Запорожский фестиваль «Байда» приглашает гостей на свой 35-й день рождения!

1201
0

Наша газета уже анонсировала проведение в городе XXXV Международного фестиваля «Байда». Сегодня более подробный рассказ о событии, которое вот уже более трех десятилетий делает имя Запорожью как одному из центров авторской песни и песенной поэзии всего бывшего Союза
«Ты помнишь, как все начиналось?»
Мы встретились с Еленой Алексеевой — художественным руководителем фестиваля и попросили рассказать об истории этого настоящего явления в культурной жизни города. Но сначала пару слов об атмосфере. 1983 год, «андроповщина» и попытки закрутить гайки после периода брежневской «расхлябанности». В кинотеатрах и банях ловят прогульщиков, в т.ч. школьников, и тут в начале июля Запорожье собирает исполнителей авторской песни со всего Союза.
­ Президентом Запорожского клуба авторской песни была тогда молодой ученый, а ныне известный политик Александра Кужель, ­ рассказывает Е. Алексеева. ­ Напомню читателям, что это был период, когда клубы и фестивали авторской песни в СССР были запрещены. А наш Клуб не был разогнан, скорее всего, благодаря умению Шуры находить общий язык со всеми, в том числе и с комсомолом.

Собственно на фестиваль никого не приглашали, просто Александра позвала гостей… на свой День рождения и собрала их на острове Байда. «Нужные люди» следили за всеми подобными поползновениями в стране и, говорят, удивлялись: «Кто такой этот Кужель, что к нему со всего Советского Союза едут на День рождения?».
Лауреатами первого фестиваля стали люди, которых сегодня считают классиками жанра. Это ­ поющий поэт (по признанию уже легендарных личностей нашего времени) харьковчанин Владимир Васильев, который в этом году у нас будет председателем экспертного совета, Любовь Захарченко («Чёрная смородина», «Идет война, но это не событие…» и т. д.) и Геннадий Жуков — один из основоположников бард­рока. Все они получили путёвку в весьма успешную творческую жизнь именно на «Байде».
А дальше началась Перестройка, многое изменилось и в запорожском бардовском движении. В 1986 году был основан Клуб песенной поэзии «Парус», его возглавил Сергей Кучма. Я, тогда молодая студентка истфака, состояла в Клубе, и впечатления от первого фестиваля врезались мне в память на всю жизнь. Приехали поездом из археологической экспедиции, затем ночная Хортица, лесная дорога, берег Днепра, лодка и вдали — на острове Байда — палаточный лагерь с кострами и много дружелюбных людей.
Да, традиция «дней рождения» сохранилась и дальше: Сережа Кучма перенес фестиваль на август, свой День рождения. Основные мероприятия проходили на базе отдыха «Запорожстали» и на упомянутом острове.
А ещё помню, как нам звонил по телефону ныне знаменитый «знаток» и телеведущий Боря Бурда и спрашивал: «Байда» будет? Я приезжаю».
Замечу, что очень много известных людей в разные годы были гостями фестиваля: Виктор Берковский, Алексей Иващенко, Георгий Васильев, Юрий Кукин, Виктор Луферов, Юрий Гарин, Григорий Декштейн, Владимир Каденко, Сергей Каплан, Михаил Коноплев, Юрий Лорес, Леонид Духовный, Семён Кац…
Здесь мы вклинимся в рассказ Елены и напомним читателю, что Виктор Берковский — наш, запорожский! Прошёл трудовой путь от вальцовщика до замначальника технического отдела «Днепроспецстали», затем уехал в Москву в аспирантуру и остался там на преподавательской работе. Берковский стоял у истоков нового направления в авторской песне, композиторского, и не одну из своих ставших классикой песен создал именно в нашем городе. Уже в 1960­е Виктор Семенович стал тем, о ком скажут в 2000­е: «Он не был победителем конкурсов и фестивалей, заслуженным и народным артистом, но его песни пели, поют и будут петь люди». И правда, «Гренада», «На далекой Амазонке» («А я хочу в Бразилию…»), «До свиданья, дорогие» пела вся страна. А в 1978 году мелодию песни В.Берковского и С. Никитина «Под музыку Вивальди» аранжировал для своего оркестра легендарный французский композитор и дирижер Поль Мориа…
Международный фестиваль на энтузиазме и за свои собственные деньги
­ Помню, что в первые годы комсомол нам немножко помогал, ­ продолжает Елена Алексеева. ­ В 1987 году мы делали большую стенгазету­коллаж, в частности, с кадром из советского фильма про войну, и кто­то из комсомольских функционеров подходил и спрашивал: «Что это вы нам тут фашистских солдат вывешиваете?». Было такое смешное кураторство…
А дальше фестиваль «Байда» ­ в силу разных причин ­ очень быстро отделился от государственных структур. И когда началась Перестройка, наши ребята начали сами поддерживать фестиваль. Некоторое время «Байдой» занимался Николай Алексеев, потом Игорь Холодов и Александр Белан. А вот Сергей Кучма вкладывал в него собственные деньги 10 лет. Недавно поднимала архив публикаций того периода, и не было ни одной городской газеты, где бы не появлялась большая статья о «Байде».
Стать лауреатом фестиваля было целым событием. Это и я прошла, и все актёры нашего театра, и мой сын, и Дима Долгов – наш знаменитый автор, и Леша Бардин — суперзвезда бардовской песни…
Снова уже от себя сделаем уточнение по полтавчанину Бардину: «Алексей — один из создателей и в настоящее время единственный Великий Магистр ордена «Т.А.П.К.И.» (Танцевальная Авторская Песня и Кое­что Исчо). Вышли лазерные диски «Звездный Падеж» и «Мультфильмдр» (сайт «Бардс.ру»).
