«Жизнь в твоих руках», — художница Ольга Харьякова (ФОТО)

973
0


Она
мечтала заниматься наукой, но жизнь сложилась так, что после 10 лет работы бухгалтером однажды решила все бросить и уйти в творчество. Сейчас, когда Ольга говорит о своей работе, у нее горят глаза, от нее веет позитивом, и она точно знает, чего хочет от жизни. Ольгу Харьякову многие знают как зампредседателя Запорожского городского объединения художников «Колорит», в котором состоит много творческих личностей Запорожья. Также она является организатором и куратором масштабной выставки «До, під час та після Майдану. Передчуття». Но мало кому известно, что Ольга рисует потрясающие картины. Так что разрешите представитьОльга Харьякова, художник­абстракционист   

— Почему Вы решили резко изменить свою жизнь? 

— К этому подвела сама жизнь. В раннем детстве родители отдали меня в музыкальную школу. Я занималась творчеством параллельно с учебой в школе — устраивала различные вечеринки, рисовала стенгазеты, т.е. постоянно включались мозги на импровизацию. В 17 лет благополучно уехала в Днепропетровск, где получила красный диплом микробиолога. В университете тоже была в «творческом полете» и после окончания вуза очень хотела заниматься наукой, но не сложилось — у меня родилось двое деток, и потом, в 2000­х годах наука была в таком «загоне», что я сначала устроилась на работу офис­менеджером, потом получила второе высшее образование — бухгалтер­экономист. По этой специальности работала 10 лет, пока мои дети не выросли.

— Тогда­то и решили вернуться к творчеству?

— Да. И поскольку в нашей жизни нет ничего случайного, открыв Интернет, я увидела, что в галерее «Ленин» открылись курсы по изучению истории искусств. Правда, занятия начались в октябре, а я пришла в марте. Курсы вела Лилия Бережненко, которая на первом моем занятии сказала: «Вот мольберт, холст и краски ­ начинаем». Так боязнь пустого холста у меня «сняли» в первый день. Это был 2009 год.

—  А в 2011 году была выставка?

— Это была первая персональная выставка, а вторая состоялась в 2014 году. Также я часто принимаю участие как организатор и художник в коллективных выставках.

— Не страшно ли было уйти со стабильной работы в творчество?

— Я не боялась, потому что меня поддерживала семья. Родные радовались первым картинам, которые у меня получались. Уходила из бухгалтерии я потому,  что дальше не могла этим заниматься, не видела своего развития в профессии. Я понимала, что была в возрасте, когда нужно что­то менять или смириться. А я так не могу! Мне нужно постоянно двигаться вперед. У меня есть «синдром отличницы» ­ завтра быть лучше, чем вчера.

— Что Вы пишете? 

—  Сначала я писала все — пейзажи, натюрморты, портреты. Работала с акварелью, пастелью, маслом, акрилом. Мне нужно было понять, в чем мое преимущество. Тогда за неделю могла создавать по две картины, может быть, это творческий голод — столько времени вроде как потратила зря, а сейчас погружаюсь в блаженство и делаю то, что нравится.

— Для Вас нет табу?

— Эксперимент — мое все! Я не могу рисовать картины в одной технике, это скучно.  У меня есть картины с различными сюжетами, но последние 3 года увлекаюсь абстракцией. В 2016 году я обучалась в Киеве, в Школе современного искусства, где окончательно убедилась: абстракция — мой стиль.

— Чем же он Вам нравится?

— Абстракция дает такие возможности, которые не дает обычная живопись! Абстракция снимает барьеры. К тому же, акрил позволяет делать просто чудеса!

— В чем сложность абстракции?

— Когда работаешь в направлении реализма, ты срисовываешь. Да,  пропускаешь через себя, что­то добавляешь, но делаешь копию природы. Для меня это скучно. В своих абстракциях от природы далеко не ухожу, но это ­ образы. Вот есть картина, на которой я изображала полуобнаженную женщину, а другой человек видит там парочку, которая идет по осеннему парку, третий зрит падающую бездну и звезды. Я создаю картину с определенным настроением, а спустя время человек, который абсолютно ничего не знает об истории ее создания, видит все по­своему. И это хорошо! Потому что мы всегда ассоциируем себя с какими­то историями, и поэтому абстрактная картина — это самопознание.

— Одна и та же картина может выглядеть утром и вечером по­разному…

— У меня есть картины с рельефами, и если сделать подсветку, то вот этот рельеф высвечивается и вообще по­другому смотрится, это игра света и тени…

— Ольга, а мнения коллег для Вас важны?

— Иногда я прислушиваюсь к мнениям художников и критиков. Но даже если мне скажут, что какая­то деталь должна быть изображена по­другому, то в душе я точно знаю, что сделала все так, как задумала. У меня внутри будут сидеть «колючие ежики», и пока не сделаю так, как мне надо, меня «не отпустит».

— А что Вас вдохновляет на творчество?

— Мы достаточно часто путешествуем, и я беру с собой скетчбук, карандаши, акварель. В декабре из Таиланда привезла около 25 набросков, рисовала ежедневно, ведь есть что – море, пальмы, кокосы.

— Но Ваше преимущество — картины большого формата?

— Самая большая моя работа 170 см на метр. Были работы и 140х90, и 130х80. Знаете, я часто беру работы, которые мне не нравятся, и поверх них рисую новые, и это делает картину еще лучше и интереснее.

— Чем пишете картины?

