Запорожские первоклассники «привязаны»: государственное благо или новые формы коррупции

1021
0

В прошлом году в Украине приняли новый закон «Об образовании», лишивший первоклассников и их родителей права выбора школы. Уже в этом учебном году каждый ребёнок, поступающий в первый класс, официально привязан к одной единственной школе по месту жительства. Данное правило касается только младшей школы и государственных (бесплатных) учебных заведений. Закон не распространяется на частные лицеи/гимназии, принимающие детей на платной основе.

С одной стороны адресная привязанность первоклассников к единственной школе уравнивает все учебные заведения, как одинаково «хорошие», с другой – заставляет паниковать амбициозных родителей, желающих для своих детей «лучшей доли», чем «захудалая» районная школа. Впрочем, дело не только и не столько в родительских амбициях, сколько в отсутствии свободы выбора, как таковой, что многим папам и мамам кажется не только не справедливым, но антиконституционным.

К тому же – и это самое интересное! – новый закон заставляет несогласных и проворных родителей искать лазейки, чтобы устроить своих детей в выбранную ими заранее школу. А это значит: договариваться с нужными людьми, «сорить благодарностями» – развивать и поддерживать коррупцию на новых уровнях.

Цели и причины адресной привязки

В Приказе МОН № 367 от 16.04.2018 года говорится о том, что «заявление о зачислении ребенка в первый класс учебного заведения, за которым закреплена территория обслуживания, на которой проживает этот ребенок, и документы, определенные пунктом 4 раздела I настоящего Порядка, предоставляются в соответствующее заведение одним из родителей ребенка лично до 31 мая».

Как рассказала Верже зам главы департамента образования и науки запорожской ОГА Валентина Хиврыч, в сентябре в Запорожской области и областном центре откроется 830 первых классов в 509-ти школах. В первые классы пойдут 18,3 тыс. детей.

Уже сейчас горсовет составил список школ, закреплённых за определёнными домами. И родители могут просто написать заявление о поступлении ребёнка в закреплённую за ними школу. Никакого конкурса в этом случае нет. При этом, никто не запрещает писать заявление и в ту школу, в которую они хотят пойти, но не свою. Школа набирает детей по списку (своих), но потом, если в ней остаются свободные места для других первоклассников, то руководство школы проводит донабор по жеребьёвке. Это открытая и прозрачная процедура, которая совершается в присутствии родителей. Так что, если в какой-то школе, например, остаётся десять свободных мест в первые классы, в «дополнительных» желающих  поступить сто, то случайным набором определяются дети, которые подали в неё документы из незакреплённых. По месту же проживания должны взять абсолютно всех, — даже если не хватает мест, их будут отыскивать для детей, которые должны пойти в эту школу по месту прописки (проживания) — будут открывать новые классы или вторую смену, — говорит Валентина Хиврыч.

Основная цель нового порядка зачисления в начальную школу – равномерное распределение нагрузки на учителей и формирование классов до 30 детей. Как можно догадаться, это должно повысить качество обучения, однако легко выполнить норму смогут пока не все.

В законе говорится, что «заявления и документы, определенные пунктом 4 раздела I настоящего Порядка, до 31 мая могут быть представлены в других учебные заведения (без ограничения их количества) для зачисления на свободные места».  Если жеребьёвка в желанной «чужой» школе не принесла нужных результатов, то родители вполне смогут перевести своего школьника в другое учебное заведение по завершении им младшей школы.

— В старшую школу, где у детей в обучении начинается специализация, вы можете перейти куда угодно, никто не сможет вам запретить. Это даже полезно ребёнку –   менять школу, чтобы менять роли и знакомиться с новыми коллективами. В передовых странах считается вредным для ребёнка обучаться постоянно в одном коллективе, поскольку за ним закрепляется определённая социальная роль. Когда человек меняет коллектив, у него есть возможность по-новому развиваться и показывать себя, — отметила начальник отдела образования ЗОГА.

Плюс, есть законная возможность учить ребёнка в платном учебном заведении на выбор, если, конечно, она подтверждена финансовой возможностью. Также всегда существует вариант хоумскулинга, в том случае если занятость родителей позволяет уделять максимум внимания своему чаду.

— Все государственные школы сейчас зачисляют детей в первые классы в соответствии с новым законом об образовании и отдельным положением о приёме детей. Да, при условии, если места останутся, и на них будут желающие, мы можем принять заявления от родителей, не закреплённых за нами домов, — подтвердила нам правила набора директор запорожской гимназии «Контакт» Тамара Заварзина.

