Марк Кузнецов. Старший сержант, мастер спорта с дипломом о высшем образовании, спасатель

4235
0
17 сентября в Украине отметили День спасателя. Немного с опозданием наш рассказ о представителе этой славной профессии. И здесь никакого излишнего пафоса в оценках. Да, в советские времена даже анекдоты «про пожарников» рассказывали, и престиж этого труда был невысоким. И сегодня, например, в России эта профессия не входит даже в десятку престижных. А вот в США первая десятка наиболее уважаемых профессий выглядит так: 1) пожарный; 2) врач; 5) учитель; 6) военный; 8) священнослужитель; 10) инженер
Жизнь в спорте
Наш собеседник Марк Кузнецов — старший пожарный Самостоятельной государственной пожарно­спасательной части №7 Запорожской области Хортицкого района, старший сержант службы гражданской защиты.
Ему чуть больше 50, но вида он бравого и спортивного. Еще бы! Марк Петрович долгое время состоял в сборной Украины по пожарно­прикладному спорту (ППС).
­ Если честно, ­ признается М. Кузнецов, ­ то я не планировал быть пожарным. Несмотря на то, что мы лихо преодолевали полосу препятствий и забирались на четвертый этаж учебной башни, реальная боевая работа даже страшила. И я думал, что никогда не смогу работать так, как ребята из частей.
А пожарно­прикладным спортом начал заниматься с 7 или 8 лет. То есть более 40 лет в строю! Тогда все получилось просто: пришел в школу тренер Александр Недоступ и набрал детей в секцию. Занимались в спортзале, состояли в ДЮПе (Дружина юных пожарных). Я тогда принимал участие в чемпионатах республики в Харькове, Львове, Николаеве, Киеве и даже в союзных соревнованиях в Риге.
Норматив мастера спорта выполнил в 1991 году в Ивано­Франковске по всем 3­м видам нашей программы. Я всегда был первым, как тогда говорили, «зачетником» в команде, т.е. обеспечивал зачетные очки. Медалей по итогам соревнований очень много, матушка моя их до сих пор сохраняет.
Запомнилась одна медаль, «добытая» в Харькове в 1998 году на матчевой встрече. Тогда мы с Сашей Тарасенко стали призерами в дисциплине «выдвижная лестница».
Замечу, что ППС — очень сложный вид спорта, это работа в тепловом и кислородном режиме, но, тем не менее, спортсменом я остался до сих пор. Стараюсь каждый год участвовать в соревнованиях в свои уже практически 52 года. Хотя у нас, как говорят, «лошадиный» вид спорта, где очень большие нагрузки. Конечно, в таком возрасте мышцы уже не такие эластичные, да и члены семьи говорят, что пора «завязывать», но для меня это ­ экзамен: прохожу – значит, еще не старичок…
От армии до пожарной части
­ Я служил под Харьковом в городе Мерефа, где сейчас находится наша пожарная «учебка», потом под Киевом и Москвой. Был в школе сержантом, командиром отделения. Основная служба — в Подмосковье, там мы входили в систему Гражданской обороны. Было много учений. Выезд в лес, укрытие пожарных машин при температуре до минус 30­ти, жизнь в палатках. Словом, когда возвращались в казармы, то даже пол целовали, так хотелось тепла и уюта.
После армии меня «военизировали». Что это значит? То есть взяли в профессиональный спорт. Был такой Лыткин Юрий Геннадиевич, он меня взял в команду. Одним словом, служил спортсменом: бегал, ездил на соревнования каждый год, начиная с 1988 года — на чемпионаты Украины. Но сначала сборы, тренировки, подготовка…
И тут отмечу, что в спорте и профессии едва ли не самую главную роль играет боевой дух, т.е. морально­боевые качества. Прежде всего, это ­ верность, т. е. готовность не предать друг друга, не пойти против законов братства, не обманывать ни себя, ни друзей…
Так я «пробегал» почти 14 лет. Многому научился, а где­то в 2000­м году получилось так, что отстаивал я своего тренера, а значит, был как бы неудобен… Словом, нашли повод, отчислили из сборной и отправили на боевую службу. В 33 года жизнь фактически нужно было начинать заново…
С 2000 года я работаю в СДПЧ­7 (Самостоятельная государственная пожарно­спасательная часть). Раньше она называлась СДПЧ­12. Огромное спасибо Виктору Васильевичу Павлову, тогдашнему начальнику части, и начальнику караула Юрию Николаевичу Лютому за поддержку!