— В живописи, кроме кисти, можно использовать все, что угодно — мастихин, пальцы, расческу, целлофан, листья деревьев. Абстракция интересна тем, что, не касаясь кистью холста, можно создать шедевр. Когда я разливаю жидкий акрил на полотно, происходит химическая реакция. Все «пузырьки», «шарики», линии —  они нерукотворные, и в этом есть какой­то Божий промысел, я бы сказала. Прелесть в том, что ты контролируешь процесс, но окончательный результат от тебя не зависит. Знаете, маленькие дети в восторге от таких картин. У них еще нет настроя на то, что трава должна быть зеленая, небо — голубое, солнце — желтое. Они просто видят силу картины и ее гармонию.

— А реально ли заработать на творчестве?

— Любое искусство можно продать при умелом менеджере. Это я вам точно говорю. У меня вопрос о заработке возник, когда накопилось достаточное количество картин и их нужно было как­то реализовывать, делиться творчеством. Холсты, краски, обучение стоят денег. Успешный художник – тот, картины, которого покупают. И сейчас все складывается замечательно.

— Расскажите о Ваших интерьерных работах. 

— Планируя интерьер, дизайнеры вписывают в свои проекты работы определенного стиля и цветовой гаммы. Но люди порой отказываются от услуг художника и вешают на стены картины, которые остались от бабушки, или  покупают просто понравившуюся работу ­  это ломает замысел дизайнера, а интерьер теряет свою индивидуальность. В лучшем случае могут повесить распечатанную картину на холсте. Я же пишу «живые» интерьерные работы,  умею это делать и разработала множество авторских техник и приемов. Я также беру заказы по написанию картин для дизайнерских интерьеров.

— Вы состоите в объединении «Колорит». Как давно?

— Где­то 6 лет, но меня не сразу приняли в «Колорит». В  2011 году сказали, что нужно еще поучиться. Год я занималась у Антона Шеретова, а потом меня все­таки приняли. Сейчас я зампредседателя этого объединения.

— Ольга, а Вы часто представляете свои работы на выставках в других городах?

— Такую задачу я перед собой еще не ставила, но мои картины есть в Израиле, Германии, Чехии, России, Китае. Так что по миру они разъехались. В Запорожском областном музее также есть шесть моих работ. Я третий год подряд участвую в  городском пленэре «Запорожский пейзаж», который проводит наш Областной художественный музей, так что реализм я тоже пишу, но с элементами абстракции. Менеджмент в «Колорите» занимает личное время и пространство, но я сосредоточусь и начну «продвигать» свое творчество. Найти меня можно на «Фейсбуке», у меня есть свой сайт, планирую завести аккаунт в Instagram, чтобы публиковать свои работы.

— А персональную выставку планируете?

— У меня накопилось достаточно работ, чтобы завесить ими небольшой зал, но я хочу тщательно подготовиться. Раньше каждая моя работа казалась шедевром, а сейчас, наверное, это приходит с опытом, я вижу, что есть, над чем поработать. Персональная выставка — это всегда подведение итогов в творчестве. У меня много стилистических направлений. Вот я еще немножечко себя психологически настрою, поработаю и презентую.

— А готова ли наша публика к таким работам?

— В Запорожье не любят новые формы искусства, но это, скорее, из­за того, что мы делаем мало выставок тех же абстракций. На самом деле, качественная абстракция не пишется «левой ногой», как многим кажется. Делать то, что ни на что не похоже — гораздо труднее. Нужно придумать композицию, подобрать цвета, и еще существует множество тонкостей. Это все требует определенного психологического состояния и владения художественными приемами и материалами. Иногда можно и по­другому — смешать краски и буквально за 30 минут создать картину. Когда ты «отключаешь» голову, отдаешься творческому порыву, картина сама себя делает.  И где тут истина?

— Есть ли у Вас замысел картины, которую хотите написать?

— Да, я хочу написать картину, которая бы стоила 50 тысяч долларов (смеется).

— Что на ней должно быть изображено?

— Вот так вот сразу? Ну, наверное, то, что вызовет светлое чувство радости, и не у одного человека. А еще красивое сочетание цветов и чтобы на полотно хотелось смотреть и смотреть.

— В 2011 году в одном из интервью Вы признались, что хотите заняться лепкой…

— Я до сих пор хочу. Это все впереди, пока я поставила перед собой немного другие задачи.

— Творчество — это…?

— Прежде всего, самореализация. Мне приятно, если мои картины нравятся, и я с удовольствием дарю свои работы людям, которым они пришлись по душе. Для меня это праздник, появляется чувство нужности этому миру.

— Ольга, многие боятся в 30 лет начать заниматься творчеством, мол, уже поздно…

— Я в 40 лет начала учиться рисовать, потому что мне это интересно. Ну, а что делать? Мы же молодые! Сейчас старость отодвигается минимум на 30 лет. Я со своими 26­летним сыном и 23­летней дочкой общаюсь на равных, мы носим одинаковую одежду, думаем одинаково, смотрим фильмы и слушаем одну и ту же музыку. Происходит сближение поколений.

— Что бы Вы хотели пожелать тем, кто боится менять свою жизнь?

— Основной тезис, по которому я живу с 2009 года, таков: если человек работает по замкнутому кругу «дом­работа­дом­работа», это не приносит ему никакой радости. Если   человек мечтает выйти на пенсию, чтобы заняться любимым делом, то в этом случае лучше посмотреть на свою работу, развернуться и уйти, пусть даже в никуда. У нас судьба предопределена. Обязательно возникнет ситуация, когда вам предложат работу мечты или хобби станет основным источником дохода. Не сидите на месте! Поднимайтесь с дивана и делайте то, что вам нравится! Жизнь такая короткая, нужно пользоваться моментом, пока мы здесь, и получать удовольствие.

Яна ПЕТРОВА, фото Ольги ХАРЬЯКОВОЙ