Еще одним важным моментом является то, что новый закон предполагает, что в течение пяти лет школы поменяют уставы и станут соответствовать трем предусмотренным типам учебных заведений – начальной школе, гимназии (5-9 классы) и лицею (10-12 классы).

Новые стандарты образования младшей школы – НУШ

Специалисты уверяют, что, нет смысла «перебирать» школы, поскольку, в связи с новыми стандартами образования, все учителя проходят специальную подготовку:   переквалифицируются, обучаются. Стало быть, программа младшей школы будет у всех одинаковая и направлена она будет не столько на какие-то теоретические знания по разным дисциплинам, сколько на развитие практических умений у детей. Так что и возможности во всех школах будут у малышей равные (насколько это возможно).

— Сейчас «натаскивать» детей при поступлении в первый класс совершенно не актуально, поскольку нет никакого конкурса. И потом по новым стандартам образования дети не будут зациклены на теоретических знаниях, скорее на получении практических компетенций. На самом деле, дети, которые хорошо развиты, но не умеют читать/считать/писать перед поступлением в первый класс, они быстро догоняют и даже перегоняют просто «натасканных» детишек, родители которых потратили целый год жизни ребёнка, чтобы он показал отличные результаты на собеседовании. Вот новая программа образования и этот закон о привязке к определённой школе отчасти призван разорвать этот порочный круг — подготовки шестилеток к первому классу, специальному репетиторству перед школой и конкурсов, поскольку многие родители амбициозно хотят своих детей отправить в какую-то особенную школу, которая, якобы, на выходе даёт какие-то невероятные результаты, но зачастую это не так, — уверена Валентина Хиврыч. К тому же, как было сказано ранее, после младшей школы ребёнка, при желании, можно перевести куда угодно.

В течение следующих пяти лет будет внедряться программа обучения младшей школы «Нова українська школа», которая станет обязательной для всех независимо от специализации. Нова украинская школа – это ключевая реформа Министерства образования и науки. Главная цель – создать школу, в которой будет приятно учиться и которая будет давать ученикам не только знания, как это происходит сейчас, но и умение применять их в жизни.

На сайте Минобразования говорится, что НУШ – это школа, в которую приятно ходить ученикам. Здесь прислушиваются к их мнению, учат критически мыслить, не бояться высказывать свое мнение и быть ответственными гражданами. «В то же время родителям тоже нравится посещать эту школу, ведь здесь царят сотрудничество и взаимопонимание».

По новой программе детям младшей школы будут давать не просто некую сумму теоретических знаний, а умения и компетенции, благодаря которым человек сможет быстрее социализироваться и знать, что и как делать в жизни. Это будут те знания и умения, которые пригодятся практически. Например, уметь написать заявление, практический (разговорный) английский и прочие умения, применимые в жизни. Нам хочется, чтобы детям было интересно учиться, чтобы те знания, которые они получают, были нужны и потом они дальше развивались с этими умениями. Чтобы наши дети были по-настоящему развитыми, людьми мира и патриотами своей страны. Чтобы каждый ребёнок смог найти себя, – объясняет зам главы начальника управления науки и образования ЗОГА.

То, что программа полностью изменилась, и обучение детей будет вообще по-другому построено – это однозначно. Наши учителя младших классов тоже проходят специальное обучение, чтобы перестроить форму обучения детей. Знания и умения детей должны быть приближены к повседневной жизни, – комментирует Тамара Заварзина.

Вместо запоминания фактов и определений понятий, ученики будут приобретать компетенции. Это – динамическая комбинация знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, других личных качеств, определяющая способность человека успешно социализироваться, вести профессиональную и дальнейшую учебную деятельность. То есть формируется ядро знаний, на которое будут накладываться умения этими знаниями пользоваться, ценности и навыки.

Родители паникуют и платят

Несмотря на все прелести новой программы образования и по-настоящему практических, «вкусных», современных подходов к образованию детей, многие запорожские родители растеряны – они планировали для своих детей вполне определённые школы.  Именно поэтому приходится идти по кривой дорожке коррупции, искать лазейки, платить.

О том, как «решается» вопрос желаемой школы для малыша, нам рассказали родители (некоторые пожелали остаться инкогнито).

