяц, чтобы они общались и обменивались опытом в воспитании особых деток. И если на первой встрече некоторые родители плакали, то на последней — пили чай, веселились и смеялись. Благодаря тому, что дети начали приходить в наш центр, многие мамы вышли на работу.
— А как в организации обстоят дела с волонтерами?
— На одного ребенка нам нужен один волонтер, и без них мы никуда не можем выехать. Чаще всего добровольцы — студенты факультетов «Социальная работа», «Социальная педагогика», «Психология», которые приходят к нам на практику. Знаете, сначала они приходят на практику, потом остаются «поволонтерить», а когда появляется свободное место во «Флоренс», то устраиваются на работу. Забавный случай произошел со студентом-­реабилитологом. После практики он единственный сказал: «Мне не понравилось». Но вскоре изменил свое мнение и вот уже 5 лет занимается у нас с детками. Это ­ высококлассный специалист, он ­ учитель, лечебный педагог, массажист. Мы даже его задействовали в проекте «Я — красивая!», чтобы активизировать женщин (улыбается). Когда он проводил зарядку для дам серебряного возраста, женщины были в восторге.
— У Вас есть проект «Территория Z», направленный на работу с агрессивным состоянием детей.
— Проекту уже два года. В 3­х школах, которые согласились участвовать, мы проводим тренинги и практические занятия, которые, в том числе, помогают снижать чувство агрессии. В проекте «Территория Z» участвуют ученики 7-­11 классов. Всю информацию стараемся доносить детям при помощи игр, моделируем и проигрываем различные ситуации, рассматриваем, как можно разрешить конфликты не силовыми методами, а при помощи разговора. Если бы еще больше школ присоединилось к проекту, было бы просто замечательно.
— Вы также проводите лекции для родителей на тему «Агрессивное поведение детей»…
— Да, школы заказывают такие лекции, ведь дети, в первую очередь, учатся агрессии дома. Читая родителям лекцию в одной из школ, я сказала: «Когда начнете бить своего ребенка, подумайте о том, что когда вы будете старыми и немощными, то ребенок тоже может начать бить вас». На этих словах у некоторых пап глаза округлились, ведь многие не думают о том, что все возвращается. К сожалению, известны случаи, когда пожилых, немощных стариков бьют дети… Если хотя бы один человек из большинства присутствующих задался вопросом: «А может, лучше поговорить с ребенком, а не бить?», то это уже успех.

P.S. В конце нашей беседы Людмила Алексеевна сказала удивительную фразу: «На удивление, в обществе так много людей, заинтересованных сделать что­-то полезное кому-­то. Пока не работаешь в этой сфере, кажется, что всем все равно, нет дела до других людей. Но это не так!».

Яна ПЕТРОВА,
фото из архива Людмилы Романенковой

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here