Запорожский психотерапевт рассказала, как помочь ребёнку в экзаменационный период

829
0

В конце мая – начале июня у учащихся 9-11 классов наступает самый ответственный момент – сдача выпускных экзаменов. И, конечно, на подростках это сказывается не самым лучшим образом. Сам по себе подростковый период – сложный в жизни каждого человека из-за свойственных ему мощных физиологических, гормональных изменений и связанных с ними внутренних и социальных конфликтов. И именно в это время, когда нагрузки на все системы молодого организма и так велики, добавляются стрессы из-за учебы и сдачи экзаменов.

Добавим к этому то, что в конце учебного года школьники переживают утомление, которое выражается слабостью, усталостью, агрессией, гиповитаминозами, снижением аппетита и рядом других нарушений здоровья. Усугубляется ситуация тем, что не все родители осознают масштаб психического и физиологического давления на взрослеющих детей,  и создают еще больший натиск со своей стороны.

Для многих родителей ЗНО и ДПА стали своеобразным тестом на родительскую профпригодность – «Мы проходим по баллам, а вы?» Родители в стремлении заставить подростка успешно сдать экзамены отбирают у них гаджеты, нанимают репетиторов, запрещают гулять и общаться с друзьями. А за пределами дома зачастую другие взрослые, а именно — школьные учителя — искусственно создают невероятную важность обычного события, внушая детям, что оно решает в их жизни все, и могут даже запугивать экзаменационными «страшилками» — металлоискателями, охранниками, сопровождающими в туалетную комнату и отстранением от экзамена при попытке списывания. Конечно, речь не идет обо всех учителях, но, к сожалению, такие примеры встречаются нередко. Неудивительно, что в экзаменационный период у подростков в таких условиях наблюдаются скачки артериального давления, учащенное сердцебиение, расстройство сна и пищеварения, головные боли и т.д.

Несомненно, встают вопросы – как же выпускникам справляться со всем этим, и какую позицию благоприятно занять родителям и учителям в данной ситуации. Ведь от того, насколько психологически грамотно подросток справится с преодолением данного жизненного барьера, во многом зависит не только результат экзамена, но и состояние его здоровья. Поэтому с этой темой  мы и обратились к специалисту — психотерапевту, детскому и подростковому психоневрологу Анне Пришутовой.

 — Анна, давайте дадим понятие экзаменационному стрессу.

Начнем с того, что сам по себе стресс у всех возникает по-разному и его проявления и последствия зависит от конкретного человека. То есть даже, если вокруг все будет происходить максимально спокойно – кто-то все равно может испытывать сильный стресс как состояние повышенного напряжения организма. Экзаменационный стресс также связан с отрицательными переживаниями и отличается пониманием его, экзамена, неизбежности. Вдобавок — ожидание оценки, которая влияет на социальный статус, самооценку, перспективы поступления в ВУЗ и т.д.

— Как родителям лучше вести себя с подростками в такой период? Нужно ли заострять внимание на подготовке к экзаменам или лучше не вмешиваться?

— Важно помнить, что заставить учиться нельзя. Уделять или нет повышенное  внимание — здесь все очень индивидуально и нужно смотреть по подростку. Есть достаточно сознательные молодые люди, их не нужно контролировать, они сами себя организовывают и т.д. А бывает, наоборот, когда чрезмерная расслабленность и чувство, что мне все равно – никак не мобилизуют к учебе и результат может быть неприятный. Любые крайности нежелательны. Легкое волнение в экзаменационный период должно быть, но запугивание и угрозы от родителей лишь приведут к обратному эффекту. Вообще это задача не одного дня. Если взрослые планомерно и последовательно прививают ребенку один и тот же набор ценностей на протяжении школьной жизни, объясняют, что учеба и саморазвитие – это хорошо, то он и сам будет осознанно подходить к экзаменам. Другое дело, что он может не любить историю, но любить математику, например. Но если ценностный уровень у ребенка обозначен, то он все равно будет стремиться к получению знаний по интересующим его предметам и стараться держать определенную планку по другим.

— Как понять справляется подросток самостоятельно с экзаменационным стрессом или ему необходимо помочь?

— Если ребенок не справляется, то это естественным образом проявляется на его физическом и психическом состоянии. У него наблюдаются расстройства сна, аппетита, гипертонические кризы, тошнота, рвота, температура, усиливаются ночные страхи. В таких случаях лучше обратиться к специалисту за помощью. Если же он справляется, то реагирует на замечания взрослых спокойно и как бы «ускользает». Вы можете, например, кричать полчаса о важности экзамена, а он спокойно скажет «хорошо», закроется в комнате и займется своими делами или уйдет гулять. Он не поддается на угрозы и скандалы, у него уклоняющееся поведение.

Если ребенок не справляется, а родители не хотят обращаться за помощью, может даже из-за того, что сами являются причиной этого давления, может ли он как-нибудь самостоятельно себе помочь?

