Запорожская компания «Мотор Сич» потеряла завод в Беларуси

1475
0

Президент Беларуси Александр Лукашенко своим распоряжением вернул в государственную собственность Оршанский авиаремонтный завод, контроль над которым с 2011 года находился у моторостроительной компании «Мотор Сич».

Как пишет «ЛБ», 11 июля Александр Лукашенко посетил Оршанский авиаремонтный завод (ОАРЗ), где перед телекамерами объявил, что предприятие возвращается в собственность государства, и потребовал восстановить его эффективную работу.

Серьезные проблемы у белорусского бизнеса Богуслаева начались в 2017 году. Сперва не был выполнен в срок заказ по ремонту вертолетов для белорусской армии. Затем белорусский бизнес-партнер Богуслаева Александр Садовой (совладелец ЗАО «Системы инвестиций и инноваций», примерно 40% акций ОАРЗ) начал играть против него – писать жалобы в Генпрокуратуру на неправомочные действия назначенных украинской стороной топ-менеджеров ОАРЗ.

Предприятие тем временем несло убытки: по итогам 2017-го задолженность Оршанского АРЗ втрое превысила выручку. Начались проверки – сперва Комитета Государственного Контроля (КГК) Беларуси, а затем и прокуратуры. В отчете КГК, например, говорилось: «Можно говорить о серьезных нарушениях законодательства со стороны бывшего руководства завода, назначенного украинским акционером, и должностных лиц «Мотор Сич». Данные нарушения привели к срыву ряда контрактов, заключенных с иностранными предприятиями, а также белорусским заказчиком, финансируемым из бюджета. Вызывает сомнение стоимость поставленных на завод материальных активов, а также обоснованность их отнесения к инвестициям».

В конце апреля в Орше прошло собрание акционеров Оршанского авиаремонтного завода, на которое прилетел и Вячеслав Богуслаев. Но решение о возвращении ОАРЗ в собственность Беларуси уже, видимо, было принято. «Белорусский акционер – «Системы инвестиций и инноваций» – 10 апреля сообщил о готовности вернуть акции государству, украинский – «Мотор Сич» – 27 апреля сказал, что также готов вернуть акции предприятия государству», – сообщило агентство «Интерфакс-Запад».

Некоторое время стороны еще рассчитывали как-то договориться. Богуслаеву неофициально предложили приехать на переговоры в администрацию Лукашенко и добровольно отдать все акции ОАРЗ, а также заплатить «неустойку за ненадлежащее выполнение инвестиционного договора». Тогда против него не будут возбуждать уголовное дело и даже позволят дальше вести бизнес в Беларуси.

Однако в Минск Богуслаев больше не поехал, вместо этого дал 3 мая интервью агентству «Интерфакс-Украина», в котором заявил, что все претензии белорусской стороны к нему надуманны, сам он как инвестор свои обязательства выполнил «на 110%», а проблемы Оршанского АРЗ связаны с политикой и прежде всего со взаимными санкциями РФ и Украины, из-за которых ОАРЗ не может закупать в России запчасти и комплектующие.

15 мая Генпрокуратура Беларуси возбудила уголовное дело в отношении бывшего гендиректора завода и должностных лиц ПАО «Мотор Сич» из-за превышения служебных полномочий, повлекших тяжкие последствия. Сообщение на сайте ведомства гласило: «В ходе проверки деятельности акционеров ОАО «Оршанский авиаремонтный завод» сотрудники управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Генпрокуратуры осмотрели помещения представительства ПАО «Мотор Сич» (Украина) в Беларуси и изъяли документы, относящиеся к деятельности украинского инвестора на территории нашей страны.

По результатам проверочных мероприятий Генпрокуратурой в отношении бывшего генерального директора завода и должностных лиц ПАО „Мотор Сич“ возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 426 УК «Превышение служебных полномочий, повлекшее тяжкие последствия».

Тогда же пошли разговоры о том, что «богуслаевский» пакет акций ОАРЗ передадут в собственность государственной компании-экспортеру вооружений «Белспецвнештехника». (Совпадение или нет, но в октябре 2017 года на должность директора «Оршанского авиаремонтного завода» был назначен Павел Случак, который прежде работал начальником управления авиатехники «Белспецвнештехники».)

В данном случае мы видим, что, так скажем, «особенности» ведения бизнеса в Беларуси (полная незащищенность частной собственности, возможность ее отнять простым решением чиновников) наложились на то, что «белорусский проект» Богуслаева вызвал раздражение как в Москве, так и в Киеве.

Российская сторона публично возмутилась появлением «самостоятельного» Ми-8МСБ, созданного без учета российских интересов, без соответствующей лицензии и передачи авторских прав. А неофициально – еще и попыткой Беларуси создать собственную крылатую ракету в кооперации с Украиной. Это в понимании Кремля как-то не укладывалось в «союзнический» статус Минска.

В свою очередь, у официального Киева деятельность «Мотор Сич» на ОАРЗ вызывала глухое раздражение из-за того, что через свою белорусскую «дочку» Богуслаев пытался обходить санкции, наложенные на военно-техническое сотрудничество с Россией.

В результате на белорусское руководство начали давить и из Киева, и из Москвы – и россияне, и украинцы угрожали сокращением взаимной торговли, а в Кремле еще и пригрозили перестать отправлять российскую военную технику на белорусские заводы для ремонта и модернизации. После этого судьба «белорусского проекта» «Мотор Сичи» была предрешена…