Еще раз признаюсь, не хотел и даже боялся идти сюда при всем нашем героизме на учебной башне. Но отслужил вот уже 18 лет… А все мои боязни после 3­4 лет службы прошли, я полюбил эту работу и буквально пропитался ее духом.
Да, здесь своя специфика. Ведь для пожарного (уже не для спортсмена, для которого главное ­ навыки и скорость) очень важны знание района, дислокация гидрантов, быстрота принятия решения. А самое главное для каждого из нас — спасение человеческой жизни. Все же остальное — это просто работа. Кто­то занимается с лестницами, кто­то с пожарными рукавами… И каждый знает свою работу, как автомат. Мы тренируемся, а после пожара обязательно делаем «разбор полетов»: кто сработал хорошо, а кто «натупил» и к чему могла привести допущенная ошибка.
Что касается наград, то орденов­медалей у меня нет. Я ­ обычный пожарный. Да, имею нагрудный знак тогда еще Министерства по чрезвычайным ситуациям «Кращий працівник пожежної охорони» 2006 года. Кстати, не за конкретный случай, а, как говорится, по совокупности. Всегда стараюсь все делать хорошо и достойно. Так меня учили, и я передаю сейчас эти знания молодежи.
Учителя
­ Не могу не сказать о людях, которые реально вложили в меня свою душу и очень многому научили в спорте, продолжает Марк Петрович. – Это ­ мои тренеры: Принь Петр Иванович, сейчас он на пенсии, Недоступ Александр Федорович, Шаповаленко Иван Петрович. Все они ­ мастера спорта. Александр Федорович вообще является легендой прикладного спорта, завоевывал медали не только на чемпионатах СССР, но и выше. Приятно, что я близко знаком с такими людьми.
Нельзя не вспомнить Анатолия Романченко. А еще Леонида Коробова ­ его уже, к сожалению, нет среди нас, а вот его сын сегодня ­ начальник 9­й пожарной части в Запорожье.
В этом году мы проводили в последний путь Владимира Дановского. Это ­ достойные люди, которые поддерживали высокий уровень ППС на протяжении многих лет, точнее зарождали его в городе.
Это все мои учителя, которые позже стали коллегами. Например, Александр Тарасенко ­ тоже представитель сборной Украины, участвовал в союзных соревнованиях.
«На войне — как на войне»
Жизнь пожарного — это всегда экзамен, а еще страшные картины, которые лучше долго в памяти не держать. Но некоторые эпизоды ­ хочешь не хочешь, а запоминаешь на всю жизнь. Особенно, когда ошиблись с решением, были невнимательны во время подготовки снаряжения. В нашем деле мелочей не бывает — это риск для твоей и чужой жизни, плюс потеря драгоценного времени.
Хорошо помню пожар на ул. Калнышевского, 10 в 2003 году. 3-­комнатная квартира на 10-­м этаже, задымленный подъезд, начиная со второго этажа, темень и страшная температура. Еще с десяток секунд — и нас бы всех не сожгло, а расплавило! Тогда мы отступили, но снова пошли в бой ­ уже в теплоотражательных костюмах и с фонарями. Потом при анализе этого пожара мы поняли, что получился эффект аэродинамической трубы (как в недавнем пожаре в ТРЦ «Зимняя вишня», г. Кемерово), в том числе из­-за того, что тушить начали с дальней комнаты.
А все в той квартире началось с зарядки автомобильного аккумулятора в домашних условиях…
Или вот был случай, когда приехали на вызов, а там горит машина. Дальше взрывается газовый баллон легковушки, крыша взлетает на уровень 8­го этажа, и я в последний миг успеваю упасть, иначе бы меня изрешетило осколками…
Совсем другие воспоминания о случае в Запорожской городской детской многопрофильной больнице №5. Зимой этого года произошло короткое замыкание электропроводки в реанимационном отделении. Потушили очень оперативно, не пришлось даже эвакуировать детей и мам…
А вообще, еще раз подчеркну, спасение людей — это главное. И как горько бывает, что не получается… Вот, например, во время пожара в кафе, расположенном в 17­м микрорайоне, вынесли женщину, пытались делать ей искусственное дыхание, она, вроде бы, начинала дышать, а потом, когда приехала реанимация, медики сказали, что она уже 20 минут, как умерла…
Или история, которая произошла в доме №10 на ул. Дорошенко. Женщина ушла за пивом, оставив ребенка дома. Мы во время пожара его спасли. Во всяком случае, в реанимацию дитя заносили живым, но потом младенец умер. Хотя и сработали мы тогда очень быстро. Наверное, температура во время пожара была очень высокая…
Тушили квартиру на ул. Запорожского Казачества, 5. Заходим ­ все горит. На полу без сознания мужчина и женщина в обнимку. Жена пыталась вытащить из горящей квартиры пьяненького мужа, но надышалась дымом и потеряла сознание. Мы их так и вынесли обнявшимися. Слава Богу, реанимировали обоих ­ семья спасена.
