Отношения между родителями и детьми

483
0

Как родители мы часто задаем себе вопрос: что мы должны сделать, на что имеем право, на что не имеем право? Как определить границы ответственности родителей и детей, границы личного пространства ребенка и нас, родителей?

В реальной жизни мы полагаемся на правила, принятые в нашей семье и приобретенные в процессе собственной жизни. Мы изучаем перечень навыков, которыми должен овладеть ребенок в том или ином возрасте, и пытаемся добиться соответствия. Конечно, мы сравниваем собственного ребенка с собой, с детьми наших друзей и родственников. Отсюда великое множество сложностей и реальных решений — ведь ни один чужой опыт или вывод специалистов не «ложится» гладко на нашу семью: таких, как мы, больше нигде в мире нет.
При этом есть общие принципы. Они просты и банальны, как все истинное. Ответственность есть у обеих сторон — и у родителей, и у детей. Чем старше ребенок, тем больше у него ответственности. Если я беру ответственность за его дела на себя, скорее всего, он ее отбирать не станет. Часто так случается со школой. Мы сильнее озабочены состоянием дел в школе, чем наши дети. На то есть объективные причины, естественно. Но если ребенок это понимает и если такое положение вещей закрепляется, мы вряд ли дождемся от него рвения к учебе. Только когда он вдруг осознает, для чего именно ему нужно учиться.
Чаще всего природа берет свое. И ребенок, по мере взросления, пытается отвоевать себе право принимать решения касательно важных для него вопросов, и нам надо научиться это право ему отдавать. Это сложнее, чем делегировать обязанности в рабочих ситуациях или перестать советовать врачу, как лечить. Я люблю своего ребенка, но не доверяю ему. И в этом нет противоречия. Я помню его маленьким и совершенно беспомощным, иногда я даже помню, что меня это тешило (пока ребенок нуждается во мне, я осознаю собственную важность и значимость), я помню, сколько всяких происшествий было, пока он учился самым простым вещам… Иногда за всем этим я не могу увидеть формирующуюся волю и настойчивость.
Для формирования самостоятельности очень важно иметь личное пространство. Неприкосновенное по определению. Это относится и к территории, и к психологической сфере. Когда это становится важным для ребенка, мы можем узнать по его требованиям. Он предъявляет права на владение (игрушки, одежда, кровать, велосипед), высказывает своё мнение относительно событий (куда идти гулять, во что одеться, что рисовать), хочет иметь свой мир (закрыться в комнате, не показывать, чем занят или что рисует).
И надо научиться уважать право ребенка на собственный мир и собственные ошибки (в том числе не успешность в чем­-то). Как только он убедится, что мы принципиально выдерживаем границы, откроет их нам сам с радостью. Потому что детям, как и всем людям, хочется контакта и обсуждения важных вещей с близкими, с теми, кому можно доверять. И только на этой основе мы можем сильно, при этом безопасно для ребенка, влиять на формирование его мировоззрения, стиля жизни и образа мысли.

Анна Пришутова, психотерапевт, консультант, директор консалтинговой компании «Пситрон»