«Дизайн-код вывесок» по-запорожски

2598
0

Яркие, броские и запоминающиеся — запорожские предприниматели соревнуются в том, кто креативнее и пафоснее презентует свой магазин/кафе. Для этого бизнесмены «креативят не по­-детски», поэтому город заполнен вывесками, которые ничем не регулированы

В погоне за желанием выделиться и переплюнуть своих конкурентов для бизнесменов все средства хороши. Проезжая вдоль главного проспекта нашего города, можно увидеть все, что угодно: рекламы с неоднозначным контекстом, перекрашенные участки фасадов в красный, коричневый, зеленый цвета под стиль нового магазина, многометровые габаритные вывески с подсветками и рекламные конструкции, нависающие над дорогой. За всем этим не видно архитектуру Запорожья и самого города.
Самым ярким примером «кричащих» вывесок и рекламных конструкций, созданных в стиле «цыганский шик», можно назвать магазин «DEMOS» (возле ТЦ «Украина»). Это псевдоукрашение города много лет мозолит глаза запорожцам, но вот как избавиться от сомнительной «изюминки» города?
На сегодня есть Законы Украины «Про рекламу» и «Про благоустрій населених пунктів», которые частично регулируют размещение рекламных конструкций на домах.
— В этих законах, — говорит представитель департамента архитектуры и градостроительства Запорожского горсовета Артем Еременко, — есть несколько пунктов, которые касаются размещения рекламных конструкций. Дело в том, что перекраска фасада, изменение его формы, прикрепление рекламы на объект культурного наследия имеют разрушительную систему. То есть прежде чем что­то изменить на объекте, предприниматель должен получить разрешение в нашем департаменте.
Артем Еременко также подчеркнул, что вывеска — это архитектурный элемент, который когда­то являлся частью паспорта «О наружной отделке фасада зданий» и ранее узаконивался в департаменте архитектуры.
— То, что мы видим на примере «DEMOSа» — рекламная конструкция, регламентируемая «Положенням про розміщення» №802 с изменениями, где четко прописано предоставление разрешений именно на рекламные конструкции. В Законе «Про рекламу» прописан порядок размещения и узаконивания их, а также порядок демонтажа: существует комиссия, в состав которой входят департаменты по благоустройству и архитектуре, которые выявляют явные нарушения, для этого достаточно жалобы или какой­то фотофиксации, — говорит Артем Еременко.
То есть на сегодня мы имеем закон, который регламентирует размещение рекламы и рекламных конструкций, но в «букве закона» ничего не написано о правилах размещения вывесок. Поэтому предприниматели пользуются всем известным высказыванием «Закон как дышло: куда повернешь — туда и вышло» и делают так, как им нужно.

Еще один «бог» рекламы — аптека «Шар». Изначально на пр. Соборном, 171­а (высокая башня на пл. Поляка) были незаконно вывешены черные конструкции с лимонными смайликами. Это не вписывается в памятку градостроительства городского значения. Поэтому гордепартамент архитектуры и градостроительства вмешался:
— Размещение рекламных конструкций — сложный процесс, и получить разрешение на их размещение сложновато, — говорит Артем Еременко. — Поэтому владельцы аптеки «Шар» обратились к нам с вопросом размещения уже вывески. А с этой точки зрения они сделали абсолютно все — ровные просвещающиеся буквы, отсутствие всяких козырьков. И, в принципе, у нас нет возражений — вывеска меньше 3 кв.м, размещена на этаже, где ведется предпринимательская деятельность, и не закрывает никакие архитектурные элементы.
Чтобы прекратить «вакханалию» с вывесками, общественная организация «Свідоме місто» год назад вплотную занялась программой «Дизайн Код Вывесок» для двух исторических ареалов — Старый Александровск и Соцгород (6­й поселок).
— Нашим проектом заинтересовался департамент культуры и туризма Запорожского городского совета и предложил развивать эту тему вместе, — говорит глава общественной организации «Свідоме місто» Алексей Добряков. — Подобные проекты уже реализованы в Киеве, Львове, Виннице и Одессе. Изучив их, мы написали «Дизайн Код Вывесок» для нашего города.
— На встречах с общественниками мы обсудили их предложения и пришли к мнению, что нет смысла разрабатывать правила размещения вывесок для города в целом, слишком разные районы, — говорит специалист по культурному наследию департамента туризма Запорожского горсовета Павел Кравчук. — Кроме того, упорядочение вывесок сподвигло к формированию определенных инструментов решения данной проблемы. Подающие надежды архитекторы­дизайнеры Маргарита Сафонова и Анна Сидорова первыми внесли свои предложения. Девушки разработали хорошие базовые стандарты размещения вывесок. Теперь мы должны узнать мнения стрит­холдингов относительно ограничений, которые устанавливают прописанные правила.
— В начале 2018 года тендер на «Код города» выиграла харьковская организация, т.е. она будет наводить порядок во всем Запорожье, вплоть до малых архитектурных форм, — говорит Алексей Добряков. — Мы планируем с ними сотрудничать, уже предоставили им наш проект. Отмечу, что в течение двух месяцев Маргарите и Анне можно отправлять свои отзывы и предложения на электронную почту относительно правил размещения вывесок.
Что касается непосредственно самого проекта, разработанного ОО «Свідоме місто», то при создании «Дизайн Кода Вывесок» для двух исторических ареалов Маргарита и Анна хотели сделать вывески читабельными и не наляпистыми ­ для начала.
— Для вывесок следует использовать природные материалы, — говорит Маргарита. — Что касается размеров, то в Старом Александровске вывеска должна быть не больше 1 кв.м, а для Соцгорода — максимум 2 кв.м на субъект предпринимательства. Т.е. один предприниматель имеет право вывесить одну вывеску не более 1(2) кв.м. Что касается шрифтов, то использовать можно до 2­х шрифтов, текст должен быть размещен максимум на 2 строчках.
Разработчики проекта отметили, что в Запорожье практически нет положительных примеров правильного размещения вывесок. Например, верно презентует себя отель «Театральный».
— У «Ощадбанка» есть свой брендбук — белые буковки на зеленом фоне, размещенные на огромном щите, — говорит Артем Еременко — Во Львове «Ощадбанк» сделал вывеску на прозрачной подложке и буквы выполнены под цвет фасада. Если это возможно там, значит, так можно сделать и в Запорожье.
В конце презентации все участники встречи отметили, что работа над данным проектом только началась: «Сейчас нам нужно мобилизировать внимание общественности, чтобы в дальнейшем утвердить регуляторный акт», — сказал Павел Кравчук.
— Регуляторный документ, который будет контролировать размещение вывесок, нужно проработать. Вопрос только в том, что нужно внести изменения в существующее местное положение (решение №82) «Про рекламу» или создать отдельный документ, в котором необходимо прописать порядок демонтажа вывесок в случае нарушения, — дополнил Артем Еременко.
— После того, как новые вывески будут утверждены, — подводит итоги Алексей Добряков, — предприниматели, чьи вывески не будут соответствовать нормам, должны будут их заменить на новые.
С проектом «Дизайн­код вывесок» можно ознакомиться на странице «Свідоме місто» в Facebook. Предложения и замечания относительно проекта «Дизайн Код Вывесок» оправлять на почту: telltomfelis@gmail.com (Анна Сидорова) и margisafo@gmail.com (Маргарита Сафонова).
Жалобы на неправильное размещение рекламных конструкций и вывесок можно направлять в департамент архитектуры и градостроительства Запорожского городского совета.

Иванка ВОЛОЩУК, фото автора