В школах никто ничего не берёт. С тобой даже разговаривать не будут, если будешь намекать на «благодарность» за то, что твоего ребёнка возьмут. Мы платили определённому человеку за «место жительства». Для того, чтобы нам дали справку о проживании именно в зоне, которая закреплена за той школой, в которую мы готовились поступать и хотели. Сейчас все так делают. Те, кто хотят пойти в другую школу, покупают эти прописки или справки о месте жительства, – говорит наша собеседница – мама 6-летнего сына.

Запорожский юрист Дмитрий Майстро рассказал, что по закону «Об образовании» каждый ребенок имеет право получить образование в учебном заведении, ближайшем к месту его жительства. Если оно не совпадает с местом прописки, человеку нужно предоставить документ, подтверждающий это.

Мы тоже хотим в другую школу, но не из-за каких-то амбиций о высоком или низком уровне подготовки в нашей районной школе, а потому что мой сын сам выбрал эту школу. Несколько лет мы с ним гуляли в центре городе в районе, где живут наши друзья, — и сыну очень нравился двор школы и ребята, которые там гуляли он уже даже с некоторыми познакомился. К тому же туда поступает его друг, и сын отказывается идти в нашу районную школу. Мне придётся что-то с этим делать — возможно даже придётся покупать справку о месте жительства, потому что я не хочу так травмировать ребёнка мы уже давно присмотрели себе школу, ещё до того, как вышел этот злосчастный закон, – поделилась с нами мама Алина Загребина.

В случае съемной квартиры родители могут предоставить руководству школы договор аренды жилья. Этот договор даёт и право получить справку в миграционной службе, подтверждающую его фактическое проживание по определенному адресу. Такую справку может дать глава ОСМД «желанного» дома.

О том, кто, как и куда несёт деньги за липовую «прописку/проживание» и есть ли в этом хоть какое-то рациональное зерно, говорить нет смысла. «Продвинутые» родители, с которыми мы говорили, находят разные лазейки – от ОСМД до Миграционной службы, где сговорчивые сотрудники могут написать желанную «бумажку». Некоторые фиктивно арендуют жильё в нужном районе и месте; за определённую плату хозяин квартиры может сделать справку о вашем проживании.

Хорошо ли поддерживать коррупцию, чтобы преодолеть поставленный законом барьер? С точки зрения того самого закона, чёткое «нет», но с «человеческой» точки зрения вполне понятно, что люди, так или иначе, будут искать выход из своей личной ситуации, коль скоро государство поставило жёсткие ограничения. И даже, понимая причину этих рамок, которые мы обсудили выше, родители смотрят на своего ребёнка не как на часть системы, а как на своё дитя с дорогами, выбором и  возможностями.

Вообще, по моему личному мнению это нарушение прав и свобод человека — привязывать ребёнка к одной-единственной школе. Ладно бы, хоть две-три давали на выбор или просто школы твоего района. Но дают такой выбор, что выбора-то собственно нет, кроме платных учебных заведений. Вот в чём основная проблема! Такое чувство, что мы вернулись к коммунистическому строю. Вот одна и всё. А если она по любым причинам родителям и ребёнку НЕ нравится? Да мало ли, какие могут быть критерии это далеко не только разговоры о том, что школа «слабая». Речь даже не о знаниях. Хорошо, будут развивать умения и компетенции с этим мы как раз очень даже согласны, но есть и другие критерии: от состояния школьного двора, до самого учителя и окружения ребёнка. Я, например, настроен против нашей местной школы, которая имеет небезопасную спортивную площадку, где снаряды, которые там есть, в критическом состоянии. Мы часто проходили через этот школьный двор, когда шли на прогулку и меня (даже меня мужчину!) шокировал детский мат на каждом шагу. Понятно, что это не проблема самой школы, скорее родителей этих детей, но мне не хотелось бы, чтобы моя дочка там училась и считала такой язык нормальным. Это просто пример того, что критерии отбора родителями школы могут быть совершенно разные. И хорошо бы украинцам дать право выбора школы для своего ребёнка, раз уж мы свободная европейская страна, – поделился с нами запорожец Сергей Бройшин.

Да все школы хороши, да все школы равны, да такая система упорядочит количество детей в классах и усмирит амбиции уж слишком резвых родителей, избавив от нелепых конкурсов (!) при поступлении в первый класс (поборов, таким образом, разветвлённую систему заработков репетиторов), но, – как мы видим, – и откроет новые точки доступа для той же коррупции.

Так может, стоит дать родителям первоклашек хоть какой-то выбор? Сразу, законно, без панических атак, взяток и жеребьёвок..?

 Ева Миронова