Пыльные бури в Запорожье – проблема 21 века

973
0

Складывается впечатление, что пыль везде: ее можно увидеть на недавно вымытом подоконнике, она мгновенно пачкает светлую одежду, ужасно скрипит на зубах и оседает на дно стакана, в который только что налили воду

Два года назад по Запорожской области «прокатилась» информация о том, что местные жители вырубывают лесополосы ради бесплатных дров, что было связано с повышением тарифов на газ. Сельские жители массово начали переходить с дорогого газа на бесплатные дрова. Как рассказывают очевидцы, в Херсонской области невооруженным глазом можно увидеть пустые поляны в посадках. На места вырубленных деревьев новые не высаживают, потому что за пополнением «лесного фонда» некому следить. Да и саженцы клена, ольхи, и тем более, дуба, стоят недешево.
Ветровая эрозия в Украине ежегодно распространяется на шесть миллионов гектаров, а в годы с пылевыми бурями — на значительно большие площади.

— Пыль с украинских полей угрожает Европе, — говорит профессор-лесовод Василий Юхновский. — В марте 2007 года облако пыли, которое сформировалось над полями южной Украины, из-за сильного ветра прошло Словакией, Польшей, Чехией, достигло Германии и даже Британии. В этих странах была зафиксирована максимальная концентрация пылевых частиц — от 200 до 1400 микрограммов на кубический метр, несмотря на то, что средняя концентрация пыли в европейских странах составляет 50 микрограммов на кубометр.

Начав изучать снимки со спутника ученые заметили, что красное пятно над южной частью Украины, которое стремительно увеличивалось. Общая масса пылевого облака, возникшего над высохшими полями недалеко от плотины Каховского водохранилища в нижнем течении Днепра, составила не менее 60 000 тонн, что эквивалентно более 600 вагонам песка.

Обычная пыльная буря поднимает в воздух около 70 тонн чернозема с гектара в час. Ситуация и в 2007 году была бы намного хуже, если бы не бесчисленные ряды насаженных между полями деревьев.

Защита украинской пашни

После Второй мировой войны в Украине было создано 1,4 миллиона гектаров защитных лесных насаждений, из них почти полмиллиона — полезащитные полосы, которые «оберегают» половину украинской пашни.

Сажали, а еще пололи, прореживали и другим образом ухаживали за саженцами преимущественно женщины, так как в послевоенные годы именно на их плечи легло бремя восстановления разрушенного хозяйства.

По данным Научно-исследовательского институт лесного хозяйства и агролесомелиорации, лесополосы не только снижают интенсивность пылевых бурь, но и повышают урожайность сельхозкультур на 10- 20%. А учитывая то, что на образование одного сантиметра гумуса в естественных условиях требуется целое столетие, то роль лесополос, как оберега грунтов от эрозии, не только экономическая, но также экологическая и социальная.

Подорожал газ – топор в руки

Предварительные расчеты показывают, что для достижения нормативов полезащитной лесистости нужно дополнительно создать полезащитные и стокорегулирующие полосы на площади примерно 785 000 гектаров. Но речь идет не о создании новых, а о понимании того, для чего нужны уже существующие. Ведь как только повышаются цена на газ или уголь, люди начинают активнее ставить твердотопливные котлы, а следом доставать топоры и пилы, с которыми отправляются в ближайшую лесополосу, так как они фактически ничьи.

В результате последней земельной реформы сельскохозяйственные угодья переданы в частную собственность (паи). Полезащитные же лесополосы остались в составе земельного запаса или общего пользования на балансе сельских советов. Их более 318 000 гектаров. Треть миллиона гектаров на сегодняшний день — без охраны и ухода. Дыры в лесополосах выглядят, как зазубрины в челюстях бездомного. Когда-то живые и приветливые, сейчас остатки лесополос — обгоревшие и закопченные в результате пожаров, вспыхивают из-за сжигания стерни…

Спасение в закреплении полезащитных полос за землепользователями. Но вопрос такой передачи законодательно не урегулирован. Что делает в этом направлении профильное министерство? А ничего. Не так давно какая-то странная общественная организация представила на представительном «круглом столе» итоги работы Министерства аграрной политики и продовольствия Украины за 2015 год — вырос экспорт сельхозпродукции, увеличились поступления в бюджет и тому подобное. Но о том, как министерство спасает или хотя планирует спасать лесополосы – ни слова!

Юрий Марчук, профессор-лесовод:

— На землях, которыми пользуется ООО «Кищенцы» Маньковского района Черкасской области, управляющий которого — предприниматель из Голландии, во всех лесных полосах расчищены опушки, ветви опушечных деревьев подрезаны до 4-метровой высоты. И хотя в середине лесной полосы уходом не занимались, лесополосы приобрели эффективные конструкции.

Как положительный пример отношения к полезащитному лесоразведению можно привести опыт Днепропетровской области, где агроформированиям переданы в собственность лесные полосы на площади 5460 га. А еще 36500 га находятся под охраной обществ, которые взяли в аренду земельные участки у собственников земельных паев. Поэтому фактов уничтожения лесных полос в области нет.