Благодаря и вопреки: 11-й Ленд-арт прошел в райском уголке Запорожья (ФОТО/ВИДЕО)

766
0

В Запорожье прошел 11-й фестиваль творчества на природе и в гармонии с ней – Ленд-арт. Вдохновленные окружающей красотой, местные художники создавали арт-объекты, вписанные в природный ландшафт и, по возможности, не противоречащие ему.

В этом году традиционный запорожский праздник искусства на земле сменил локацию и расположился в одном из самых живописных уголков Запорожья – на берегу Днепра на Великом Лугу.

— Мы стараемся, насколько возможно, менять локации фестиваля для того, чтобы исследовать новый ландшафт. Мы много лет проводили Ленд-арт на Хортице в разных места, затем несколько лет на ул. Скальной в урочище Сагайдачного, но вот на этот раз остановились на таком месте, куда совершенно не вмешивается урбан, — рассказал «Верже» организатор фестиваля Юрий Баранник (создатель одноимённой галереи).

Что же такое ленд-арт и чем отличается запорожский фест от такой же галереи-мастерской  под открытым небом в классическом понимании? Как правило, это некое ландшафт-искусство, которое зародилось в США в конце 1960-х годов. В данном искусстве, создаваемое художником произведение, должно органично вписываться в природный ландшафт. Считалось, что работы лен-артистов не могут быть привнесёнными извне, они – это часть окружающей природы, а ландшафт – форма и средство создания произведения.

– Природа может быть рамой для художника, а может быть картиной, и когда художник каким-то штрихом дополняет эту картину, то она обретает новый смысл. Такова основа этого искусства. Но, хочу заметить, что запорожский Ленд-арт далёк от классического такого мероприятия. Это скорее хеппенинг для радости – фестиваль-праздник, где встречаются друзья и все творческие люди. Мы проводим этот фестиваль для того, чтобы ощутить удовольствие от свободного творчества, –говорит автор фестиваля.

Кажется, тема запорожского Ленд-арта 2018 отражает популярные веяния, и удовлетворяет запросы публики  – это «Фотозона» или «Рамка для фото». Собственно, любая инсталляция любого ленд-арта, как правило, не только отражает некую идею автора, но беззастенчиво используется зрителями и, как фон для фото. Как бы это тривиально не звучало, но искусство на земле, словно прыгает в руки массы.

Впрочем, Юрий Баранник подчеркивает, что как таковой темы Ленд-арта обычно никто строго не придерживается. Она нужна лишь для того, чтобы обозначить фестиваль, но не «зажать» его в рамках. Как мы увидели, на самом деле, далеко не все художники отдали предпочтение фото-теме, а реализовывали довольно глубокие идеи. Например, Мария Касаткина, представляющая Львовскую академию искусств, реализовала удивительную и вечную идею реинкарнации, использовав живой и не живой материал, где из сердца умершей человеческой формы (выполненной в полиэтилене) вырастает живое дерево.

— Здесь идея в перерождении материи. Умирая, мы не исчезаем навеки, а просто переходим в другую форму. Не важно, в какую: в камень, животное, дерево и так далее. Хоть умирает наша мысль, мы сами остаёмся живы, — говорит художница, отмечая, что искусство ленд-арта популярно, но всё ещё понятно далеко не всем. – Ленд-арт – это то искусство, которое взаимодействует с природой, показывая, что нужно её любить и беречь. Люди же зачастую не понимают этого.

К слову, накануне участники фестивали до блеска вычистили побережье – в траектории проведения праздника. Вывезли 20 мешков мусора – два грузовика.

Здесь же была представлена эко-скульптура, отражающая проблему человеческого свинства – «Пан пакет», выполненная экологами zpspace.com.ua, а также прошёл перформанс «Лицар сміттєвої інквізиції», который вполне эффективно боролся с экологической бедой – мусором.

— Мы поднимаем не только проблему загрязнения Запорожья, но и сортировки мусора, которая у нас так и не организована. Это проблема не только нашего города, и зависит она не столько от местной власти, сколько от киевской: нам необходимы сейчас системные изменения в законодательстве. Нужны законы, которые будут стимулировать бизнес – только так мы сможем охватить всю страну, и будет масштаб, — говорит один из авторов «пакетной» скульптуры Иван Калоша.

Притягательно ярким был ещё один симбиоз искусства с деревом – инсталляция Ксении Иевлевой «Снаружи и внутри».

— Такими заметными и мягкими шарами мне захотелось показать фантастическую фактуру дерева и его энергию. Дерево, которое тянется к солнцу, питает землю и отдаёт силу в воздух, — говорит художница.

Вместе с тем, тема фестиваля была довольно эффектно отражена в нескольких арт-объектах, один из которых пользовался особенным «спросом» у зрителей – это инсталляция Эрики Равич с зеркалами «Интерактивный портал».

— Мне нравится делать такие объекты, которые не сами по себе, а притягивают зрителя и подразумевают общение с ним. В «Интерактивном портале» дзэна хоть отбавляй. Здесь можно видеть порталы природы – ловить небо, деревья, траву, играть отражениями, видеть себя с разных сторон одновременно, здесь даже лав стори ребята снимали, — отмечает автор инсталляции.

Отметим, что на Ленд-арте 2018 было представлено около десятка арт-объектов такого же количества авторов. Зрителям фестиваля удалось насладиться первозданной красотой местной природы и искусством концептуального видения этой красоты вопреки её регулярному загрязнению отдыхающими. И, конечно, благодаря участникам праздника, организаторам, вычистившим эти места, вырастившим искусство на земле.

Ева Миронова, фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here