Знаете, какая это радость, когда человек остался живым! Особенно во время страшных ДТП, когда пострадавшего даже трудно вытащить из груды искореженного металла. Приходится все делать очень аккуратно, чтобы еще больше не травмировать человека.
Здесь пару слов о ремнях и подушках безопасности. «Таврия» и «Субару» на Заднепровской улице столкнулись лоб в лоб! Водитель первой погиб на месте, пассажир на заднем сидении — пьяненький, но живой. В салоне же «Субару» никто не пострадал…
Об «особых случаях»
­ Сегодня очень трудное время, ­ вздыхает Марк Кузнецов. ­ И вследствие этого много неадекватных людей, оставшихся вне всякого воздействия общества.
Поступил вызов на улицу Дорошенко, 3. Лежит мужчина­инвалид без ноги, суицидник. Самоподжог. Мы его спасли, но спустя неделю он нашел другой способ умереть…
Лахтинская, 11­а. Человек пытался провоцировать нас на драку. Горел тепловой шов между домами, а он с такой ненавистью к нам обзывал всех матом… Мы же, не обращая на него внимания, просто сделали свою работу.
Выезжали по адресу: ул.Героев 93­й бригады, д. 3. Там нетрезвый мужчина пытался с нами боксировать… Или другой случай: пожар в квартире — нетрезвый мужчина заснул, оставив на горящей плите кастрюлю… Мы его спасли, без сознания вынесли на воздух, и тут подбежал сосед и ударил пострадавшего по лицу…
На ул. Курузова, 3 своя беда. Три раза уже приезжаем к здешнему «постоянному клиенту», он каждый раз включает газовую конфорку…
Но и в подобных случаях мы едем и помогаем. Спасаем всех! И вообще я считаю, что главные качества спасателя — это доброта и терпение.
О себе
­ В 2004 году заочно окончил Институт информационных технологий, я ­ менеджер и юрист, но продолжаю работать спасателем. Наверное, тут каждый человек знает свое предназначение… Впрочем, многие мои сокурсники тоже не по специальности работают ­ кто­то священник, кто­то банкир.
Женат. Супруга — диспетчер на Запорожском огнеупорном заводе. Работа эта, наверное, ничем не легче нашей… Трое детей, младшему сыну ­17, он ­ студент Запорожского гидроэнергетического колледжа ЗГИА, шахматист 1-­го разряда, второй призер первенства города среди студентов. Но… собрался шахматы «бросать». Я против, но пока он меня в этом плане мало слушает…
Кстати, о шахматах! Самый популярный «ценный подарок» по итогам соревнований — комплект шахмат. Были времена, когда их накопилось в доме до двух десятков. Со временем почти все раздарил друзьям, а один комплект остался. На нем и воспитан второй призер первенства города!
И еще об одном. Говорят, что на фронте атеистов не бывает, там все молятся. Я ­ верующий человек, постоянно хожу в православный храм. Каждый день ­ молитва, и это мне очень помогает в жизни и работе. Думаю, что это помогает любому человеку.
Что касается хобби, то, кроме спорта, занимаюсь виноградарством на даче. С гордостью скажу, что и это дело у меня получается.
В заключение хочу отметить благожелательную атмосферу в нашем коллективе. Надеюсь, другие ребята, так же как и я, приходят на службу, как в дом родной. А это, согласитесь, большое дело. За это спасибо нашему начальнику части Дмитрий Колеснику, капитану службы гражданской защиты! Он возобновил традиции чествования ветеранов, дружеские встречи с ними. Ведь они передают нам свой богатый опыт. Назову здесь, прежде всего, Петра Викторовича Кислого и Евгения Яковлевича Зейдмана.

PS. Когда верстался номер: М. Кузнецов награжден нагрудным знаком «За отвагу в чрезвычайной ситуации» ГУ ГСЧС в Запорожской области.

Светлана Третьяк