­ Конкурсный отбор (сначала это называлось слетом, а потом фестивалем), ­ вспоминает Елена Ивановна, ­ был всегда демократичным. Могли выйти на сцену и настоящие звезды жанра, и совсем молодые ребята. Это делалось для того, чтобы людей не отталкивать, а привлекать к авторской песне.
Потом был период, когда фестивалем занимался уже упоминавшийся мной Дима Долгов, ныне киевлянин. Ему помогал один известный политик. В этот период состоялось три фестиваля, как мы говорим, с заходом на город — с большими сценами на площадях. В одном из таких концертов участвовал и Виктор Семенович Берковский. Тогда на площади Фестивальной было такое проявление народной любви к легендарному земляку, которое и не снилось многим эстрадным звездам!
По своей инициативе фестивалю помогали в разные периоды городские благотворительные фонды и отдельные чиновники…
Теперь у нас война, С. Кучма — пенсионер, и фестиваль «Байда» «ушел в подполье». Находили очень скромные по затратам базы то на «Волне», то на Великом Лугу, но все равно проводили этот по­настоящему народный проект, который таковым на одном из громких городских конкурсов не признали. Замечу, что в Харькове, Сумах, Днепре ситуация существенно иная…
В прошлом году у нас вообще не было никакого финансирования. И это несмотря на то, что получилась очень хорошая программа и замечательный концерт в ДК «Титан».
Фестиваль уже этого года готовим с января, когда все к нему причастные объединились в Запорожский центр авторской песни. Речь о Театре поэтической песни, Клубе авторской песни «Зелёное небо», творческом объединении «Плеяда», представителях первого запорожского Клуба… И здесь мы нашли полное понимание и поддержку в лице директора ДК «Титан» Татьяны Бойко.
Суть инициативы в том, что организовывались концерты, а вырученные средства аккумулировались в фонд фестиваля.
И в 2018 году уже традиционно в первые полные выходные сентября ­ 7, 8, 9 ­ мы приглашаем наших друзей на «Байду». Концерт в ДК «Титан» ­ бесплатный (о пригласительных мы рассказывали неделю назад), но база отдыха «Днепрянка» (Павло­Кичкас) бесплатной быть не может. Проживание в течение 2­х суток, питание и переезды стоят всего 300 гривен.
На базе можно поселиться в корпусе, а можно поставить палатки. Естественно, нельзя жечь костры. Если кто­то хочет просто приехать посмотреть, все равно нужно будет зарегистрироваться.
Что касается собственно фестиваля, то программа очень насыщенная. Планируется две локации: одна сцена в помещении, одна (так называемая «зеленая сцена») — на улице. ДК «Титан» помогает нам аппаратурой. Мы проводим нон­стоп концерты почетных гостей, конкурсные прослушивания и концерт, посвящение в казаки (наш традиционный обряд), «чайхану», обучающие мастер­классы (например, дружеского шаржа), концерт «Запоріжжя вітає друзів».
В воскресенье, 9­го, как я уже упоминала, состоится гала­концерт в ДК «Титан».
О жанре
В суматохе дней (это мы уже от себя) много людей или забыли, или вовсе не знакомы с таким явлением как авторская песня. А ведь это уже отдельный вид искусства, по которому за рубежом даже диссертации защищают!
­ Основоположниками жанра авторской песни, ­ рассказывает Елена Алексеева, ­ считаются Булат Окуджава, Александр Галич, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева и Юлий Ким. Добавлю, что в Украине авторская песня всегда была очень мощно представлена. Во все антологии жанра входят наши украинские барды Владимр Каденко, Александр Медведенко (Дов), Семён Кац, Виктор Байрак, Игорь Жук и другие…
Сейчас и вовсе набирает популярность авторская песня, созданная на украинском языке. В её основе традиционные народные мотивы, т.е. песни украинских бардов более мелодичны, более распевны, хотя здесь тоже встречаются очень разные стили. Мне в этом плане более близок Владимир Завгородний, который делает замечательные баллады — просто целые полотна!
Кстати, многие авторы пишут на двух языках, например, Владимир Каверин (сейчас киевлянин, а раньше жил в Черновцах). Очень интересны Валерий Марченко (Ровно) и Наталья Криничанка (Львов)…
Без ложной скромности подчеркну: Запорожье считается неофициальной столицей авторской песни в Украине уже много лет. Такого мощного творческого потенциала не имеет ни один город Украины. Вдобавок ко всему мы сами готовим свою смену. Вместе с фестивалем «Байда» празднует юбилей и «кузница» кадров – Студия авторской песни. 25 лет назад она начала свою деятельность в стенах тогда еще ЗГУ. Потом из её лучших выпускников был создан Театр поэтической песни. А сейчас процесс подготовки молодёжи, в частности, я продолжаю в стенах городского Дворца детского и юношеского творчества.
Напомню, что в Запорожье проходит ещё несколько фестивалей авторской песни. Но «Байда», бесспорно, самый авторитетный из них.
* * *
В заключение еще раз приглашаем запорожцев и гостей города на фестиваль и гала­концерт 9 сентября. Справки: Суровыкина Елена Тимофеевна (с 17:00 до 23:00), тел. +38­095­045­71­86, +38­067­906­09­63, эл. почта 17pirit@gmail.com. Пригласительные билеты на заключительный концерт в ДК «Титан» можно заказать по тел. (061) 279­53­46.

Светлана Третьяк