— К сожалению, самостоятельно он себе помочь не сможет. Он может звонить друзьям, делиться с ними своими эмоциями и чувствами, но если родители не на его стороне, то ситуация будет только ухудшаться. Через время такие дети начинают пугать родителей психосоматическими расстройствам, а те идут уже лечить последствия своего такого отношения к подростку и завышенных ожиданий. В моей практике был случай, когда мне на пятый этаж на руках принесли девочку 12 лет, которая не смогла ходить плюс ко всему перестала видеть, у нее были судороги и еще куча психосоматических расстройств именно по причине давления родителя. Это была истероидная реакция на ожидания высоких баллов со стороны матери. Сначала у нее были астено-невротические состояния, но после ого, как давление не прекращалось – все перешло в то состояние, которое я вам описала. Она стала совершенно не пригодна к учебе. За пять занятий с ней мы все восстановили, но я прекрасно осознавала, куда ребенку возвращаться. Поэтому взрослым нужно думать, к чему может привести такое их отношение и давление на детей.

— Какие еще последствия имеет желание родителей ориентировать подростка только на получение высокого балла на экзамене?

— Родителям важно помнить, что оценка зачастую от знаний вообще не зависит. На нее могут оказывать влияние и удача, и настроение учителя, его отношение к ученику и многие другие факторы. К тому же ожидание от ребенка высокого балла порождает в нем всевозможные комплексы: чувства, что он может не оправдать ожидания, подвести, быть недостаточно хорошим для родителей. Снижается уверенность в себе, чувство своей ценности и усиливается вероятность неуспеха в других  сферах жизни. При сильном давлении появляется вдобавок чувство страха — подросток знает, что он регулярно плохо, по мнению родителей, сдает экзамен. А если мы чего-то боимся, то пытаемся этого избежать, и здесь могут начаться психосоматические проявления  – в виде головной боли, внезапно поднявшейся температуры и даже хуже, вплоть до состояния, о котором я говорила выше. Родители должны помнить, что школа и оценки – это зона ответственности детей. Также важно учитывать, что подросток может быть способен в чем-то другом, а не в том, что запрашивает школа и ругать его за наши неоправданные ожидания – это на самом деле — портить качество наших взаимоотношений, иногда – на долгие годы.

— Как поддерживать детей в экзаменационный период и непосредственно в день экзамена?

— В любой сложный период для ребенка – универсальная фраза — «я тебя люблю». Вот подходите к нему, обнимаете и говорите – я тебя люблю. В период подготовки к экзамену – подчеркивайте его сильные стороны, заряжайте позитивным отношением к предстоящим испытаниям, не драматизируйте само событие, помогая, предлагайте, а не требуйте. В день экзамена нужно учесть, что уже все, что можно – сделано и поэтому важно дать понять, что: я тебя люблю; что получишь, то и хорошо; я с тобой; когда захочешь – звони, я тебя поддержу и т.д. Надо твердо дать понять вашему сыну или дочери, что они дороги вам и любимы вне всякой зависимости от академических успехов или неудач.

— Как Вы можете прокомментировать тактику некоторых родителей поощрять подростков материальными благами за хороший результат на экзаменах?

— Здесь важна правильная формулировка – я покупаю ребенку новый телефон  не за 12 баллов, а за проделанную работу. Если взять для примера взрослого — когда он идет на работу, то хочет знать, что чем больше он выкладывается, тем больше будет поощрение и благодарность. Она, кстати, не всегда может быть денежной, но обмен затраченной энергии необходим. Это своего рода обратная связь, которая сообщает – «я молодец»! При ее отсутствии мы  перестаем стараться. Поэтому если подросток старался, добросовестно учил, то даже при получении не самого высокого балла, который во многом зависит от удачи, его имеет смысл поощрить. Вполне можно порадоваться самим и порадовать ребенка, но именно за проделанную работу, а не оценку.

— Если подростки очень сильно нервничают в экзаменационный период, можно ли им порекомендовать легкие растительные седативные препараты, такие как глицин, экстракт валерианы, гомеопатические средства и т.д. Или лучше не прибегать к этому?

-Конечно, если у ребенка сильная тревога и расстройство сна, то лучше прибегнуть к подобным медикаментозным средствам, чем терпеть их. Ведь ребенок не может при таком состоянии качественно подготовиться, да и просто выспаться, дать отдохнуть нервной системе. Здесь как раз подойдут те средства, которые вы перечислили, но более сильные препараты нужно согласовывать исключительно с врачом. И непосредственно в день сдачи экзамена лучше не переусердствовать с успокоительными, ведь состояние вялости и сонливости будет только во вред.

— В заключение, хочу спросить о роли учителя во всей этой ситуации. К сожалению, часто встречаются случаи, когда учитель усугубляет волнения школьников. Вряд ли мы с вами эту ситуацию изменим, но можем хотя бы написать о том, как лучше себя вести в такой непростой для детей период.

— Да, я думаю, хороший учитель никогда не будет запугивать детей экзаменами. Все эти рассказы о металлоискателях, охранниках и будущих экзаменах за год до них по понятным причинам лишь усиливают волнения школьников. Лучше всячески поддерживать, помните фразы, которые нам говорили в школе? — Вот кто на что учился весь год, то и получит. В принципе, это справедливо. Хороший учитель знает своих учеников и знает — кого как лучше мотивировать. И чаще эффективнее оказывается похвала и выделение реально сильных сторон, нежели противоположная стратегия. Школьные экзамены – важный этап в жизни каждого и, в то же время, это первый из многих важных и сложных этапов. Это своего рода – генеральная репетиция, событие ответственное и позволяющее проявить все свои сильные стороны.

Ксения Шаповалова